СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Занимательная информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса ВД "Занимательная информатика" (5-6 классы)

Просмотр содержимого документа
«Занимательная информатика»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского кая







Рабочая программа


курса внеурочной деятельности

«Занимательная информатика»

основное общее образование, 5 – 6 классы (68 часов)





Составитель: Мымликова Е.В.,

учитель информатики



























р.п. Хор, 2022

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 5 – 6 классов средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Для реализации курса выбрано УМК авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), программе внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (автор Л. Л. Босова)1, а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Курс «Занимательная информатика» предназначен для учащихся 5 – 6 классов и нацелен на:

  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;

  • воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

  • формирование метапредметных образовательных результатов, в том числе умения работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.


Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами освоения учебной программы являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.


Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции).

Предметными результатами освоения учебной программы являются:

  • наличие основ информационной и алгоритмической культуры;

  • наличие представления о понятиях «алгоритм», «модель»;

  • сформированность основ алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;

  • сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы;

  • владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов.

Основное содержание учебного курса
    1. Решение логических задач в графическом редакторе.

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини исследований в графическом редакторе Paint.

Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе слож- ного графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графиче- ских примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания слож- ного графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических объектов.

Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; со- здание графических изображений в графическом редакторе.

    1. Табличный способ решения логических задач.

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однознач- ного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие состав- ления двух таблиц типа ООО.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выделение классов объектов, объектов и их свойств; установление отношений между объектами; выбор структуры таб- лицы (таблиц); установление взаимно-однозначных соответствий между объектами; интер- претация результатов, зафиксированных в таблицах.

Практическая деятельность: создание таблиц на бумаге; создание таблиц в тексто- вом процессоре и в редакторе презентаций; настройка анимации в презентации.

    1. Решение алгоритмических этюдов.

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о переклады- ваниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные спо- собы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке, анимированное решение в редакторе презентаций и др. Алгоритм как план действий.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; составление последователь- ности действий для решения задачи.

Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в тексто- вом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций; работа в виртуаль- ных лабораториях.

    1. Параллельные алгоритмы.

Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас.

Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.

Аналитическая деятельность: поиск примеров последовательных и параллельных алгоритмов в окружающем мире; выявление общего и отличия в последовательных и па- раллельных алгоритмах; разработка параллельных алгоритмов для решения задач.


Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в тексто- вом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций (возможна работа по созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch).

    1. Выявление закономерностей.

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; фор- мулирование и проверка гипотез.

Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лабо- ратории.

    1. Решение логических задач путём рассуждений.

Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Принцип Дирихле (рас- пределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; рассуждения по индукции; дедуктивные рассуждения; постановка вопросов.

Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в редакторе презен- таций.

    1. Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой.

Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к реше- нию комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных за- дач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выяснение соотношений между множествами; рассмотрение вариантов и определение количества вариантов реше- ния задачи.

Практическая деятельность: изображение кругов Эйлера, построение дерева вари- антов на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций.

    1. Разработка выигрышных стратегий.

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выработка стратегии игры.

Практическая деятельность: построение дерева игры на бумаге, с помощью тек- стового процессора и редактора презентаций; оформление таблицы с помощью текстового процессора и редактора презентаций.

Тематическое планирование


Название темы

Количество часов

1

Решение логических задач в графическом редактор

Техника безопасности. Графический редактор Paint. Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель). Решение головоломок в графическом редакторе Paint.

Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов. Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой.

Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрач ные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование. Работа над орнаментами.

Планирование последовательности действий.

Проведение мини исследований в графическом редакторе Paint







10

2

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия.

Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО).

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО.

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Оформление решений в редакторе презентаций.





8

3

Решение алгоритмических этюдов

Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др.

Анимированное решение в редакторе презентаций.







12

4

Итоговый проект

Подготовка итогового проекта.

Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ.


4


Итого

34

Второй год обучения

1

Параллельные алгоритмы

Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас. Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.


6

2

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента.

Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.



6

3

Решение логических задач путём рассуждений

Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Прин цип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.


6

4

Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой

Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.



6

5

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.



6

6

Итоговый проект

Подготовка итогового проекта.

Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ.


4


Итого

34


Календарно-тематическое планирование (первый год обучения)


занятия


Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

Решение логических задач в графическом редактор

1

Техника безопасности. Графический редактор Paint



2

Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель)



3

Решение головоломок в графическом редакторе Paint



4

Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов



5

Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой



6

Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование



7

Работа над орнаментами



8

Планирование последовательности действий



9 – 10

Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint



Табличный способ решения логических задач

11

Объект и класс объектов



12

Отношение между объектами



13

Понятие взаимно-однозначного соответствия



14

Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО)



15

Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО



16

Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО



17 – 18

Оформление решений в редакторе презентаций



Решение алгоритмических этюдов

19

Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лаборато риях



20

Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях



21

Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лаборато риях



22

Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных

лабо раториях



23

Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабора ториях



24 – 28

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др



29 – 30

Анимированное решение в редакторе презентаций



Итоговый проект

31-32

Подготовка итогового проекта



33

Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ



34

Резерв




Календарно-тематическое планирование (второй год обучения)



занятия


Тема занятия

Дата проведения

План

Факт

Параллельные алгоритмы

1

Техника безопасности. Совместная работа и параллельные алго ритмы



2

Параллельные алгоритмы вокруг нас



3

Разработка параллельных алгоритмов для решения задач



4

Созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch



5

Директор Строительства



6

Конвейерная обработка данных



Выявление закономерностей

7

Выявление «лишнего» элемента множества



8

Аналогии. Ассоциации



9

Продолжение числовых и других рядов



10

Поиск недостающего элемента



11

Разгадывание «чёрных ящиков»



12

Работа в виртуальной лаборатории



Решение логических задач путём рассуждений

13

Индукция. Дедукция



14

Задачи о лжецах



15

Логические выводы



16

Принцип Дирихле



17

Элементарные вопросы, или Метод половинного деления



18

Работа в виртуальной лаборатории



Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой

19

Множество. Объединение и пересечение множеств



20

Круги Эйлера



21

Подходы к решению комбинаторных задач



22

Графы



23

Использование графов для решения комбинаторных задач



24

Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint



Разработка выигрышных стратегий

25

Игра Баше



26

Стратегия игры



27

Дерево игры



28

Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы



29

Выигрышная стратегия



30

Доказательство отсутствия выигрышной стратегии



Итоговый проект

31

Подготовка итогового проекта



32

Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ



33 – 34

Резерв




Учебно-методическое обеспечение
  1. Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (Автор: Л. Л. Босова). Информатика. Примерные рабочие программы курсов внеурочной дея- тельности. 5 – 6, 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие/Под ред. Л. Л. Босо- вой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.

  2. Босова Л. Л. Информатика. 5–7 классы. Занимательные задачи/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, И. М. Бондарева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  3. Цветкова М. С., Курис Г. Э. Виртуальные лаборатории по информатике в началь- ной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.

  4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс. Учебник. – М.: БИНОМ. Лабора- тория знаний.

  5. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 6 класс. Учебник. – М.: БИНОМ. Лабора- тория знаний.

  6. Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2 – 6» (http://www.lbz.ru/files/5799/)

  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/)