Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского кая
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательная информатика»
основное общее образование, 5 – 6 классы (68 часов)
Составитель: Мымликова Е.В., |
учитель информатики |
р.п. Хор, 2022
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 5 – 6 классов средней общеобразовательной школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Для реализации курса выбрано УМК авторской программы курса «Информатика» Л.Л. Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), программе внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (автор Л. Л. Босова)1, а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
Курс «Занимательная информатика» предназначен для учащихся 5 – 6 классов и нацелен на:
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование метапредметных образовательных результатов, в том числе умения работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты.
Планируемые результаты изучения курса
Личностными результатами освоения учебной программы являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ компетенции).
Предметными результатами освоения учебной программы являются:
наличие основ информационной и алгоритмической культуры;
наличие представления о понятиях «алгоритм», «модель»;
сформированность основ алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
сформированность умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов.
Основное содержание учебного курса
Решение логических задач в графическом редакторе.
Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини исследований в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: выделение графических примитивов в составе слож- ного графического объекта и конструирование сложного графического объекта из графиче- ских примитивов; выделение повторяющихся фрагментов в орнаментах; поиск способов решения головоломок; разработка плана (последовательности действий) создания слож- ного графического объекта; выявление закономерностей при исследовании графических объектов.
Практическая деятельность: освоение инструментов графического редактора; со- здание графических изображений в графическом редакторе.
Табличный способ решения логических задач.
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однознач- ного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие состав- ления двух таблиц типа ООО.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выделение классов объектов, объектов и их свойств; установление отношений между объектами; выбор структуры таб- лицы (таблиц); установление взаимно-однозначных соответствий между объектами; интер- претация результатов, зафиксированных в таблицах.
Практическая деятельность: создание таблиц на бумаге; создание таблиц в тексто- вом процессоре и в редакторе презентаций; настройка анимации в презентации.
Решение алгоритмических этюдов.
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о переклады- ваниях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные спо- собы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке, анимированное решение в редакторе презентаций и др. Алгоритм как план действий.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; составление последователь- ности действий для решения задачи.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в тексто- вом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций; работа в виртуаль- ных лабораториях.
Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас.
Директор Строительства. Конвейерная обработка данных.
Аналитическая деятельность: поиск примеров последовательных и параллельных алгоритмов в окружающем мире; выявление общего и отличия в последовательных и па- раллельных алгоритмах; разработка параллельных алгоритмов для решения задач.
Практическая деятельность: создание схем, таблиц, списков на бумаге, и в тексто- вом процессоре; создание решений анимаций в редакторе презентаций (возможна работа по созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch).
Выявление закономерностей.
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; проведение аналогий; фор- мулирование и проверка гипотез.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в виртуальной лабо- ратории.
Решение логических задач путём рассуждений.
Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Принцип Дирихле (рас- пределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; рассуждения по индукции; дедуктивные рассуждения; постановка вопросов.
Практическая деятельность: создание схем на бумаге; работа в редакторе презен- таций.
Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой.
Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к реше- нию комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных за- дач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выяснение соотношений между множествами; рассмотрение вариантов и определение количества вариантов реше- ния задачи.
Практическая деятельность: изображение кругов Эйлера, построение дерева вари- антов на бумаге, с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
Разработка выигрышных стратегий.
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Аналитическая деятельность: анализ условия задачи; выработка стратегии игры.
Практическая деятельность: построение дерева игры на бумаге, с помощью тек- стового процессора и редактора презентаций; оформление таблицы с помощью текстового процессора и редактора презентаций.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Решение логических задач в графическом редактор Техника безопасности. Графический редактор Paint. Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель). Решение головоломок в графическом редакторе Paint. Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов. Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой. Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрач ные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование. Работа над орнаментами. Планирование последовательности действий. Проведение мини исследований в графическом редакторе Paint | 10 |
2 | Табличный способ решения логических задач Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО. Оформление решений в редакторе презентаций. | 8 |
3 | Решение алгоритмических этюдов Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабораториях. Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций. | 12 |
4 | Итоговый проект Подготовка итогового проекта. Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ. | 4 |
| Итого | 34 |
Второй год обучения |
1 | Параллельные алгоритмы Совместная работа и параллельные алгоритмы. Параллельные алгоритмы вокруг нас. Директор Строительства. Конвейерная обработка данных. | 6 |
2 | Выявление закономерностей Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков». Работа в виртуальной лаборатории. | 6 |
3 | Решение логических задач путём рассуждений Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы. Прин цип Дирихле (распределение n предметов по m ящикам). Элементарные вопросы, или Метод половинного деления. | 6 |
4 | Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой Множество. Объединение и пересечение множеств. Круги Эйлера. Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint. | 6 |
5 | Разработка выигрышных стратегий Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии. | 6 |
6 | Итоговый проект Подготовка итогового проекта. Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ. | 4 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование (первый год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
План | Факт |
Решение логических задач в графическом редактор |
1 | Техника безопасности. Графический редактор Paint | | |
2 | Инструменты художника (Карандаш, Кисть, Распылитель) | | |
3 | Решение головоломок в графическом редакторе Paint | | |
4 | Инструменты Прямоугольник, Эллипс, Скруглённый прямоугольник. Анализ и синтез объектов | | |
5 | Инструменты Линия и Многоугольник. Инструмент Кривая. Приёмы работы с Кривой | | |
6 | Фрагменты прямоугольные и произвольные. Фрагменты прозрачные и непрозрачные. Их удаление, перенос и копирование | | |
7 | Работа над орнаментами | | |
8 | Планирование последовательности действий | | |
9 – 10 | Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint | | |
Табличный способ решения логических задач |
11 | Объект и класс объектов | | |
12 | Отношение между объектами | | |
13 | Понятие взаимно-однозначного соответствия | | |
14 | Таблицы типа «объекты – объекты – один» (ООО) | | |
15 | Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО | | |
16 | Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО | | |
17 – 18 | Оформление решений в редакторе презентаций | | |
Решение алгоритмических этюдов |
19 | Задачи о переправах. Решение задач в виртуальных лаборато риях | | |
20 | Задачи о разъездах. Решение задач в виртуальных лабораториях | | |
21 | Задачи о переливаниях. Решение задач в виртуальных лаборато риях | | |
22 | Задачи о перекладываниях. Решение задач в виртуальных лабо раториях | | |
23 | Задачи о взвешиваниях. Решение задач в виртуальных лабора ториях | | |
24 – 28 | Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др | | |
29 – 30 | Анимированное решение в редакторе презентаций | | |
Итоговый проект |
31-32 | Подготовка итогового проекта | | |
33 | Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ | | |
34 | Резерв | | |
Календарно-тематическое планирование (второй год обучения)
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
План | Факт |
Параллельные алгоритмы |
1 | Техника безопасности. Совместная работа и параллельные алго ритмы | | |
2 | Параллельные алгоритмы вокруг нас | | |
3 | Разработка параллельных алгоритмов для решения задач | | |
4 | Созданию параллельных алгоритмов в среде Scratch | | |
5 | Директор Строительства | | |
6 | Конвейерная обработка данных | | |
Выявление закономерностей |
7 | Выявление «лишнего» элемента множества | | |
8 | Аналогии. Ассоциации | | |
9 | Продолжение числовых и других рядов | | |
10 | Поиск недостающего элемента | | |
11 | Разгадывание «чёрных ящиков» | | |
12 | Работа в виртуальной лаборатории | | |
Решение логических задач путём рассуждений |
13 | Индукция. Дедукция | | |
14 | Задачи о лжецах | | |
15 | Логические выводы | | |
16 | Принцип Дирихле | | |
17 | Элементарные вопросы, или Метод половинного деления | | |
18 | Работа в виртуальной лаборатории | | |
Знакомство с теорией множеств и комбинаторикой |
19 | Множество. Объединение и пересечение множеств | | |
20 | Круги Эйлера | | |
21 | Подходы к решению комбинаторных задач | | |
22 | Графы | | |
23 | Использование графов для решения комбинаторных задач | | |
24 | Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint | | |
Разработка выигрышных стратегий |
25 | Игра Баше | | |
26 | Стратегия игры | | |
27 | Дерево игры | | |
28 | Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы | | |
29 | Выигрышная стратегия | | |
30 | Доказательство отсутствия выигрышной стратегии | | |
Итоговый проект |
31 | Подготовка итогового проекта | | |
32 | Обобщение. Чему мы научились за год. Демонстрация лучших работ | | |
33 – 34 | Резерв | | |
Учебно-методическое обеспечение
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (Автор: Л. Л. Босова). Информатика. Примерные рабочие программы курсов внеурочной дея- тельности. 5 – 6, 7 – 9 классы: учебно-методическое пособие/Под ред. Л. Л. Босо- вой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.
Босова Л. Л. Информатика. 5–7 классы. Занимательные задачи/Л. Л. Босова, А. Ю. Босова, И. М. Бондарева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Цветкова М. С., Курис Г. Э. Виртуальные лаборатории по информатике в началь- ной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 5 класс. Учебник. – М.: БИНОМ. Лабора- тория знаний.
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 6 класс. Учебник. – М.: БИНОМ. Лабора- тория знаний.
Система виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2 – 6» (http://www.lbz.ru/files/5799/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л. Л. (http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/)