Муниципальное общеобразовательное учреждение -
основная общеобразовательная школа села Барановка
Аткарского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ___________/___________/ ФИО Протокол № __ от «__»____________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ–ООШ с.Барановка _____________/____________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор МОУ-ООШ с.Барановка ___________/_______________/ ФИО Приказ № ___от «__»___20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА»
название предмета
для 1-4 класса
класс
Составила
учитель 1 категории
Григорьева Татьяна Викторовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____от «__»_______20__ г.
2016 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке адресована обучающимся 1-4 классов общеобразовательной школы и разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной программы по музыке, авторской программы Критской Е.Д. «Музыка. 1–4 классы».
Цели изучения предмета «музыка» в начальной школе:
– формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
– воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
– развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
– обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи курса:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке;
понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллективах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик научится:
• воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
Ученик получит возможность научиться:
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности
музыкального искусства
Ученик научится:
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Ученик получит возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Ученик научится:
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
Ученик получит возможность научиться:
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
1 КЛАСС
№ урока п/п | Содержание | дата | Корректировка |
неделя | фактически |
1 | Музыка вокруг нас (16 ч) «И Муза вечная со мной!» | 1 | | |
2 | Хоровод муз | 2 | | |
3 | Повсюду музыка слышна | 3 | | |
4 | Душа музыки – мелодия | 4 | | |
5 | Музыка осени | 5 | | |
6 | Сочини мелодию | 6 | | |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» | 7 | | |
8 | Музыкальная азбука | 8 | | |
9 | Музыкальные инструменты. Народные инструменты | 9 | | |
10 | «Садко». Из русского былинного сказа | 10 | | |
11 | Музыкальные инструменты | 11 | | |
12 | Звучащие картины | 12 | | |
13 | Разыграй песню | 13 | | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество | 14 | | |
15 | Родной обычай старины | 15 | | |
16 | Добрый праздник среди зимы | 16 | | |
17 | Музыка и ты. (17 ч) Край, в котором ты живешь | 17 | | |
18 | Поэт, художник, композитор | 18 | | |
19 | Музыка утра | 19 | | |
20 | Музыка вечера | 20 | | |
21 | Музыкальные портреты | 21 | | |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» – русская народная сказка | 22 | | |
23 | У каждого свой музыкальный инструмент | 23 | | |
24 | Музы не молчали | 24 | | |
25 | Музыкальные инструменты | 25 | | |
26 | Мамин праздник | 26 | | |
27 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент | 27 | | |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины | 28 | | |
29 | Музыка в цирке | 29 | | |
30 | Дом, который звучит | 30 | | |
31 | Опера-сказка. | 31 | | |
32 | «Ничего на свете лучше нету…» | 32 | | |
33 | Афиша. Программа | 33 | | |
2 КЛАСС
№ урока п/п | Содержание | дата | Корректировка |
неделя | фактически |
1 | Россия – Родина моя (3 ч) Мелодия | 1 | | |
2 | «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия» | 2 | | |
3 | Гимн России. | 3 | | |
4 | День, полный событий (6 ч) Музыкальные инструменты (фортепиано) | 4 | | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 5 | | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 6 | | |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 7 | | |
8 | Расскажи сказку | 8 | | |
9 | Колыбельные. Мама. | 9 | | |
10 | «О России петь – что стремиться в храм». (5 ч) Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 10 | | |
11-12 | Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. | 11-12 | | |
13-14 | Молитва. С Рождеством Христовым! Музыка на новогоднем празднике. | 13-14 | | |
15 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (9 ч) Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. | 15 | | |
16 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 16 | | |
17-18 | Русские народные праздники. Проводы Зимы. Встреча весны. | 17-18 | | |
19-20 | Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. | 19-20 | | |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | 21 | | |
22-23 | Опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. | 22-23 | | |
24-25 | В концертном зале (5 ч) Симфоническая сказка (С.С. Прокофьев «Петя и волк») | 24-25 | | |
26 | Сюита М.П. Мусоргского «Картинки с выставки» Музыкальное впечатление. | 26 | | |
27-28 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. | 27-28 | | |
29 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч) Волшебный цветик- семицветик. Музыкальные инструменты (орган). «И всё это - И.-С. Бах» | 29 | | |
30 | Всё в движении. Попутная песня | 30 | | |
31 | «Музыка учит людей понимать друг друга». | 31 | | |
32 | Два лада. Природа и музыка. | 32 | | |
33 | «Печаль моя света…» | 33 | | |
34 | Мир композитора (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии? | 34 | | |
3 КЛАСС
№ урока п/п | Содержание | дата | Корректировка |
неделя | фактически |
1 | Россия – Родина моя (5 ч) Мелодия – душа музыки. | 1 | | |
2 | Природа и музыка (романс). Звучащие картины | 2 | | |
3 | Виват, Россия! (кантата). Наша слава – русская держава. | 3 | | |
4 | Кантата «Александр Невский» | 4 | | |
5 | Опера «Иван Сусанин» Да будет вовеки веков сильна… | 5 | | |
6 | День полный событий (4 ч.) Утро. | 6 | | |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 7 | | |
8 | «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. | 8 | | |
9 | Обобщающий урок. | 9 | | |
10 | «О России петь – что стремиться в храм» (4 ч.) Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! | 10 | | |
11 | Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама. | 11 | | |
12 | Вербное Воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. | 12 | | |
13 | Обобщающий урок. | 13 | | |
14-15 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. | 14-15 | | |
16 | Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель мой, Лель… | 16 | | |
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 17 | | |
18 | В музыкальном театре (6 ч.) Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. | 18 | | |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» | 19 | | |
20-21 | Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу | 20-21 | | |
22 | «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. | 22 | | |
23 | В современных ритмах (мюзиклы) | 23 | | |
24 | В концертном зале (5 ч.) Музыкальное состязание (концерт) | 24 | | |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. | 25 | | |
26 | Обобщающий урок. | 26 | | |
27 | Музыкальные инструменты (скрипка) | 27 | | |
28 | Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. | 28 | | |
29 | «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. | 29 | | |
30 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч.) Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки. | 30 | | |
31 | Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. | 31 | | |
32 | Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский) | 32 | | |
33 | Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт. | 33 | | |
34 | Урок-концерт | 34 | | |
4 КЛАСС
№ урока п/п | Содержание | дата | Корректировка |
неделя | фактически |
1 | Россия – Родина моя (3 ч.) Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | | |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда, русская, зародилась музыка?» | 2 | | |
3 | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! | 3 | | |
4 | «О России петь – что стремиться в храм» (1 ч.) Святые земли Русской. Илья Муромец. | 4 | | |
5 | День, полный событий. (5 ч.) «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 5 | | |
6 | «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда. | 6 | | |
7 | Ярморочное гулянье. Святогорский монастырь. | 7 | | |
8 | «Приют, сияньем муз одетый…» | 8 | | |
9 | Обобщающий урок. | 9 | | |
10 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 ч.) Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 10 | | |
11 | Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». Белорусская народная сказка. | 11 | | |
12 | В концертном зале (5 ч.) Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. | 1 | | |
13 | Старый замок. Счастье в сирени живет. | 13 | | |
14 | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 14 | | |
15 | Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. | 15 | | |
16 | Обобщающий урок. | 16 | | |
17 | День, полный событий. (1 ч.) Зимнее утро. Зимний вечер. | 17 | | |
18-19 | В музыкальном театре. (6 ч.) Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим… | 18-19 | | |
20 | Исходила младёшенька. | 20 | | |
21 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 21 | | |
22 | Балет «Петрушка» | 22 | | |
23 | Театр музыкальной комедии. | 23 | | |
24 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 ч.) Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. | 24 | | |
25 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара) | 25 | | |
26 | Обобщающий урок | 26 | | |
27 | «О России петь – что стремиться в храм» (3 ч.) Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | 27 | | |
28 | Родной обычай старины. Светлый праздник. | 28 | | |
29 | Кирилл и Мефодий. | 29 | | |
30 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 ч.) Народные праздники. Троица. | 30 | | |
31 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч.) В интонации спрятан человек. | 31 | | |
32 | Музыкальный сказочник. | 32 | | |
33 | Рассвет на Москве – реке. | 33 | | |
34 | Урок-концерт. | 34 | | |