Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия№5» г. Брянска
Проект «Арифметические ребусы»
Выполнила: ученица 5 Б класса
Сиваева Дарья
Руководитель: учитель математики
Цыганкова И.А.
Цель проекта
- Научиться решать различные виды ребусов.
Задачи проекта
- изучить способы решения ребусов
- научиться решать ребусы
- научиться находить нужную информацию
- развивать творческие способности
Актуальность темы
- На уроках математики я познакомилась с арифметическими ребусами. Мне понравилось их разгадывать. Поэтому я решила работать над проектом «Арифметические ребусы»
Арифметические ребусы представляют собой примеры обычных арифметических действий (сложения, вычитания, умножения и деления), в которых часть или даже все цифры заменены на точки, звездочки, буквы или другие символы.
История математического ребуса:
- математический ребус – старая головоломка, изобретатель ее не известен;
- Английский математик Сингмастер указывает,что в 1864 году в Америке напечатали первый такой ребус;
- «отцом» современного математического ребуса называют бельгийца Хантера, создателя самых блестящих головоломок (с 1955 года).
10 C = 1 ₊ ВАГОН ВАГОН 101ТАВ 2) Г + Г 10 при А = 0 или 5 Если А = 0, то 0=5, но В + В ≠15 А =5 ₊ В5ГОН В5ГОН 101Т5В 3) Если Н + Н 10, то 0 + 0 = 14 0 = 7 ₊ В 5Г7Н В5Г7Н 171Т5В 4) В + В = 16 В = 8; ₊ 85Г7Н 85Г7Н 171Т58 5) Н + Н = 18 Н = 9; ₊ 85Г79 85Г79 171Т58 6) Г = 6 Т = 3 ; ₊ 85679 85679 171358 " width="640"
Способы решения ребусов, представленных в виде суммы (на примере)
₊ ВАГОН
ВАГОН
СОСТАВ
1) В + В 10 C = 1 ₊ ВАГОН
ВАГОН
101ТАВ
2) Г + Г 10 при А = 0 или 5
Если А = 0, то 0=5, но В + В ≠15 А =5
₊ В5ГОН
В5ГОН
101Т5В
3) Если Н + Н 10, то 0 + 0 = 14 0 = 7
₊ В 5Г7Н
В5Г7Н
171Т5В
4) В + В = 16 В = 8;
₊ 85Г7Н
85Г7Н
171Т58
5) Н + Н = 18 Н = 9;
₊ 85Г79
85Г79
171Т58
6) Г = 6 Т = 3 ;
₊ 85679
85679
171358
Способы решения ребусов, представленных в виде произведения (на примере).
Число палиндром.
3) Четырехзначное × 9 = четырехзначное
× ТОРГ
0 = 0
Г
× 10Р9
ГРОТ
9
1) Г ∙ Т = Г Т = 1
9Р01
× 1ОРГ
4) 9 ∙ 9 = 81 9 ∙ Р + 8 = РО
Г
9 ∙ Р = РО – 8 = . 2 (9 ∙ 8 = 72)
Р = 8
ГРО1
2) Г ∙ Г = . 1 ( 9 ∙ 9 = 81) Г = 9
1089 ∙ 9 = 9801
× 1ОР9
9
9РО1
Другие способы решения ребусов.
ПЛОМБА × 5 = АПЛОМБ
ПЛОМБ = а
ПЛОМБА = а А = 10 ∙ а + А
АПЛОМБ = А ∙ 100000 + а
(10 ∙ а + А) ∙ 5 = А ∙ 100000 + а
50 ∙ а + А ∙ 5 = А ∙ 100000 + а
50 ∙ а – а = А ∙ 100000 – А ∙ 5
49 ∙ а = А ∙ 99995 (делим на 7)
7 ∙ а = А ∙ 14285 А = 7,
а = 14285
(14285 ∙ 10 + 7) ∙ 5 = 700000 + 14285
142857 ∙ 5 = 714285
Простые арифметические ребусы
- К ∙ К = ZK
- ZK + ZK = KN
- KN ∙ Z = BNN
- T ∙ F = BZ
- T ∙ T = X
- FZ ꞉ S = M
- M ∙ M = TM
- TZ ꞉ F = P
Из 1) 5 ∙ 5 = 25 K = 5, Z = 2
Из 2) 25 + 25 = 5N N = 0
Из 3) 50 ∙ 2 = B00 B = 1
Из 7) 6 ∙ 6 = 36 M = 6, T = 3
Из 4) 3 ∙ F = 12 F = 4
Из 5) 3 ∙ 3 = X X = 9
Из 6) 42 ꞉ S = 6 S = 7
Из 8) 32 ꞉ 4 = P P = 8
Арифметические ребусы средней сложности
5) × 3 2 5
а) Задача Я. И. Перельмана
1) × * * 5
1 * 7
₊ 2 2 7 5
1 * *
₊ 2 * * 5
1 3 * 0
1 3 * 0
3 2 5_____
* * *_____
4 * 7 7 5
6) × 3 2 5
4 * 7 7 *
1 * 7
2) × * * 5
₊ 2 2 7 5
1 3 0 0
1 * *
₊ 2 * 7 5
3 2 5_____
4 7 7 7 5
1 3 * 0
3 * *_____
× 3 2 5
4 * 7 7 5
3) × * 2 5
1 4 7
₊ 2 2 7 5
1 * 7
1 3 0 0
₊ 2 * 7 5
3 2 5_____
1 3 * 0
4 7 7 7 5
3 * *_____
4 * 7 7 5
4) × 3 2 5
1 * 7
₊ 2 2 7 5
1 3 * 0
3 * *_____
4 * 7 7 5
б) Треугольник «Доклад»
А ≠ 0
Д = 9
0 ∙ 2 = 8 0 = 4
К ∙ 3 = 6 К = 2
Д ∙ 6 = 54
А ∙ 5 = х0
Л ∙ 4 = 6 – х + 10; Л ∙ 4 = 16 – х х = 4, Л = 3
А ∙ 5 = 40 А = 8
ДОКЛАД = 942389
Сложный арифметический ребус.
₊ К Н И Г А
К Н И Г А
К Н И Г А
Н А У К А
1) А + А + А = . А (единиц) А = 0 или А = 5
2) Пусть А = 0, тогда
Н + Н + Н ≤ . 0 (единиц) Н = 3;
К + К + К = Н = 3 К = 1;
Г + Г + Г = К = . 1 (единиц) Г = 7;
3 ∙ И + 2 = 10 + У 3 ≤ И ≤ 5;
И ≠ 3, т.к. 3 ∙ 3 + 2 = 10 + У У = 1 (К = 1);
И ≠ 4, т.к. 3 ∙ 4 + 2 = 10 + У У = 4;
И ≠ 5, т.к. 3 ∙ 5 + 2 = 10 + У У = 7 ( Г = 7);
А ≠ 0
3) Пусть А = 5, тогда повторяя 2) получим:
Н = 1 или Н = 8; ₊ 28375
Н ≠ 1, т.к. Н ≥ 3 ∙ К; Н = 8; 28375
К = 2; Г = 7; 28375
И = 3 У = 1. 85125
Выводы и самоанализ работы над проектом:
- я выяснила, что такое ребус и какие бывают виды ребусов;
- изучила способы решения различных ребусов;
- научилась решать арифметические ребусы;
- научилась работать с различными книжными и Интернет ресурсами.
- цель проекта была достигнута.
Спасибо за внимание