Оглавление:
Введение 3
Основная часть
- Результаты анкетирования одноклассников. 4 - 5
- Ребусы. 6 - 7
- Правила решения ребусов. 8 – 9
- Мои ребусы 10
Заключение 11
Приложение 12
Список использованных источников и литературы 13
Введение
Вкусы и склонности у людей разные: одни увлекаются спортом, другие - музыкой, третьи не пропускают ни одной новинки киноэкрана... Вместе с тем трудно найти человека, который оставался бы равнодушным к веселой шутке, остроумной загадке, ловко составленной задаче, - это интересно всем.
Ребусы. Что же такое ребус? А Вам приходилось когда-нибудь решать эти удивительные загадки?
Ребусы - это веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки, о том, какие они бывают, как их разгадывать и как составлять самому, я расскажу на страницах своего проекта.
Цель исследования: выяснить, умеют ли учащиеся моего класса решать математические ребусы.
Задачи:
- Собрать и изучить материал про ребусы.
- Изучить материалы о том, как решаются ребусы.
- Выявить, в ходе проекта, какой процент учащихся знает и может решать ребус.
- Привлечь интерес учащихся моего класса к решению ребусов.
Гипотеза: подтвердить, действительно ли, ребусы помогают развитию логического мышления.
Методы исследования:
- эксперимент;
- наблюдение;
- анкетирование;
- сбор и анализ полученной информации.
1. Результат анкетирования одноклассников
Для сбора более полной информации о том, знают ли мои одноклассники, что такое ребусы, какие они бывают и решали ли они когда-либо их, я попросил их заполнить анкету, на тему «Что такое ребусы» (Приложение 1). Ребята с удовольствием откликнулись на мою просьбу. 23 одноклассника приняли участие в опросе. Полученные данные были внесены в таблицу.
Таблица 1
№
|
Вопрос анкеты
|
Варианты ответа
|
Итого
чел.
|
Итого
%
|
1
|
Что такое ребус
|
Веселые загадки, занимательные задачи и хитрые головоломки
|
|
|
Кроссворды
|
|
|
Сказки
|
|
|
2
|
Умеете ли Вы решать ребусы
|
Да
|
|
|
Нет
|
|
|
Никогда не пробовал (а)
|
|
|
3
|
Решаете ли Вы ребусы дома
|
Да
|
|
|
Нет
|
|
|
4
|
Как Вы думаете, помогают ли ребусы развитию логического мышления
|
Да
|
|
|
Нет
|
|
|
Подводя итоги анкетирования, были получены следующие результаты:
- все учащиеся моего класса знают, что такое ребус;
- __% ущащихся знают какие виды ребусов бывают;
- __91 % одноклассников умеют решать ребусы;
- ___% учащихся решают ребусы дома.
- хочется отметить, что ___% опрошенных дали развернутый ответ на последний вопрос и все они считают, что ребусы помогают развитию логического мышления.
Таким образом, результаты анкетирования показывают, что одноклассники знают что такое ребусы, какие виды ребусов бывают, но не все решали и умеют решать эти хитрые задачки. Поэтому, я считаю, что данный проект очень актуален. Может быть, глядя на меня, многие учащиеся моего класса захотят больше узнать не только о таких логических загадках, но и научиться их быстро решать.
Ребусы.
Согласно толковому словарю ребус – «слово или фраза, зашифрованная с помощью картинок, цифр, букв или знаков».
Ребус читается слева направо. Решать ребус, лучше всего, вооружившись бумагой и ручкой, чтобы не забыть ранее отгаданное.
Слово это - латинское: в буквальном переводе оно означает "вещами" (предметами). На первый взгляд это может показаться удивительным, но ведь ребусом называют такую задачу, в которой какая-нибудь фраза (пословица, загадка, изречение) изображается с помощью рисунков различных предметов, вещей... Выходит - правильное название.
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать правила, по которым их составляют, - своего рода "ребусную азбуку". Правила эти несложны, да и немного их –всего пять. Но об этом чуть позже.
Что же еще я узнал о ребусах в ходе работы над проектом.
Ребус играл очень важную роль в образовании письменности всех веков и народов, ведь даже пещерные люди писали на древних скалах рисунками, которые понимали только они, позже эти рисунки переходили в первые буквы названий этих рисунков. Сами ребусы, которые мы привыкли видеть. зародились во Франции в середине пятнадцатого века. После, ребусы проползли в Англию, Италию, Германию. Ребусы стали всеобщим увлечением, которое можно было увидеть почти везде. Помимо того, что эти загадки в картинках печатались в газетах, они также были на вывесках, заборах, домах, калитках и других местах, где их можно было только уместить. В России ребусы появились лишь в 1845 году. В современном ребусном письме есть множество знаков и правок, которые называются ребусным кодом, а сами значки можно называть кодовыми знаками.
Правила решения ребусов.
Для разгадывания ребусов нужно знать некоторые правила:
1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже.
Например:
Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе на рис. 1 читается как «кол»: ЗАКОЛКА, а в ребусе на рис.2 как «один»: ОДИНОЧКА.
Рис.1
Рис. 2
2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.
Например:
На рис. 3 запятая стоит справа, отбросив последнюю букву, получаем слово ЧИСЛО.
Рис. 3
При разгадывании ребусов, состоящих из многих рисунков, может возникнуть вопрос, к какому именно рисунку относится запятая. Поэтому условимся считать, что запятая относится к тому рисунку, в сторону которого обращен "хвостик" запятой. Сейчас вы убедитесь, что это очень важное условие. Предположим, вы разгадываете ребус, состоящий из многих рисунков, сразу встает вопрос к какому рисунку отнести запятую, а вспомнив правило имеем на рис. 4 слово АИСТ.
Рис. 4
3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.
Например: Так используя это правила получаем на рис. 5 слово СИЛА.
Рис. 5.
4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать. Выходит, у зачеркнутой буквы в ребусе те же роль, что и у запятой. Верно? Но есть и разница, а которой часто забывают начинающие любители занимательных задач, составляя свои первые ребусы: с помощью запятой отнимаются крайние буквы слова, с помощью же зачеркнутой буквы - те, которые стоят где-то в середине слова. Если рядом с зачеркнутой буквой выписана другая, то ее следует поставить на место исключаемой. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.
Например: Таким образом, используя это правило, получаем на рис. 6 слово АИСТ.
Рис. 6
Часто заменяемые буквы не перечеркивают, а соединяют знаком равенства с другой буквой, которую нужно поставить вместо нее.
Нужно заметить, что пользоваться знаком равенства часто бывает удобнее, потому что, зачеркивая букву, мы затрудняем ее чтение - не всегда легко определить, какая именно буква перечеркнута.
Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.
Например: На рис. 7 заменяя Б на Р получим геометрическую фигуру РОМБ.
Рис. 7
5. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.
Например: Ребус на рис. 8 будет обозначать слово МОДА.
Рис. 8
В ребусах часто обыгрываются предлоги рассмотрим правила рения таких ребусов:
6. Если рисунки (или гораздо чаще - буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что нужно добавить соответствующий предлог - в, на, за,...
Двенадцать предлогов ( в, на, за, у, над, под, с, к, от, перед, по) могут быть переданы соответствующим взаимным расположением рисунков или букв. Мы условимся называть такие рисунки рисунками со скрытыми предлогами. В роли скрытых предлогов в ребусах можно встретить и такие, как "около", "между", но это значительно реже (а жаль - вот именно такие редко встречающиеся скрытые предлоги позволяют составлять красивые и интересные ребусы).
Например: На рис. 9 цифра 7 спрятана в букве О, используя предлог В получаем число ВОСЕМЬ.
Рис. 9.
10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:
Например: На рис. 10 зашифровано слово СЕМЬЯ. Посчитав количество букв Я мы сразу это поймем.
Рис. 10.
11. Если буквы держаться за руки, то между ними надо вставить союз И.
Например: На рис. 11 зашифровано ДИАМЕТР, а читаем это так Д и А, а 100 см – это метр и получаем ДИАМЕТР.
Рис. 11.
Вот, пожалуй, самые основные правила решения ребусов. Зная их, думаю Вы без особых усилий разгадаете мои ребусы.
Мои ребусы.
Ребус 1.
Ответ: ПОДВАЛ.
Ребус 2.
Ответ: СТРИЖ.
Ребус 3.
Ответ: СОРОКА.
Ребус 4.
Ответ: СТОРОЖ.
Ребус 5.
Ответ: ЦИРКУЛЬ.
Ребус 6.
Ответ: ЗАДАЧА.
Ребус 7.
Ответ: ДВА.
Ребус 8.
Ответ: ПЯТЬ.
Ребус 9.
Ответ: МИНУС.
Ребус 10.
Ответ: ТАЧКА.
Заключение
Подводя итоги своей работы, хочется отметить, гипотеза, поставленная в начале исследования, полностью подтвердилась. Ребус, действительно развивает логическое мышление, это подтверждают, приведенные примеры. Заниматься разгадыванием ребусов очень интересно. Я узнал много нового о правилах разгадывания ребусов, о том, когда они появились и о том, ято среди моих одноклассников есть те, кто увлекается этим занятием. Мне хотелось бы, изучить и другие виды загадок: анаграммы, метаграммы, каламбуры и др. Я обязательно это сделаю и поделюсь результатами своей работы со своими одноклассниками, может кто-то из них тоже решит ко мне присоединиться. Разгадывайте ребусы, развивайте свое логическое мышление – это очень интересно!