Занимательные задачи в курсе математики
учитель начальных классов
Мордовская Ирина Анатольевна
МБОУ «СОШ №24»
Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей.
Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.
Занимательные задачи сегодня являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б. Паскаль)
В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе.
Это происходит прежде всего благодаря необычности, не традиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели.
В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике».
Однако, чтобы исследовать это понятие его надо как-то выделить. Наиболее удобно это понятие выделил учитель математики, заслуженный учитель России М.Ю.Шуба, который предлагает под занимательностью понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют развитию мышления, созданию положительной эмоциональной обстановки учения.
По мнению Михаила Юрьевича Шубы
«использование занимательных заданий целесообразно:
- когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;
- при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока;
- при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
- при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию»
При решении занимательных задач преследуются следующие цели:
- формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза;
- сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
- развитие и тренинг мышления;
- поддержание интереса к предмету, (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
- развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
- подготовка учащихся к творческой деятельности (умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации).
Существуют различные классификации и типологизации задач, применяемых в учебном процессе:
- по способу подачи информации -
текстовые, графические, задачи-рисунки,
арифметические, алгебраические, геометрические, графические,
- по содержанию - количественные и качественные,
- по функциональным возможностям в обучении -
задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями.
Виды занимательных задач
- Устные – задачи, полное условие которых может быть сообщено устной форме: загадки, шарады и т.д.
- Задачи с предметами – логические задачи с обычными бытовыми предметами: головоломки со спичками, головоломки с монетами.
- Механические – предметы, специально изготовленные как головоломки: кубик Рубик, «Пятнашки», «Танграм».
- Печатные – напечатанные или нарисованные головоломки, в них требуется дорисовать какие-то символы по определённым правилам: кроссворд, ребус.
Методы (приемы) работы над задачей:
- Изучение условия задачи;
- Выдвижение идеи (плана) решения;
- Поиск аналогии, сравнительные чертежи.
- Разбиение задачи на подзадачи.
- Решение одной задачи несколькими способами;
- Прием разбора готового решения;
Занимательный материал многообразен, но его объединяет следующее:
- способ решения занимательных задач неизвестен. Для их решения характерно применение метода проб и ошибок. Эти поисковые пробы могут закончиться догадкой, которая представляет собой нахождение пути искомого решения;
- необычность сюжета, способа подачи задачи находят эмоциональный отклик у детей и ставят их в условия необходимости ее решения;
- занимательные задачи составлены на основе знаний законов мышления.
Занимательные задания к урокам математики 1 класс
1) Работа с частями «Танграма»
3) Логические задачи
Занимательные задачи к урокам математики 2 класс
1)Старинная задача 2) Задача со спичками
3) Какие цифры оказались под звёздочкой? Восстанови их и сделай запись.
6* + *9=97 *0-1*=34
4) Задача с перебором
Фамилии Саши и Юры Иванов и Петров. Какая фамилия у каждого из них, если Саша по росту на 5 см выше Юры, а Иванов ниже Петрова?
Занимательные задания к урокам математики 3 класс
1) Установи порядок. Рассмотри все возможные варианты
В кинотеатре показывают три мультфильма: «Ёжик в тумане», «Кто сказал «мяу?» и «Двенадцать месяцев». В каком порядке могут показывать эти фильмы? Рассмотри все варианты.
2) Числовой лабиринт
Задумай число, которое меньше 10, но больше 0. Увеличь его в 9 раз. Из полученного числа вычти задуманное число. Результат раздели на задуманное число. Если вычисления выполнены верно, то получится 8.
3) Игра «Кто быстрее поднимется на гору?
Поиграйте с соседом по парте.
Проверьте вычисления друг друга.
Занимательные задания к урокам математики 4 класс
1) Расставьте скобки так, 2) Путешествие в прошлое
чтоб стало верным равенство:
240:6*5-20=24
480-200:4*5=350
3) Работа с диаграммой
4) Математический фокус:
Запишите номер своего дома
или квартиры и выполните
действия: умножьте это число на 2,
затем прибавьте 3, полученное число умножьте на 50, к
произведению прибавьте свой возраст и число 65, вычтите из
результата 215. Получится число, две последние цифры которого обозначают возраст, а оставшиеся - номер дома или квартиры .
На уроке математики:
Занимательные задачи к урокам математики
Задача 1.
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я самый главный, меня дети больше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный,- возразил красный карандаш.- Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну нет, это я самый главный,- сказал зелёный карандаш. Моим цветом ребята раскрашивают траву и листья на деревьях.
"Спорьте, спорьте,- думал про себя жёлтый карандаш. - Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце. Вопрос: сколько всего было карандашей?
Занимательные задачи к урокам математики
Задача 2.
На день рождения Муха-Цокотуха позвала друзей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали
Кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали- приполз жук и занял ещё одно место.
Вопросы: сколько было гостей? Сколько стульев было занято?
Занимательные задачи к урокам математики
Задача 3.
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчёлы будут зверей мёдом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала Белочка с кружкой. Третьим заяц примчался с миской. Четвёртой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей.
Вопросы: каким по счёту примчался к улью заяц?
У кого была самая маленькая посуда?
У кого была самая большая посуда?
Занимательные задачи к урокам математики
Задача 4.
Пришла к фотографу семья.
- Сфотографируйте нас, пожалуйста.
-Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Бабушку- в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого маленького члена семьи, кудрявого Алёшу, посадили на руки к маме.
Вопросы: сколько всего человек в семье? Сколько взрослых? Сколько детей?
Занимательные задачи к урокам математики
Задача 5.
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появилась Снежная королева. За ней пришёл Кот в сапогах. Потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон , который привёл с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Серый волк и Красная Шапочка.
Вопросы: сколько всего сказочных героев пришли на праздник к детям?
Из скольких сказок пришли гости на ёлку?
Дидактические игры
Игра «Звездный час
позволяет использовать выступления ребят, при этом учащиеся должны получить знания, умения и навыки по организации и поиску информации.
Игра «Счастливый случай»
повышает уровень математического мышления, стимулирует углубление теоретических знаний, расширение кругозора, возникновение интереса к математике
Дидактические игры
Интеллектуальная игра «Брейн-ринг»
развивает познавательные и творческие способности у учащихся, логическое мышление, интуицию и внимание.
Игра «Поле чудес»
способствует развитию интереса к математике и познавательных и творческих способностей учащихся.
Игра «Слабое звено»
вызывает у учащихся азарт, стремление к победе, способствует развитию логического мышления.
Занимательные задания к урокам математики Тест
1. Минута без времени 3. Пуд соли:
1час 00 минут 9 килограммов
0 часов 00 минут 13 килограммов
0 часов 1 минута 16 килограммов
2. «Несчастливое число» 4. Математический инструмент:
51 Молоток
13 Линейка
31 Динамометр
Занимательные задания к урокам математики Тест
5. Самая «маленькая» геометрическая фигура:
Прямая
Луч
Точка
Отрезок
6. Батон разрезали на три части. Сколько сделали надрезов:
1
2
3
4
Занимательные задания к урокам математики Тест
7. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек:
3
4
5
6
8. «На меня делить нельзя»:
1
0
9
10
Занимательные задания к урокам математики Тест
9. Чему равна шестая часть суток:
4 часа
6 часов
8 часов
10 часов
10. Какие цифры «пишут» летчики в небе:
Единицы
Тройки
Восьмерки
Девятки
Занимательные задания к урокам математики Тест
11. Что есть у каждого растения, слова и уравнения:
Приставка
Корень
Суффикс
Окончание
12. Единица с шестью нулями:
Миллион
Миллиард
Сто тысяч
Таким образом:
Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям.
При решении занимательных задач у ученика часто
возникает необходимость менять ход мысли на
обратный. Умение менять ход мысли на обратный – ценнейшее качество ума.
Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.
Конфуций
Урок – это творческая мастерская учителя и ученика.
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в каждом ребёнке.
Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность.
Поэтому:
не теряй времени,
выбирай слова,
не упускай возможность.
Спасибо за внимание!
Желаю творческих успехов!