Солдатенко Виктория Юрьевна
МБОУ «Шалинская СШ №1»
Красноярский край, с. Шалинское
учитель начальных классов
Рабочая программа по внеурочному модулю «Занимательная математика» в 4 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шалинская средняя школа №1»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор школы:
______/_________/ _______/___________/ ______/____________/
ФИО ФИО ФИО
Протокол №_____от «____»__________20___г. Приказ № _______от
«____»______20__г. «____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочному модулю «Занимательная математика»
в 4 классе
Программу составил:
Солдатенко Виктория Юрьевна,
Учитель начальных классов
2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Актуальность программы кружка «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель и задачи программы
Цели:
расширение информационной картины мира учащихся;
изучение окружающего мира математическими средствами;
развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления); воспитание инициативности, самостоятельности, предприимчивости;
развивать умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
формирование ключевых компетенций обучающихся для полноценной самостоятельно мыслящей личности.
Задачи:
создать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску;
обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания;
обучить приемам поисковой и творческой деятельности;
развивать комплекс свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»;
сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Организационно – педагогические основы обучения
Продолжительность занятий: 45 минут.
Продолжительность учебного года: 34 учебные недели.
Внеурочная деятельность создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Содержание занятий отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиесядолжны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
исторические моменты развития математической науки.
По окончании обучения учащиесядолжны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения учащимися задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение занимательных задач;
- участие в математических играх и олимпиадах;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность;
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы.
Результаты изучения курса «Занимательная математика» :
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами Виды деятельности: игровая, познавательная.
Система занятий по внеурочной деятельности «Занимательная математика» позволяет реализовать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
Внеурочная работа предусматривает поиск необходимой информации в справочниках, книгах, детских журналах, газетах, на электронных носителях, в Интернете.
Источником информации могут быть и взрослые: учителя, библиотекарь, родители школьников.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/ п | Дата | Название раздела, тема занятия | Кол – во часов | Примеч |
1 | | Весёлая математика | 1 | |
2 | | Как появились числа | 1 | |
3 | | Римская нумерация | 1 | |
4 | | Занимательные задачи | 1 | |
5 | | Периметр многоугольников | 1 | |
6 | | Нахождение площади нестандартных фигур | 1 | |
7 | | Готовимся к олимпиаде | 1 | |
8 | | Окружность и круг | 1 | |
9 | | Объемные геометрические фигуры | 1 | |
10 | | Эта весёлая геометрия | 1 | |
11 | | Задачи на смекалку | 1 | |
12 | | Старинные единицы длины | 1 | |
13 | | Старинные единицы веса | 1 | |
14 | | Старинные единицы вместимости | 1 | |
15 | | Математические ребусы | 1 | |
16 | | Из истории дробей | 1 | |
17 | | Доли. Деление целого на части | 1 | |
18 | | Сравнение долей | 1 | |
19 | | Нахождение числа по доле | 1 | |
20 | | Числовые головоломки | 1 | |
21 | | Загадочные дроби | 1 | |
22 | | Деление и дроби | 1 | |
23 | | Занимательные задачи | 1 | |
24 | | Математика и конструирование. Развёртка | 1 | |
25 | | Диаграммы | 1 | |
26 | | Магические квадраты | 1 | |
27 | | Решение задач с помощью уравнений | 1 | |
28 | | Математические игры | 1 | |
29 | | Замысловатые проценты | 1 | |
30 | | Числа - великаны | 1 | |
31 | | Задачи - шутки | 1 | |
32 | | Круговые примеры. Задачи | 1 | |
33 | | Математический лабиринт | 1 | |
34 | | Математический КВН | 1 | |
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список литературы:
1. Ефремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов» Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
Т. П. Хиленко «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. 4 класс.» - М. Просвещение, 2014г.
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Быкова Т.П. «Нестандартные задачи по математике»М.: Изд-во «Экзамен», 2013
Ефимова А.В., Гринштейн М.Р. «212 задач и примеров по математике»-СПб.: Изд-й Дом «Литера», 2013
Житомирский В. К. «Путешествие по стране геометрии» - М. Педагогика- Пресс, 1994г.
Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Самые коварные задания для контрольных работ по математике. 4 класс» - М. АСТ, 2014г.