СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Западноевропейская культура Новейшего времени (XX век).

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

План презентации: 

1. Западная культура в первой половине XX века 2. Западный авангард. 3. Западная культура второй половины XX века 4. Западная массовая культура. 5. Культура постмодернизма.

Просмотр содержимого документа
«Западноевропейская культура Новейшего времени (XX век).»

  Западноевропейская культура Новейшего времени (XX век) Подготовила Устинова Екатерина

  Западноевропейская культура Новейшего времени (XX век)

Подготовила Устинова Екатерина

План:  1. Западная культура в первой половине XX века  2. Западный авангард.  3. Западная культура второй половины XX века  4. Западная массовая культура.  5. Культура постмодернизма.

План:

1. Западная культура в первой половине XX века 2. Западный авангард. 3. Западная культура второй половины XX века 4. Западная массовая культура. 5. Культура постмодернизма.

1. Западная культура в первой половине XX века

Проблемы нигилизма и отчуждения. Их осмысление в философской рефлексии и художественном творчестве.

Данные проблемы были порождены кризисом европейского сознания второй половины XIX – начала XX века и нашли отражение в работах крупнейших мыслителей этого времени: А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Э.Дюркгейма, О.Шпенглера, М.Вебера, Г.Зиммеля. Они не только проросли в ткань будущего столетия, но и во многом определили его миропонимание, затронули широкий круг политических, экономических, научных, философско-мировоззренческих, художественно-творческих и др. социально значимых аспектов бытия. Исподволь нараставшие кризисные тенденции “усталости” в европейской культуре были вызваны исчезновением из жизни активно самоутверждающегося творческого духа, пытливости мышления, неординарности яркой человеческой индивидуальности. Все это постепенно, начиная с XVII – XVIII веков – времени возникновения капиталистического способа производства, вытеснялось унифицированным процессом машинного производства, вело с неизбежностью к омассовлению, стандартизации личности и ее духовных запросов в индустриальном обществе. Найдя отражение в философском самосознании “предзакатной эпохи”, нигилизм как социокультурное явление предложил две модели отношения к “бессмысленному миру”: шопенгауэровскую идею буддийского безразличия к действительности и ницшеанскую концепцию пересмотра всех базовых европейских гуманистических культурных ценностей (от Сократа до Иисуса Христа) как ложных и нежизнеспособных.

1. Западная культура в первой половине XX века А.Шопенгауэр Ф.Ницше Э.Дюркгейм

1. Западная культура в первой половине XX века

А.Шопенгауэр

Ф.Ницше

Э.Дюркгейм

1. Западная культура в первой половине XX века

В XX веке в очень высокой степени реализовались самые мрачные прогнозы мыслителей рубежа веков, для которых бесспорным был факт угасания западной фаустовской культуры. Глобальность произошедшей в сознании катастрофы, связанной с осмыслением “смерти Бога”, усилилась в результате общественного катаклизма мирового масштаба – Первой мировой войны. Ее следствием стало не только крушение политической и экономической стабильности старой Европы, но и рождение культурного феномена “потерянного поколения”, запечатленного в романах немецкого писателя Э.-М.Ремарка. Это были люди, разочаровавшиеся в ценностях предшествующего времени, увидевшие гибель своего мира, уничтожение стабильности форм жизни, смерть и насилие, ощутившие всю меру бессмысленности общественного бытия и не сумевшие выдвинуть позитивно ориентированного взгляда на действительность. Уйдя в личностный, индивидуально-субъективный мир, “потерянное поколение” 20-х – середины 30-х годов произвело переоценку ценностей, логически завершившуюся полным освобождением от сверхличных моральных императивов перед лицом мирового абсурда в художественной прозе Ф.Кафки, Ж.-П.Сартра, А.Камю, драматургии Э.Ионеско. Это была форма утонченно-интеллектуального протеста против стремительно нарастающего обессмысливания бытия. Радикальность произведенной переоценки ценностей позволяет видеть в культурном феномене “потерянного поколения” и экзистенциально-философских поисках не только логическое продолжение развития европейской культурной традиции, но одновременно в какой-то мере контркультурный феномен, знаменующий качественно новый уровень в европейском сознании.

1. Западная культура в первой половине XX века Ф.Кафка А.Камю Э.-М.Ремарк

1. Западная культура в первой половине XX века

Ф.Кафка

А.Камю

Э.-М.Ремарк

2. Западный авангард. Традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все- таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду. Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего. Однако если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм — это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

2. Западный авангард.

Традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все- таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду.

Авангардизм явился прямым продолжением модернизма, с которым у него имеется много общего.

Однако если в модернизме много двойственности, непоследовательности и противоречивости, то авангардизм оказался более последовательным и цельным. Можно сказать, что авангардизм — это модернизм, обращенный к обществу и науке и устремленный в будущее.

2. Западный авангард. Стиль

2. Западный авангард.

Стиль "модерн" (1880 — 1910) наибольшее распространение получил в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Представители "модерна" широко использовали современные технико- конструктивные возможности (ЛГ. Ван де Вельде в Бельгии, Й. Ольбрих в Австрии, А. Гауди в Испании, Ч. Макинтош в Шотландии, Ф. Шехтель в России). 

Анри Клеменс ван де Велде

Йозеф Мария Ольбрих

Фёдор Осипович Шехтель

2. Западный авангард. Фовизм (1905 — 1908) стал Первым течением собственно авангардизма. Фовисты (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке) поставили перед искусством задачу

2. Западный авангард.

Фовизм (1905 — 1908) стал Первым течением собственно авангардизма. Фовисты (А. Матисс, М. Вламинк, А. Дерен, А. Марке) поставили перед искусством задачу "изобретать реальность", "заново создавать мир", следуя внутренним желаниям. Главной целью для них становится выразительность, поиск чистых средств выражения. Превыше всего ими ценится чис тый цвет. Фовизм ощутимо усилил значение личностного, субъективного начала в искусстве.

Анри Матисс

Андре Дерен

Альбер Марке

2. Западный авангард. Экспрессионизм (1905 — 1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление. Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нолъде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. 5.Кубизм (1908 — 1930) — одно из главных течений авангардизма. Его представители — П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне — исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и Приемов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением. Эрнст Людвиг Кирхнер Эмиль Нольде Макс Пехштейн

2. Западный авангард.

Экспрессионизм (1905 — 1920) получил широкое международное распространение, хотя представляет собой прежде всего немецкое явление.

Основными его представителями стали художники Э. Кирхнер, Э. Нолъде, М. Пехштейн, Ф. Марк, П. Клее. Экспрессионизм более решительно порывает с традиционным искусством, более открыто устремлен в будущее. Само его название указывает на то, что главным для него выступает экспрессия, выразительность. 5.Кубизм (1908 — 1930) — одно из главных течений авангардизма. Его представители — П. Пикассо, Ж. Брак, Ф. Леже, Р. Делоне — исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и Приемов. Искусство для них выступает как творчество пластических форм, наделенных самостоятельным бытием и значением.

Эрнст Людвиг Кирхнер

Эмиль Нольде

Макс Пехштейн

2. Западный авангард. Сюрреализм (1924 — 1940) — последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители — А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного 3. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма. Рене Магритт Зигмунд Фрейд Сальвадор Дали

2. Западный авангард.

Сюрреализм (1924 — 1940) — последнее значительное течение европейского авангарда. Основные его представители — А. Бретон во Франции, С. Дали в Испании, Р. Магритт в Бельгии, Г. Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алогизм, концепцию бессознательного 3. Фрейда. Он стал воплощением крайних форм субъективизма.

Рене Магритт

Зигмунд Фрейд

Сальвадор Дали

3. Западная культура второй половины XX века Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:   переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;   общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;   культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.

3. Западная культура второй половины XX века

Научно-техническая революция середины XX века вызвала коренные изменения как в производстве, так и во всём обществе:

  • переход от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Многие традиционные отрасли промышленности – угледобыча, машиностроение и др. – в той или иной степени уступили место высоким и тонким технологиям. Благодаря этому резко возросла эффективность производства, что позволило сделать его массовым, т.е. способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства членов общества;
  • общество становится постиндустриальным и массовым. Таковым его делает как массовое потребление, так и новейшие СМИ;
  • культура подразделяется на три основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.
3. Западная культура второй половины XX века Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться.  В послевоенную эпоху писатели стремились найти средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних.  В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – статус религии начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры.  Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений.  В искусстве ее представляет главным образом реализм.

3. Западная культура второй половины XX века

  • Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, но она сохраняется и продолжает развиваться. В послевоенную эпоху писатели стремились найти средства, способные развить эксперименты модернистов межвоенных лет и в то же время отразить современное состояние мира. Французские писатели работали над тем, что назвали «новый роман». Его представители: Н.Саррот, Ален Роб-Грийе, М.Бютор, новый роман строит картину мира, воспроизводя калейдоскоп впчатлений, порой очень детальных, и казалось бы, излишних. В 70-е годы – в связи с появлением идеологии неоконсерватизма – статус религии начинает заметно повышаться. Возникает движение за религиозное обновление, за возврат к традиционным, добуржуазным ценностям, к протестантской этике с её аскетизмом и самоограничением, к возрождению религиозных корней культуры. Усиливается критика гедонизма потребления с его культом физических удовольствий и наслаждений. В искусстве ее представляет главным образом реализм.
3. Западная культура второй половины XX века Искусство второй половины XX века представляют:  французскую литературу:   Эрве Базен Франсуаза Саган Жорж Сименон Морис Самюэль Роже Шарль Дрюон

3. Западная культура второй половины XX века

  • Искусство второй половины XX века представляют: французскую литературу:

Эрве Базен

Франсуаза Саган

Жорж Сименон

Морис Самюэль

Роже Шарль Дрюон

3. Западная культура второй половины XX века Швейцарскую: Герман Гессе Макс Фриш Фридрих Дюрренматт

3. Западная культура второй половины XX века

  • Швейцарскую:

Герман Гессе

Макс Фриш

Фридрих Дюрренматт

3. Западная культура второй половины XX века  немецкую:   Генрих Бёлль Гюнтер Грасс

3. Западная культура второй половины XX века

  • немецкую:

Генрих Бёлль

Гюнтер Грасс

3. Западная культура второй половины XX века Английскую: Джон Осборн Айрис Мердок Грэм Грин

3. Западная культура второй половины XX века

  • Английскую:

Джон Осборн

Айрис Мердок

Грэм Грин

3. Западная культура второй половины XX века Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери).  Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).     Рэй Брэдбери Роберто Росселлини Лукино Висконти

3. Западная культура второй половины XX века

  • Широкую популярность приобрела научная фантастика (Р.Бредбери). Кино и течением неореализма прославилось итальянское искусство (Р.Росселини, Л.Висконти, Дж. Де Сантис, Ф.Феллини).

Рэй Брэдбери

Роберто Росселлини

Лукино Висконти

3. Западная культура второй половины XX века Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:    разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;   трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.   При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями

3. Западная культура второй половины XX века

  • Развитие научно-технической литературы отмечено не только грандиозными успехами и достижениями, но и такими проблемами как:
  • разрыв между современной наукой и средним уровнем знаний. Наука является доступной для довольно узкого круга людей – интеллектуалов и как культура недоступна подавляющему большинству людей;
  • трудности всеобщего освоения компьютера и всего комплекса современной бытовой техники.
  • При всём многообразии возникших в 50-70-е годы течений, к научно-технической и интеллектуальной культуре прежде всего относится неомодернизм, поскольку он непосредственно связан с новейшей техникой и технологиями

4. Западная массовая культура.

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема. Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

  • книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;
  • появляются газеты и журналы (с XVII века);
  • изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;
  • появляются радио и кинематограф (1895);
  • изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;
  • возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.
4. Западная массовая культура.  К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.  Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

4. Западная массовая культура.

  • К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры. Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

4. Западная массовая культура.

Отличительные черты массовой культуры :

  • соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;
  • низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;
  • создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;
  • паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюжеты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как «Пигмалион» Б.Шоу превратился в «Мою прекрасную леди», а «Ночи Кабирии» Ф.Феллини – в фильм «Милая Чарити»;
  • близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;
  • как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

4. Западная массовая культура.

  • Виды и формы, в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке. Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:
  • в литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;
  • в кино и музыке – система «звёзд». Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы. В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным. В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.
5. Культура постмодернизма. Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.  В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.   В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей: в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме; экономический кризис 30-х годов; экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

5. Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы. В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени. В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

  • в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;
  • экономический кризис 30-х годов;
  • экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.
5. Культура постмодернизма. Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.  В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.  Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.  Важные черты постсовременности: широкое распространение всякого рода лотерей и игр; господство моды; театрализация почти всех событий политической жизни.

5. Культура постмодернизма.

  • Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления. Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений. Важные черты постсовременности:
  • широкое распространение всякого рода лотерей и игр;
  • господство моды;
  • театрализация почти всех событий политической жизни.
5. Культура постмодернизма. Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо.  Наука перестает быть привилегированным способом познания.  В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:   в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо) структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

5. Культура постмодернизма.

  • Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар, итальянский философ Д.Ваттимо. Наука перестает быть привилегированным способом познания. В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:
  • в русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного, вернее красивого (Д.Ваттимо)
  • структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)
5. Культура постмодернизма. Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии.   Ф.Клементе М.Палладино

5. Культура постмодернизма.

  • Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино. К нему также примыкают художники: Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии.

Ф.Клементе

М.Палладино

5. Культура постмодернизма. Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

5. Культура постмодернизма.

  • Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.
5. Культура постмодернизма. Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.   П.Гриуэй Ж.Бейнекс

5. Культура постмодернизма.

  • Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

П.Гриуэй

Ж.Бейнекс

5. Культура постмодернизма. К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.   М.Наймен Г.Горецки

5. Культура постмодернизма.

  • К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

М.Наймен

Г.Горецки

5. Культура постмодернизма. Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.  Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.  В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

5. Культура постмодернизма.

  • Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск. Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид. В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.