Здравствуйте, садитесь. давайте настроимся на урок, будем максимально сконцентрированы. Сегодня мы узнаем много нового, поэтому попрошу быть внимательными. Прошу вас не открывать учебники. Ангелина, какое было домашнее задание? -составить свой небольшой текст, который будет един по стилю, идее. И использовать как минимум 4 подчинительных союза. 2 ИЛИ 3 ЧЕЛОВЕКА СДАЮТ ТЕТРАДЬ НА ПРОВЕРКУ. Верно, кто хочет поделиться с нами своим текстом? Нам будет очень интересно послушать. (слушаю 2-3 человека, говорим про стиль текста, который использовал ученик, про смысл текста и тд) Большое спасибо, что поделились своими мыслями. Все остальные тексты я прочитаю, когда буду проверять ваши тетради. Сейчас вам нужно будет разгадать одну древнюю загадку. Один древнейший правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте в память обо мне статую золотую чашу держащую» это предложение выведено на слайд. Сыновья призадумались: золотая статуя потребовала бы всего оставленного отцом золота. Однако один из наследников после недолгого раздумья нашел способ, как и завет отца исполнить, и богатым остаться. Найдите и вы такое решение. - нужно просто поставить запятую после слова «статую», тогда можно сделать не статую золотую, а только золотую чашу. Верно, вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая. Обратите внимание на следующий слайд. «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, дать фразе легкость и правильное звучание». А вот что сказал о знаках препинания Константин Георгиевич Паустовский. Как вы понимаете смысл этого высказывания? (слушаю 2х человек) -знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. Да, знаки препинания очень важны, как мы увидели из легенды, они очень сильно могут поменять смысл высказывания. Поэтому мы не должны забывать о правильной расстановке знаков препинания. Открываем тетради, записываем число. Сегодня шестое марта. Оставляем строчку для темы. Я думаю, вы уже поняли, что тема нашего урока связана со знаками препинания, а в частности с запятыми. Поэтому вам легко будет определить, чего не хватает в предложениях, которые вы сейчас видите на слайде. Пришла весна и под лучами яркого солнца растаял снег. Хлынули веселые ручьи и на пригорке появились первые подснежники. Перепишите два этих предложения в тетрадь. Даю вам на это минутку. Сейчас мы с вами одновременно разберем эти два предложения. Я проговариваю у доски, вы в это время пишите в тетради. Сначала мы выделяем грамматическую основу предложения – весна пришла, снег растаял. Это предложение простое или сложное? -сложное, так как две грамматических основы. С помощью чего два простых предложения связаны? -с помощью союза. Следовательно, это предложение союзное. Где нам нужно поставить запятую? -запятую ставим после слова весна. Кто разберет второе предложение? Алгоритм такой: сначала мы выделяем грамматическую основу предложения, определяем тип предложения, по количеству грамматических основ – простое или сложное. Подчеркиваем однородные члены, если они есть, определяем средство связи в предложении. Ренат, выходи к доске. - грамматические основы – ручьи хлынули, подснежники появились. Это предложение сложное, простые предложения в составе сложного связаны союзом, запятая ставится после слова ручьи. Ренат все верно сделал? У всех в тетрадях получилось так же? Сделайте вывод о постановке знаков препинания в союзном сложном предложении. - Между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится запятая. Верно. Мы оставляли строчку после числа, чтобы записать тему. Тема нашего сегодняшнего урока – запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Зачитаем правило, которое представлено в учебнике на странице 151-ой. -между простыми предложениями в союзном сложном предложении ставится запятая. Мы молодцы! Сами пришли к правильному выводу, сами сформулировали правило из учебника. Есть вопросы? Применяя теоретические знания, пользуясь алгоритмом, который на доске, выполним следующее задание. Запишем под диктовку предложения, объяснив постановку знаков препинания. Один человек у доски, все остальные в тетради. (алгоритм на слайде) Звенели весенние воды, и прыгал с пригорка родник. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. Первыми улетели болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать. Сейчас откроем учебники на странице 152-ой. Упражнение 367-е. Степа, прочитай задание. Мы составим предложения по схемам под номерами 1,3,5. Один человек у доски, все остальные в тетради. Есть вопросы? Начинаем выполнять. 1.Солнце ярко светило, и мы решили сходить на речку. [_ = ], и [_ =] 3. Целый день шел дождь, но ребята решили не сидеть дома. [= _], но [_ =] 5. В небе были белые облака, а солнце все равно светило ярко. [= _], а [_ =] Я раздаю вам карточки, на них написаны задания. (читаю задание вслух) Есть вопросы? Выполняйте внимательно, за эти карточки я поставлю вам отметки. На выполнение 5-7 минут. Кто выполнил, сдавайте. |