Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент (1-2 мин) | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Виктория Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок математики. Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу. -Какой урок у нас сейчас? -Чем будем заниматься на уроке? (рассуждать, мыслить, решать) - Молодцы! Сегодня на уроке мы раскроем ещё одну математическую тайну, научимся новому. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 21 октября и Классная работа, отступив от прошлой работы 4 клетки, между числом и классной работой 1 клетка. | Приветствие, ответы на вопросы учителя, готовность к уроку | ЛУУД: появление мотивации, положительно-эмоциональная направленность. РУУД: саморегуляция |
2.Устный счёт (5-7 мин) | -Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку – гимнастику для нашего ума. (слайд в презентации, работа с числовой цепочкой) -Что можно сказать о получившемся числе? (двузначное, нечётное, дата) -Действительно сегодня 21 октября, уже середина осени. И сразу же на ум приходят строчки А.С. Пушкина Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прекрасная пора Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото, одетые леса. -Какая для вас осень в этом году? Какое настроение вызывает у вас осень?
-Перед вами, на слайде, картинка с изображением осени. Что можете о ней сказать? Какие мысли приходят на ум? -Сколько и каких геометрических фигур вы насчитали? (квадратов – 2; прямоугольников -2; треугольников –5; ромбов- 1;четырёхугольников- 3) - Ребята, а что такое листопад? - Правильно! Листья желтеют и начинают опадать, а потом лёгкий, холодный, осенний ветерок разносит листья по всей земле. Посмотрите, ветерок принёс и нам осенние листочки, но с математическим заданием. На доске: 62. 36 .53. 76. 27. 56. 98.13 -Перед вами ряд чисел, расположите эти числа в порядке возрастания, убывания. -Молодцы! (работа на слайде) -Ребята, все мы знаем, что осенью принято собирать урожай. Давайте решим задачу, которую предлагает нам садовод. Задача: У садовода росло 2 яблони. На одной яблони выросло 24 яблока, а на второй 13 яблок. Сколько всего яблок выросло у садовода? -Как найдем, сколько яблок выросло у садовода? 24+13 -Как будем выполнять сложение? (повторение алгоритма сложения в столбик) 1.Складываем единицы 2.Складываем десятки 3.Читаем ответ | Выполнение заданий для развития памяти, мышления, внимания, логики, пройденного материала. Рефлексия своего настроения. Обобщение знаний по другим дисциплинам. Высказывание свои предположений Картинка составлена из геометрических фигур Работа у доски Сложением В столбик Работа 1 человека у доски, проговаривание алгоритма сложения в столбик | КУУД: устное проговаривание ответов. ЛУУД: смыслообразование. РУУД: самостоятельный выбор поиска решений. |
Физкультминутка | Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.) А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок. | | |
3.Формулирование темы урока, целеполагание (4-5 мин) | -А теперь давайте вернёмся к нашему ряду чисел на осенних листочках. Найдите два самых наименьших числа в этом ряду чисел (27,13) -Несложно отнимать игрушки, Конфеты, книжки, кружки, плюшки. Но нужно правильно понять, Что значит «вычесть» и «отнять», Что груши или шоколадки Мы отнимаем лишь в тетрадке… Примеры можем мы читать И всё, что хочешь вычитать! -Прослушав стихотворение, скажите, что мы должны сделать с числами? Какое действие выполнить? Давайте вычтем данные числа. Из какого числа будем вычитать? Из 27 будем вычитать 13? Оно какое? Эти числа какие? 27-13 -У вас на столах лежат конверты. Раскройте их и достаньте геометрические фигуры. Разложите фигуры перед собой, назовите их. -Какие разряды присутствуют у каждого числа? -Сколько десятков в первом числе? (2) Кладём перед собой 2 десятка, (2 прямоугольника) Сколько единиц в первом числе? (7) Кладём перед собой 7 единиц (7 квадратов). -Сколько десятков в числе 13? (1). Кладём перед собой 1 десяток (1 прямоугольник) Сколько единиц? (3). Кладём перед собой 3 единицы (3 квадрата). -Какое действие мы должны выполнить? (вычитание) -Выполните вычитание чисел 27 и 13 (из числа 27 убираем 1 десяток и 3 единицы) -Что у нас получилось? (1 прямоугольник и 4 квадрата) Число? (14) -Ребята, но моделирование занимает очень много времени и чтобы быстрее вычислить, выполнить действие вычитание, существует более удобный письменный способ вычисления (показываю примеры на слайде, записанные в столбик). -Что видите? (примеры записаны в столбик) -Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? Тема: Запись вычитания столбиком. -Какие цели поставим перед собой? -Вы поставили перед собой разные цели, но самая главная наша цель: научиться вычитать двузначные числа в столбик. | Работа с наглядным материалом Вычитание Из наибольшего – 27, наименьшее, двузначные Работа с раздаточным материалом: прямоугольники и квадраты Десятки, единицы | РУУД: целеполагание. ПУУД: действия постановки и решения проблемы, понимание того, что нужна доп.информация или знания для решения учебной задачи. КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
4.Открытие нового знания (7-8 мин) | -Для того, чтобы нам достигнуть главную цель урока нам нужно узнать, как же правильно выполнять вычитание двузначных чисел в столбик. Давайте рассмотрим это на одном примере (все записывают пример в тетрадь) - 48 16 -Алгоритм вычитание двузначных чисел в столбик ничем не отличается от алгоритма сложения в столбик, если вы будете знать алгоритм сложения, то решить пример по алгоритму вычитания не составит труда. -При вычитании из двузначных чисел: сначала записываем уменьшаемое, а под ним – вычитаемое на второй строчке. Единицы под единицами, десятки под десятками. Слева между числами ставим знак – (минус). Подводится черта, под которой записывается ответ. Сначала вычитаем единицы, потом вычитаем десятки. Читаем ответ. (показываю всё на доске) 1.Вычитаем единицы: 8-6=2 Записываем под единицами 2 2.Вычитаем десятки: 4-1=3 Записываем под десятками 3 -Какой ответ у нас получился? (32) | | ПУУД: добывать новые знания, используя разные источники информации. КУУД: сотрудничество со сверстниками. |
Физкультминутка | Мы семь раз в ладоши хлопнем, Восемь раз ногами топнем. Прибавляем три к семи – Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.) | | |
5.Первичное закрепление (5-7 мин) | -Откройте учебник на странице 61 и обратите внимание на №3. Прочитайте задание. -Наша с вами задача вычислить данные примеры, выполняя запись столбиком. Из этого задания мы будем выполнять только 1 и 2 столбики. У доски примеры будем выполнять по очереди, те, кто работает у доски проговаривают вычисление в столбик. Выполнять примеры к доске пойдёт… (4 человека), все остальные выполняют решение примеров в тетрадях. Отступите 1 клетку от числа и классной работы и в начале тетради выполняйте задание. 36-13 42-11 98-27 59-46 Задача №7. -Прочитайте эту задачу каждый про себя (назначаю человека, чтобы он прочитал для всего класса) Мама попросила Наташу купить пачку масла и дала ей 65 рублей. После покупки масла у Наташи осталось 42 рубля. Сколько рублей стоит пачка масла? Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла? -О чём говорится в задаче? -Что нам известно? -Вы могли заметить, что в нашей задачи два вопроса. Можем ли мы сразу ответить на 2 вопрос задачи? Почему? -На 2 вопрос мы сможем ответить только после решения нашей задачи. -Можем ли мы узнать, сколько рублей стоит пачка масла? -Каким действием узнаем? -Записываем решение данной задачи: 65-42 -Для того, чтобы найти сколько рублей стоит пачка масла , как будем выполнять вычитание? Ответ: 23 рубля -Мы ответили на первый вопрос задачи? -Теперь можем ответить на второй вопрос? -Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла? (да) | Закрепление нового материала. Работа у доски, проговаривание алгоритма записи вычитания столбиком Столбиком Да Да Да | ПУУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. РУУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
6. Повторение и закрепление изученного Самостоятельная работа (4-5 мин) | -А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. У каждого на столах лежат карточки, положите их перед собой. Ваша задача вписать недостающие цифры. (выполнение заданий по карточкам; 2 варианта по 4 примера) Взаимопроверка в парах | | РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
7. Подведение итогов, домашнее задание, оценивание, Рефлексия (2-3 мин) | -Какая была тема сегодняшнего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её? -Как выполнить вычитание двузначных чисел в столбик? -Что было трудного на уроке? Какие задания были самыми трубными? Какие самыми лёгкими? -Какие задания вам понравились больше всего? Д/3: -Сегодня за урок я могу поставить… -У вас на партах лежат смайлики, если вам было интересно на сегодняшнем уроке, вам понравился урок, вы поняли новую темы, то поднимите смайлик с улыбкой, если вам было не интересно, вам не понравился сегодняшний урок, вы не поняли новую тема, то поднимите грустный смайлик. Спасибо за урок! Урок окончен! | Подведение итогов урока, самооценивание, рефлексия урока. | ЛУУД: нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор. РУУД: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. КУУД: выражать свои мысли и мнения в соответствии с задачами и условиями. |