СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Запись вычитания столбиком"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по образовательной системе Начальная школа XXI века

Просмотр содержимого документа
«"Запись вычитания столбиком"»

Тема: Запись вычитания столбиком

Образовательная система: «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование умения записывать действие в столбик

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с записью двузначных чисел в столбик;

Развивающие: развивать мыслительные операции, внимание и пространственное мышление, умение применять полученные знания на практике;

Воспитательные: воспитывать  интерес к математике, умение действовать активно на протяжении всего урока.

Оборудование: ТСО (презентация); конспект; учебник; наглядный материал: листья с числами, числа, геометрический материал; раздаточный материал: конверты с геометрическим материалом, карточки для с/р, смайлы.

 



















Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Организационный момент

(1-2 мин)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Виктория Васильевна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Улыбнитесь друг другу, улыбка - хороший настрой на работу.

-Какой урок у нас сейчас?

-Чем будем заниматься на уроке?

(рассуждать, мыслить, решать) - Молодцы! Сегодня на уроке мы раскроем ещё одну математическую тайну, научимся новому.

-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – 21 октября и Классная работа, отступив от прошлой работы 4 клетки, между числом и классной работой 1 клетка.

Приветствие, ответы на вопросы учителя, готовность к уроку

ЛУУД:

появление мотивации, положительно-эмоциональная направленность.

РУУД: саморегуляция

2.Устный счёт

(5-7 мин)

-Для того чтобы открыть новую математическую тайну, необходимо провести математическую разминку – гимнастику для нашего ума.

(слайд в презентации, работа с числовой цепочкой)

-Что можно сказать о получившемся числе?

(двузначное, нечётное, дата)

-Действительно сегодня 21 октября, уже середина осени. И сразу же на ум приходят строчки А.С. Пушкина

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прекрасная пора

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса.

-Какая для вас осень в этом году? Какое настроение вызывает у вас осень?



-Перед вами, на слайде, картинка с изображением осени. Что можете о ней сказать? Какие мысли приходят на ум?

-Сколько и каких геометрических фигур вы насчитали?

(квадратов – 2; прямоугольников -2; треугольников –5; ромбов- 1;четырёхугольников- 3) - Ребята, а что такое листопад? - Правильно! Листья желтеют и начинают опадать, а потом лёгкий, холодный, осенний ветерок разносит листья по всей земле. Посмотрите, ветерок принёс и нам осенние листочки, но с математическим заданием.

На доске: 62. 36 .53. 76. 27. 56. 98.13

-Перед вами ряд чисел, расположите эти числа в порядке возрастания, убывания.

-Молодцы! (работа на слайде)

-Ребята, все мы знаем, что осенью принято собирать урожай. Давайте решим задачу, которую предлагает нам садовод.

Задача:

У садовода росло 2 яблони. На одной яблони выросло 24 яблока, а на второй 13 яблок. Сколько всего яблок выросло у садовода?

-Как найдем, сколько яблок выросло у садовода?

24+13

-Как будем выполнять сложение?

(повторение алгоритма сложения в столбик)

1.Складываем единицы

2.Складываем десятки

3.Читаем ответ

Выполнение заданий для развития памяти, мышления, внимания, логики, пройденного материала.

Рефлексия своего настроения.

Обобщение знаний по другим дисциплинам.












Высказывание свои предположений


Картинка составлена из геометрических фигур












Работа у доски



















Сложением


В столбик


Работа 1 человека у доски, проговаривание алгоритма сложения в столбик

КУУД:

устное проговаривание ответов.

ЛУУД: смыслообразование.

РУУД: самостоятельный выбор поиска решений.


Физкультминутка

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.



3.Формулирование темы урока, целеполагание

(4-5 мин)

-А теперь давайте вернёмся к нашему ряду чисел на осенних листочках. Найдите два самых наименьших числа в этом ряду чисел (27,13)

-Несложно отнимать игрушки,

Конфеты, книжки, кружки, плюшки.

Но нужно правильно понять,

Что значит «вычесть» и «отнять»,

Что груши или шоколадки

Мы отнимаем лишь в тетрадке…

Примеры можем мы читать

И всё, что хочешь вычитать!

-Прослушав стихотворение, скажите, что мы должны сделать с числами? Какое действие выполнить?

Давайте вычтем данные числа. Из какого числа будем вычитать?

Из 27 будем вычитать 13? Оно какое? Эти числа какие?

27-13

-У вас на столах лежат конверты. Раскройте их и достаньте геометрические фигуры. Разложите фигуры перед собой, назовите их.


-Какие разряды присутствуют у каждого числа?

-Сколько десятков в первом числе? (2) Кладём перед собой 2 десятка, (2 прямоугольника) Сколько единиц в первом числе? (7) Кладём перед собой 7 единиц (7 квадратов).


-Сколько десятков в числе 13? (1). Кладём перед собой 1 десяток (1 прямоугольник) Сколько единиц? (3). Кладём перед собой 3 единицы (3 квадрата).

-Какое действие мы должны выполнить? (вычитание)

-Выполните вычитание чисел 27 и 13 (из числа 27 убираем 1 десяток и 3 единицы)

-Что у нас получилось?

(1 прямоугольник и 4 квадрата) Число? (14)

-Ребята, но моделирование занимает очень много времени и чтобы быстрее вычислить, выполнить действие вычитание, существует более удобный письменный способ вычисления (показываю примеры на слайде, записанные в столбик).

-Что видите? (примеры записаны в столбик)

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

Тема: Запись вычитания столбиком.

-Какие цели поставим перед собой?

-Вы поставили перед собой разные цели, но самая главная наша цель: научиться вычитать двузначные числа в столбик.

Работа с наглядным материалом
















Вычитание


Из наибольшего – 27, наименьшее, двузначные


Работа с раздаточным материалом:

прямоугольники и квадраты


Десятки, единицы

РУУД: целеполагание.

ПУУД:

действия постановки и решения проблемы, понимание того, что нужна доп.информация или знания для решения учебной задачи.

КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

4.Открытие нового знания

(7-8 мин)

-Для того, чтобы нам достигнуть главную цель урока нам нужно узнать, как же правильно выполнять вычитание двузначных чисел в столбик. Давайте рассмотрим это на одном примере (все записывают пример в тетрадь)

- 48

16

-Алгоритм вычитание двузначных чисел в столбик ничем не отличается от алгоритма сложения в столбик, если вы будете знать алгоритм сложения, то решить пример по алгоритму вычитания не составит труда.

-При вычитании из двузначных чисел: сначала записываем уменьшаемое, а под ним – вычитаемое на второй строчке. Единицы под единицами, десятки под десятками. Слева между числами ставим знак – (минус).

Подводится черта, под которой записывается ответ. Сначала вычитаем единицы, потом вычитаем десятки. Читаем ответ. (показываю всё на доске)

1.Вычитаем единицы: 8-6=2

Записываем под единицами 2

2.Вычитаем десятки: 4-1=3

Записываем под десятками 3

-Какой ответ у нас получился? (32)


ПУУД:

добывать новые знания, используя разные источники информации.

КУУД:

сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)



5.Первичное закрепление

(5-7 мин)

-Откройте учебник на странице 61 и обратите внимание на №3. Прочитайте задание.

-Наша с вами задача вычислить данные примеры, выполняя запись столбиком. Из этого задания мы будем выполнять только 1 и 2 столбики. У доски примеры будем выполнять по очереди, те, кто работает у доски проговаривают вычисление в столбик. Выполнять примеры к доске пойдёт… (4 человека), все остальные выполняют решение примеров в тетрадях. Отступите 1 клетку от числа и классной работы и в начале тетради выполняйте задание.

36-13 42-11

98-27 59-46



Задача №7.

-Прочитайте эту задачу каждый про себя (назначаю человека, чтобы он прочитал для всего класса)

Мама попросила Наташу купить пачку масла и дала ей 65 рублей. После покупки масла у Наташи осталось 42 рубля. Сколько рублей стоит пачка масла? Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла?

-О чём говорится в задаче?

-Что нам известно?

-Вы могли заметить, что в нашей задачи два вопроса. Можем ли мы сразу ответить на 2 вопрос задачи? Почему?

-На 2 вопрос мы сможем ответить только после решения нашей задачи.

-Можем ли мы узнать, сколько рублей стоит пачка масла?

-Каким действием узнаем?

-Записываем решение данной задачи:

65-42

-Для того, чтобы найти сколько рублей стоит пачка масла , как будем выполнять вычитание? Ответ: 23 рубля

-Мы ответили на первый вопрос задачи?

-Теперь можем ответить на второй вопрос?

-Хватит ли у Наташи денег ещё на одну пачку масла? (да)

Закрепление нового материала.

Работа у доски, проговаривание алгоритма записи вычитания столбиком









































Столбиком




Да


Да



Да

ПУУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

КУУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

РУУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.


6. Повторение и закрепление изученного

Самостоятельная работа

(4-5 мин)

-А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно по карточкам. У каждого на столах лежат карточки, положите их перед собой. Ваша задача вписать недостающие цифры. (выполнение заданий по карточкам; 2 варианта по 4 примера)

Взаимопроверка в парах


РУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

7. Подведение итогов, домашнее задание, оценивание,

Рефлексия

(2-3 мин)

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её?

-Как выполнить вычитание двузначных чисел в столбик?

-Что было трудного на уроке?

Какие задания были самыми трубными? Какие самыми лёгкими?

-Какие задания вам понравились больше всего?

Д/3:

-Сегодня за урок я могу поставить…

-У вас на партах лежат смайлики, если вам было интересно на сегодняшнем уроке, вам понравился урок, вы поняли новую темы, то поднимите смайлик с улыбкой, если вам было не интересно, вам не понравился сегодняшний урок, вы не поняли новую тема, то поднимите грустный смайлик.

Спасибо за урок! Урок окончен!

Подведение итогов урока, самооценивание, рефлексия урока.

ЛУУД:

нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

РУУД:

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

КУУД:

выражать свои мысли и мнения в соответствии с задачами и условиями.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!