Рассматриваемый аспект | Варианты ответов |
Данные о ходе речевого развития | -
Речевое развитие по возрасту; -
без особенностей; -
доречевое развитие с задержкой; -
раннее психомоторное развитие протекало с задержкой; -
в раннем возрасте перенес пневмонию, диатез; -
поздно начал говорить; -
до школы проводилась коррекция звукопроизношения в условиях поликлиники, детского сада; -
ранее психомоторное развитие с задержкой; -
фразовая речь – с 3 лет. |
Состояние и подвижность артикуляционного аппарата | -
Анатомическое строение без аномалий; -
не удерживает позу закрытого рта; -
может достаточное время удерживать артикуляторное положение; -
движение языка замедленные, с затруднениями; -
основные движения языком, губами выполняет; -
губы толстые, малоподвижные; -
наблюдается замена движений и синкенезии; -
язык вялый, массивный, объем движений неполный; -
переключаемость движений нарушена; -
тонус нормальный, активность движений достаточная; -
кончик языка малоактивный; -
при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается; -
прикус – прогения; -
отмечается повышенная соливация; -
твердое небо – высокое, имеет готическую форму; -
точность выполнения движений сохранна; -
зубы мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда; -
мягкое небо подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы. |
Состояние мелкой моторики | -
Движение рук неточное; -
пробы Хеда выполняет выборочно; -
с трудом овладевает навыками самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шарфа и т.д) -
навыками самообслуживания не владеет; -
недостаточно развита моторика мелких мышц рук; -
произвольная моторика не сформирована; -
ведущая рука - правая; -
предпочитает работать левой рукой; -
все движения выполняет правильно; -
мышечный тонус повышен; -
неправильно держит карандаш; -
моторная неловкость при работе с пластилином; -
испытывает трудности при овладении графическими навыками; -
наблюдается замедленный темп письма; |
Состояние общей моторики | -
Двигательно неловок, медлителен; -
ограничен объем активных движений; -
отстает в темпе, ритме, переключаемости движений; -
испытывает трудности при имитации движений “как идет солдат, летит птица, как режут хлеб” и т.д.; -
мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках; -
отмечаются трудности при выполнении упражнений на динамическую организацию движений; -
замен движений и синкенезий не наблюдается; |
Понимание речи | -
Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта; -
понимание речи затруднено; -
выполняет задания по словесной инструкции; -
нуждается в неоднократном повторении задания; -
с опозданием реагирует на обращение учителя; -
речь окружающих выполняет выборочно, с неточностями; -
понимание речи связано с незнанием русского языка. |
Звукопроизношение | -
Имеются недостатки произношения; -
нарушено произношение звуков …; -
дефектно произносит оппозиционные звуки; -
недостатки произношения звонких согласных (оглушение); -
изолированно все звуки произносит правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи; -
отсутствие, замена, искажение, смешение звуков; -
полиморфное нарушение звукопроизношения характера стертой формы дизартрии. |
Фонематические процессы | -
Фонематический слух недостаточно сформирован; -
фонематический синтез сформирован, правильно производит слова из последовательно названных звуков; -
фонематические представления сформированы, правильно придумывает слова на заданные звуки, отбирает картинки; -
затрудняется придумать слово на заданный звук; -
слабо дифференцирует оппозиционные фонемы; -
неправильно дифференцирует слова: бочка – почка, малина – Марина; -
фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; -
при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности; |
Владение звуко – буквенным анализом и синтезом | -
Навыки звуко-буквенного анализа и синтеза недостаточно сформированы; -
допускает ошибки при определении количества звуков в слове; -
имеются затруднения в определении количества и последовательности звуков; -
определение места звука в слове сформировано; -
место звука по отношению к другим звукам определяет не всегда верно; -
имеются затруднения при определении количества и последовательности звуков на более сложном речевом материале; |
Воспроизведение слов сложного звукового состава | -
Не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов, особенно со стечением согласных; -
количество слогов в многосложных словах определяет неправильно; -
переставляет слоги местами; -
слова сложного звукового состава воспроизводит правильно. |
Темп, внятность речи, характеристика голоса и дыхания | -
Темп высказываний замедленный; -
речь неразборчивая, маловыразительная, невнятная, малопонятная для окружающих; -
звуки произносятся нечетко; -
голос сильный, звонкий, глухой, сдавленный, хриплый; -
дыхание свободное, затрудненное, поверхностное, неглубокое, неровное); -
темп и ритм речи в пределах нормы; -
словесное ударение употребляет правильно; -
интонационная речь недостаточно выразительна. |
Проявления заикания | -
Не заикается; -
иногда повторяет первый слог в словах, сложных по структуре или семантике; -
наличие судорог (дыхательных, голосовых, артикуляционных); |
Словарный запас | -
Объем словарного запаса соответствует возрасту; -
словарь беден, неточен, ограничен обиходно – бытовой тематикой; -
не всегда точно использует слова; -
испытывает трудности при подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов; -
в речи чаще применяет имена существительные, глаголы, местоимения, реже – прилагательные, наречия; -
не понимает значения многих слов и допускает многочисленные ошибки в их употреблении; -
часто использует слова не по назначению; -
допускает смешение слов по смыслу и по акустическому сходству; -
страдает понимание и употребление обобщающих понятий. |
Грамматический строй | -
Недостаточно сформирован для данного возраста; -
в речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции; -
допускает многочисленные ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; -
имеется несогласование слов во фразе, аграмматизмы; -
неправильно употребляет предлоги, падежи; -
имеются ошибки при преобразовании имен существительных во множественное число; -
в спонтанной речи аграмматизмы не выявлены; -
допускает ошибки в употреблении сложных предлогов; -
имеются ошибки в согласовании прилагательного и существительного в косвенных падежах (семь карандашов, на зелеными деревьев); -
допускает ошибки в согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах; -
есть аграммматизмы при образовании прилагательных от существительных (сливочное варенье, волчачий хвост). |
Связная речь | -
Наблюдается недостаточное развитие связной речи; -
в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий; -
неотчетливо произносит слова; -
оречевление затруднено; -
при ответах пользуется фразой несложной конструкции; -
наблюдается высокий уровень речевого развития; -
опыт речевого общения беден; -
самостоятельно высказаться затрудняется; -
устная форма речи недостаточно сформирована. -
грубое недоразвитие связной речи (1–2 предложения вместо рассказа). |
Письмо | -
Имеются многочисленные ошибки разного характера; -
испытывает трудности при овладении письмом и чтением (т.к. имеется большое количество специфических – дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других); -
при списывании наблюдаются единичные ошибки; -
при письме под диктовку допускает большое количество ошибок (замены д-т, б-п, ж-ш и др., пропуски, добавления, пропуски предлогов, слитное написание слов). |
Чтение | -
Способ чтения побуквенно – слоговой; -
чтение замедленное, послоговое, словами; -
понимание прочитанного с неточностями; -
чтение послоговое, простые слова читает целостно; -
делает запинки при чтении многосложных слов; -
чтение с большим количеством ошибок (пропуск букв, слогов, усечение слова, наращивание, угадывание окончаний, смешение оптически сходных букв, аграмматизмы и др.); -
не отвечает на вопросы по тексту; -
при чтении слова произносит неотчетливо. |
Координация и пространственная ориентировка | -
Нечеткая координация движений; -
затрудняется определить правую, левую сторону; -
зрительно - пространственные представления сформированы недостаточно; -
причинно – следственные связи (отношения) выстраивает только с помощью взрослого; -
неправильно располагает написанное на листе бумаги; -
схема тела не сформирована; -
правильно определяет части тела. |
Дополнительные сведения (краткая – психолого – педагогическая характеристика) | -
Ошибки часто обусловлены невнимательностью, импульсивностью; -
охотно принимается за выполнение заданий не дослушав объяснения; -
легко заинтересовывается, но быстро охладевает к работе; -
имеет стойкую неуспеваемость по основным предметам; -
испытывает трудности при усвоении материала по русскому языку; -
внимание неустойчивое, часто отвлекается; -
значительно снижен объем кратковременной и долговременной памяти; -
с трудом овладевает необходимым объемом знаний; -
запас знаний и представлений об окружающей действительности значительно снижен; -
инструкции по выполнению задания требуется повторять неоднократно. |
Логопедическое заключение | -
Показаний для занятий на логопункте нет; -
фонематическое недоразвитие речи; -
общее недоразвитие речи; -
нерезко выраженное общее недоразвитие речи; -
нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР; -
недоразвитие фонематического слуха и фонематического восприятия; -
лексико-грамматическое недоразвитие; -
полиморфное нарушение звукопроизношения, дислексия и дисграфия; -
сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); -
имеется нерезко выраженная дисграфия; -
аграмматическая дислексия и дисграфия; -
фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; |
Основные причины трудностей усвоения учебного материала | -
Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью или вследствие соматической ослабленности; -
трудности адаптации в школьном учреждении; -
нарушение моторики в виде недостаточной координации движений; -
незрелость эмоционально – волевой сферы; -
педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий ребенка; -
гиперопека родителей; -
недостатки внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля; -
двигательная расторможенность, гиперактивность; -
ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире и т.д.; -
трудности начались со второго полугодия, после болезни; -
недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; -
трудности овладения учебными терминами, понятиями; -
слабо развито словесно-логическое мышление; -
недостаточное развитие связной речи; -
трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в заданном темпе); -
невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, энурез и т.д.) |
Результаты речевого развития | -
Динамика речевого развития незначительная; -
при положительной динамике развития выпущен из группы; -
рекомендовано продолжить занятия с логопедом; -
динамики в развитии не наблюдается; -
логопедические занятия посещал нерегулярно, материал усвоен выборочно, динамика развития ребенка незначительная. |
Рекомендации | -
Диагностическое обследование ребенка и сбор данных; -
избегать интеллектуальные и психологические нагрузки; -
ребенок нуждается в индивидуальном подходе и постоянном контроле со стороны взрослых; -
перед объяснением нового материала проводить пропедевтические упражнения; -
в целях компенсации и выравнивания недостатков физического, психического и речевого развития, избегая перегрузок, рекомендуется повторный курс обучения (или обучение в специальной коррекционной школе); -
систематизировать, расширять и уточнять имеющиеся учебные знания и сведения об окружающем мире; -
пополнение и уточнение имеющихся знаний; -
систематизация умения и навыков; -
рекомендуется консультация у специалистов…; -
во избежание “школьной неуспешности” рекомендовано посещение школы с 7 летнего возраста; -
рекомендован дополнительный отдых; -
уменьшение интеллектуальной и эмоциональной нагрузки; -
посещение занятий с психологом и логопедом; -
устранение пробелов в имеющихся знаниях; -
довести до необходимого уровня учебную деятельность; -
стимулировать самооценку; -
создание возможности выбора…; -
повышение личной ответственности; -
создание благоприятной обстановки в классе, дома и т. д.; -
оказание помощи в обретении веры в свои силы; -
рекомендован повторный курс обучения; -
проведение дополнительного обследования с целью определения ребенка на дальнейшее обучение с учетом его уровня развития; -
восполнение пробелов в имеющихся у него знаний; -
ребенку необходим поэтапный контроль и частая смена видов деятельности; -
для развития мотивации желательно использование занимательного материала, видов и приемов заданий, вызывающих интерес учащихся, создание ситуации “успеха”; -
единство требований к ребенку учителя, логопеда, психолога и родителей. |