ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ
Пархоменко С.И.,
В последнее десятилетие стала ощутима потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Является ли такая потребность скоропроходящей модой или отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Второе предположение на наш взгляд, ближе к истине и вот почему. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, перебирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом, потребность в развитии детей одаренных, творческих будет только нарастать.
И нам важно разобраться подробнее, как можно развить одаренность в условиях школы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.
Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
На наш взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, и во многом от нас педагогов зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его способности и талант. Счастье, если встречаются талантливый ученик и талантливый педагог. В этом тандеме выигрывают оба - ученик, получивший возможность совершенствовать свои способности, и учитель, который поднимая ученика, поднимается сам. Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1-й уровень - потребность в новых впечатлениях;
2-й уровень - развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета;
3-й уровень (высший уровень) – познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
Выявление одаренных учащихся достаточно сложная многоступенчатая процедура. На наш взгляд выделяется несколько этапов:
выявление одаренных и талантливых детей;
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
тематический контроль знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности;
контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
В работе с одаренными детьми в нашей школе важным моментом является
их поощрение:
Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Перечисленные формы работы и виды деятельности нашли широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах на уроках географии, химии, биологии, математики. Кроме того, для индивидуальной работы на уроке используется дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера.
Практика показывает, что для работы с одаренными учащимися индивидуальные программы по предметам естественно - математического цикла просто необходимы. Программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных способностей.
Работая в малых группах, мы максимально реализуем дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используем ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. В обучении одаренного учащегося реализуется стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна.
Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления) и развивающего дискомфорта. Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные конкурсы, привлечение обучающихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы. Уже привычными стали следующие мероприятия:
проведение олимпиад;
научно-практические конференции;
летняя школа для одаренных детей;
участие в он-лайн тестах и олимпиадах, что позволяет учащемуся проверить свои достижения без лишних затрат и ставит учащихся с различной степенью материальной обеспеченности в равное положение.
Во внеурочной деятельности используются дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, вне урока учащиеся чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Когда мы начинали эту работу по данной теме, нам казалось, что о ребенке мы знаем все. Когда пишем последние строчки, осознаем, нет, мы не знаем почти ничего. Он – тайна. Он – загадка. Он - маленькое чудо, а чудеса непостижимы. Его можно сравнить только с утренней звездой, холодный блеск которой разогреет Солнце. От всех нас зависит, чтобы новая звезда не стала падающей или гаснущей.
Литература:
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1972 .
Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем.- М., Просвещение, 1989.- 160 с.