СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Заседание круглого стола на тему "Информационная культура молодого педагога"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Заседание круглого стола на тему "Информационная культура молодого педагога"»

М инистерство образования и науки

Луганской Народной Республики

ГБОУ СПО ЛНР

«Стахановский политехнический колледж»





выступление на заседании

школы молодого педагога

«ИНФОРМАЦИОННАЯ

КУЛЬТУРА

МОЛОДОГО ПЕДАГОГА»

Николаевич Виктория Ивановна, мастер производственного обучения, преподаватель общепрофессиональной и профессионально-теоретической подготовки



г.Стаханов

2022 г



    В последние годы значительное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры представителей педагогического сообщества: педагогов-практиков, студентов педагогических вузов и др. Эта проблематика находит своё отражение в диссертационных исследованиях, материалах научных конференций, публикациях в профессиональной педагогической периодике.
          В профессиональной деятельности педагога важное значение имеет умение и желание находить новые сведения, факты, материалы, использовать их в практической деятельности. Особенно актуально это становится сегодня, когда временные рамки обновления информации стремительно сокращаются при одновременном росте её объёмов. Информационное общество требует становления нового типа образования, при котором учёба становится неотъемлемым атрибутом всей жизни человека. Сегодня, для того, чтобы стать (и оставаться) специалистом необходимо постоянно усваивать новые знания, не ограничиваясь теми, которые получены некогда в учебном заведении. Совокупность качеств, позволяющих осуществлять  эту деятельность эффективно, свидетельствует  о высоком уровне информационной культуры.
         Педагогдолжен уметь ориентироваться в непрерывно растущем информационном потоке и прививать это умение своимобучающимся. И сегодня в профессиональной педагогической среде широко используются понятия «информация», «информационный» и т.п. в различных ипостасях. Вместе с тем, на наш взгляд, недостаточно чётко обозначены сущность и  место информационной культуры в деятельности педагогов и в системе педагогической культуры. Информационная культура сегодня является необходимым компонентом педагогической культуры.Педагог сегодня должен быть готов к использованию новых информационных технологий, уметь в полной мере реализовать существующие информационные ресурсы, что предполагает развитие всех компонентов информационной культуры педагога. Что такое информационная культура? Какие характеристики она включает, и каковы условия ее развития?

              Под информационной культурой понимается умение целенаправленно работать с информацией (поиск, отбор, создание), использовать ее для получения, обработки и передачи средства информатизации и информационные технологии. Информационную культуру надо рассматривать как сложное системное образование, отражающую интеграцию знаний о человеке и культуре человечества.


Информационная культура педагога включает следующие характеристики:
В интеллектуальной сфере:

  • Мышление (способность анализировать информационные ресурсы и выявлять их возможности в решении задач педагогической деятельности, проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность и оперативность мышления в ситуациях поиска, преобразования и трансформации необходимой информации);

  • Знания информационных технологий.

В мотивационной сфере:

М отивация развития информационной культуры (стремление овладеть современными информационными технологиями, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования, нацеленность на достижение высокого уровня информационной культуры).

В волевой сфере:

  • целенаправленность действий в информационной среде (волевое разрешение противоречий, способность выполнять деятельность на оптимальном уровне активности, психическая устойчивость по отношению к трудностям);

  • терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;

  • настойчивость в овладении новыми информационными технологиям.

В эмоциональной сфере:

  • способность понимать собственные эмоциональные состояния в ситуациях поиска и переработки информации (сосредоточить свое внимание на способах и путях получения информации);

  • способность достойно переживать отсутствие результата, технические и другие помехи при работе в информационной среде;

  • способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры.

В предметно-практической сфере:

  • способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды, формы деятельности в информационной среде;

  • готовность к коллективной деятельности с использованием информационных технологий;

  • владение операционными навыками (умение работать с программным обеспечением, принимать решения, отбирать нужную информацию, вырабатывать идеи);

  • владение навыками обработки информации;

  • умение общаться с использованием информационных средств и технологий;

  • умение ориентироваться в информационной среде.

В сфере саморегуляции:
Способность к рефлексии в области поиска и преобразования информации, в овладении информационными технологиями и их использовании;
Умение соотносить свою деятельность, свой уровень информационной культуры с социальным и профессиональным опытом.


Основными условиями формирования информационной культуры педагога являются:

  • включение педагога в проектную деятельность;

  • организация самостоятельной разработки педагогом различных проектов и их реализации на основе информационных технологий;

  • самодиагностика и самоанализ достижений в области проектной деятельности, осуществляемой на основе информационных технологий;

  • сотрудничество с коллегами в проектной деятельности.

         Информационная культура отражает особенности профессиональной деятельности педагога: формирование информационной культуры обучающегося, пробуждение в нем постоянной потребности в информации и знаниях, развитие навыков правильного формирования информационного запроса, поиска, фиксации и использования полученных данных, критической их оценки и отбора.
         В условиях информатизации образования общий комплекс профессионально-важных качеств, необходимых для успешности профессиональной деятельности, дополняется специфическими качествами, которые характеризуют уровень информационной культуры педагога.

М яэотсОльга Николаевна — российский переводчик, филолог-скандинавист, литературный критик, относит к ним следующее:
Стремление:
– интерес к современным способам информационного обмена и поиск все новых путей интенсификации образовательного процесса на информационной основе;
– потребность в постоянном обновлении знаний о возможностях применения информационных технологий в профессиональной и общекультурной среде;
– профессиональная мобильность и адаптивность в информационном обществе.

Личностные качества:

– согласованность в постановке и последовательном решении педагогических задач с использованием средств информационных технологий;
– ответственность при работе с техническими средствами, сочетание личной свободы и ответственности за информационную безопасность общества и личности;
– уверенность в правильности принятия нестандартных решений.

Позиция:
– отношение к информации, объектам и явлениям в быстроменяющейся информационной среде, критическое отношение к информационному потреблению;
– стиль педагогического общения и взаимодействия с людьми внутри информационной среды, самооценка и рефлексия на уровне информационных контактов;
– утверждение нравственности и толерантности в компьютерной коммуникации».

Уровень сформированности информационной культуры педагога может быть определен по следующей совокупности критериальных показателей:
1) состояние информационного самосознания педагога (общекультурная и профессиональная эрудированность; понимание и принятие ценностей информационной деятельности; рефлективность профессиональной позиции; применение информационных образовательных ресурсов для целей самообразования; согласованность реальной деятельности с ценностями);
2) развитость информационно-технологических навыков (применение информационных технологий в решении актуальных педагогических задач;наличие гибкой системы навыков; участие в обеспечении информационного взаимодействия в образовательном учреждении);
3) творческая активность и самостоятельность (участие в проектной деятельности, создание собственных информационных продуктов; наличие авторской позиции (методики); способность осуществлять выбор и привлекать необходимые информационные ресурсы);
4) эмоциональное отношение к информационной деятельности (позитивная профессиональная самооценка; наличие интереса к информационной деятельности; удовлетворенность результатами собственной информационно-педагогической деятельности);
5) успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (наличие достижений в сфере информационно-педагогической деятельности; признание профессиональным сообществом; участие в совместных с другими специалистами проектах).
 


Использованная литература

1. Зубов, Ю.С. Информатизация и информационная культура / Проблемы информационной культуры: сб. статей.- М., 1994.

2. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В.Уленко   - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!