Сценарий
«Защищай! Береги! Умножай!»
(Конкурсная игровая программа)
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся.
Задачи:
- мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, её закономерностях;
- продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению классного коллектива;
- способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
(Выступление участников агитбригады )
1. Мы встретиться сегодня с вами очень рады.
Вас приветствует агитбригада «Друзья»!
2. С какой программой мы выступаем?
Ясное дело, с какой программой.
3. С нужной и понятной для всех –
Все: «Защищай! Береги! Умножай!»
4. Как из бутылки вылез джин
И стал сильнее всех,
5. Так человек – природы сын –
Завоевал успех.
1. В начале слаб он был и глуп.
Ему был нужен острый зуб.
2. Сумел он так мозги развить,
Чтоб льва и тигра победить,
3. И, в лес приехав на слоне,
Сказал: вы все подвластны мне!
4. Но не учел, что важно знать,
Как надо власть употреблять.
5. Зелёные листья, вода и прохлада –
Чтоб это разрушить – не многое надо.
1. А вот попытайтесь растить огород
В песках аравийских, где солнце печёт.
2. Конечно, нужна нам энергия рек –
Турбины поставил на них человек;
3. Теперь с электричеством люди живут,
Но рыбы к столу не наловите тут.
4. А сколько исчезло с планеты зверья,
Растений, и это восполнить нельзя.
5. И если теперь не спасти нам остатки,
Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!
1. Вообще, в экологии есть три кита:
Всеобщий природный баланс, красота,
И наши ресурсы.
2. Всё это нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
3. Ловить и стрелять не подряд, а с умом.
«Что нынче посеем – то завтра пожнём».
4. Нельзя переделывать с ходу природу,
Она устоялась не с прошлого года!
5. А экосистема и биоценоз
Должны сохраняться всегда и всерьёз.
Ведущий: Я надеюсь, что вы сделаете вывод из всего того, что сегодня сказали ребята из агитбригады «Радуга», ну а теперь конкурсная игра.
Вы знаете, что живую природу составляют растения и животные, поэтому вопросы викторины будут все, относящиеся к миру живой природы.
(Учащиеся делятся на 2 команды. В каждой команде выбирают капитана).
Конкурс «Хочу всё знать» (7)
1. Почему муравья можно считать силачом?
(Муравей может тащить груз в 3 раза превышающий его собственный вес)
2. Спят ли рыбы зимой?
(Содержание кислорода в воде также сильно уменьшается.
Поэтому на все 3 зимних месяца, а в северных районах и 5–6, у подводных обитателей – рыб изменяется и образ жизни. Большинство из них впадают в своеобразную спячку, питаясь только летними запасами жира. Они не едят, не растут, не двигаются, обмен веществ у них очень сильно замедлен)
3. Может ли змея проглотить добычу больше своей головы?
(Да, так как челюсти у змеи соединены растяжимой связкой)
4. Какие птицы выводят птенцов зимой?
(В хвойных лесах шишки созревают как раз в самые холода, вот почему клесты выводят птенцов зимой)
5. Какая птица ударом ноги может убить человека, а клювом бьёт с такой же силой, как лошадь копытом?
(Африканский страус).
6. Что выполняет у собаки роль термометра?
(Нос: у здоровой собаки он влажный и холодный, а сухой и теплый нос показывает, что температура тела повышена).
Конкурс «Ситуации» (5-6)
Ведущий: Дать объяснение ситуациям.
1. В лесу вы видите непотушенный костёр, разбросанные банки, бутылки, мусор?
2. Вы шли по лесу и вдруг в траве увидели гнездо с маленькими птицами?
3. Зимой под окнами у вас собираются маленькие птички. Им холодно и голодно, а тебе дома тепло и уютно. Поможешь ли ты птичкам, и каким образом?
Конкурс «Ребусы» (5-6)
Ребусы (зашифрованы названия грибов).
"рыба" + "ёжик" = "рыжик"
"маска" + "слонёнок" = "маслёнок".
"очки" + "пять" + "тапок" = "опята".
"сыр" + "нож" + "ель" + "серёжки" = "сыроежки".
Конкурс «Флора и фауна» (5-6)
Люди испокон веков определяли черты характера и поведения через сравнение с животными. Догадайтесь, какого представителя флоры или фауны имеет в виду человек, когда говорит:
(Задание выполняют команды на листочках)
Смелый, как … (лев)
Трудолюбивый, как…. (муравей)
Беспечный, как … (стрекоза)
Злой, как … (волк)
Верный, как … (пёс)
Хитрый, как … (лиса)
Упрямый, как … (осёл)
Надутый, как … (индюк)
(Задание выполняют команды на листочках)
Конкурс «Вперёд, капитаны» (5-7)
Капитанам команд за 1 минуту дать ответы на вопросы.
(Один отвечает, второй – за дверью).
1. Ящерица, постоянно меняющая свою окраску (Хамелеон)
2. Родные братья крокодилов (Аллигаторы)
3. Птица — "болтушка" (Сорока)
4. "Корабль" пустыни (Верблюд)
5. У кого уши на ногах? (У кузнечика)
6. Самая маленькая птица (Колибри)
7. Какая змея строит гнездо? (Королевская кобра)
Конкурс «Иван - да - Марья» (7)
Написать названия цветов, которые носят человеческие имена.
Роза, Лилия, Виола, Иван -да - Марья, Иван -чай, Василек, Жасмин, Адонис, Нарцисс, Камилла, Валерьян, Лиана, Мелиса, Камелия, Азалия, Калерия ( цветок - колерия)
Конкурс «Сделайте правильный выбор» (5-6)
Ведущий: Слева написаны времена года, справа – то, что происходит в жизни людей в разные времена года.
Задача: соединить верно, стрелками левый столбик с правым. Максимальное количество баллов – 3 балла. Время выполнения задания – 1 мин.
ЗИМА Набухают почки.
Листопад.
Прилетают грачи.
Бабье лето.
ВЕСНА Грибная пора.
Сбор клюквы.
Сбор клубники.
ЛЕТО Сенокос.
Птицы вьют гнёзда.
Рождество.
ОСЕНЬ Ледоход.
Гололёд
Ответ:
ЗИМА: рождество, гололед;
ВЕСНА: набухают почки, прилетают грачи, птицы вьют гнезда, ледоход;
ЛЕТО: сбор клюквы, сбор клубники, сенокос;
ОСЕНЬ: листопад, бабье лето, грибная пора.
Жюри оценивают конкурс.
Конкурс «Расшифруйте словосочетание» (7)
Ведущий: Расшифруйте словосочетание: АГИНК ЯАНСАРК. (Красная книга.) Максимальное количество баллов – 2 балла. Время выполнения задания – 2 мин.
Жюри оценивают конкурс.
Конкурс «Чей хвост?» (5-7)
Ведущий: Я буду зачитывать описание хвоста, а вам необходимо определить какому животному он может принадлежать. За каждый правильный ответ – 1 балла.
1. С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
2. С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
3. У неё хвост вместо руля. (Птица.)
4. Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
5. У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
6. Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
7. У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
8. В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)
Жюри оценивают конкурс.
Конкурс «Необыкновенные птицы» (7)
Вспомните восемь птиц, в названиях которых по две буквы О.
– о – о –
– о – о – –
– о – о – –
– о – о – – –
– о – о – – –
– о – о – – – – –
– о – о – – – – –
– о – о – – – – – –
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка)
Конкурс «Красная книга»
Ведущий: Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Их осталось мало.
Сейчас мы еще узнаем редкие растения и животные.
У вас на столе лежат листочки с буквами. Зачеркните одинаковые буквы и прочитайте слова, что у вас получилось.
Я в к я с у л а с н в ц ц
П д ж ф е ч й р п а н ф ч
Г с в е в о п б в а с р о д
К ф п о ы б з р а ы ф п з
В г е м г е л о в р д ж д д
Ц с э я у ф т ц я о э р а ф
Ответы: кулан - один из видов диких ослов,
джейран - парнокопытное млекопитающее из рода газелей,
гепард,
кобра,
морж,
сутора - птица семейства толстоклювых синиц отряда воробьиных.
(Подведение итогов игры)
Ведущий: Заканчивая нашу игру, хотелось бы процитировать слова Ю.Дмитриева: "Разрушая или повреждая любую природную среду, мы прежде всего наносим вред себе. И особенно тем, кто будет жить после нас. И если мы решительно не прекратим наши неосмотрительные действия по отношению к окружающему нас миру живой природы, мы оставим после себя очень тяжёлое наследство"