СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита экологических прав граждан

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Modern society is democratic and humanist and people in it are free and have definite rights. Human rights were established by United Nations and confirmed by declaration; these rights defend human dignity and freedom. It is very strange that universal community needed thousands of years to understand that every person id worthy to have rights. Not in vain many people sacrificed their lives to reach these rights for future generations. We ought to remember the sacrifice and respect what they reached for us.   

Просмотр содержимого документа
«Защита экологических прав граждан»

Защита экологических прав граждан


Modern society is democratic and humanist and people in it are free and have definite rights. Human rights were established by United Nations and confirmed by declaration; these rights defend human dignity and freedom. It is very strange that universal community needed thousands of years to understand that every person id worthy to have rights. Not in vain many people sacrificed their lives to reach these rights for future generations. We ought to remember the sacrifice and respect what they reached for us. 
I think, everybody irrespective of age should know his own rights to protect them and to defend one’s point of view. In my opinion the right for life is sacred and everybody can live his life in such way as he wants without any violence: be it physical or moral. Furthermore everybody has the right to private property and nobody is allowed to take it away without reference to the law. I know that a person has right of choice: it is possible freely to choose where to study, to work, to rest and people with whom to communicate. 
The state elected by folk should defend the rights, however they aren’t always observed. Even today rich people have more power and rights, sometimes their interests become beyond rights of ordinary people. It seems to me that our world should exterminate this problem; everybody must fight for his rights and defend them. And moreover it is necessary to respect other people’s rights not less than yours.

Защита экологических прав граждан

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ гарантируется каждому судебная защита его прав и свобод. Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск – один из новейших инструментов российского законодательства в сфере охраны окружающей среды. Право гражданина на судебный иск в качестве универсального юридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, но в конечном счёте и всего общества, содействуя тем самым обеспечению законности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формой контроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией и злоупотреблениями властью.

Порядок судебного обжалования регулируется Законом “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. Закон определяет круг действий, которые могут быть обжалованы в суд (коллегиальные и единоличные решения государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих). Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ”.

Надо помнить, что обжалование допускается, если нарушены права, свободы и интересы истца. При этом гражданин не имеет права обжаловать в суд действия или бездействия, имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом.

В главе III Закона "Об охране окружающей среды" общественным и иным некоммерческим объединениям, осуществляющим деятельность в области охраны окружающей среды и гражданам предоставлено право обращаться в органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, а также подавать в эти органы обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

Возможность приостановления, прекращения или запрещения деятельности, создающей угрозу причинения вреда, появилась с принятием части второй Гражданского Кодекса РФ. В п.1 ст.1065 ГК впервые введено понятие "опасности причинения вреда в будущем", которая может явиться фактическим основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения или иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика приостановить или прекратить экологически вредную деятельность (ч.2 ст.1065). К сожалению, данная статья помещена в раздел об обязательствах вследствие причинения вреда, где речь идет о вреде личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Хотя в самой статье прямо не говорится, кто может быть истцом по искам о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, логика и практический опыт подсказывают, что суды будут признавать надлежащими истцами только потерпевших. Предъявить иск в защиту общественных интересов по статье 1065 ГК, очевидно, будет невозможно. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности, как и любое другое судебное решение, обязательно для исполнения не только ответчиком, но и любыми другими лицами, в том числе банковскими учреждениями, и является основанием для прекращения финансирования такой деятельности .

Отказ суда в иске о приостановлении или прекращении экологически вредной деятельности не лишает потерпевших права на возмещение вреда, причиненного им такой деятельностью (п.2 ст.1065 ГК). Следует иметь в виду, что нашей правовой системой не предусмотрено право граждан и неправительственных организаций на иск о возмещении вреда, причиненного природным объектам, не являющимся их собственностью или не находящимся в их владении по иным основаниям. Право на такие иски предоставлено органам государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием (т.е. органам Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы леса и пр.), а также прокурорам.

Я уже останавливался на проблеме обращения в суд за защитой экологических прав в главе обжалования актов. Поэтому в тех случаях, когда невозможно убедить предприятие-загрязнитель в добровольном порядке прекратить экологически вредную деятельность, необходимо обратиться за защитой своих прав в суд. Различия в ведении дела о прекращении экологически вредной деятельности и дела по обжалованию неправомерных актов и решений не столь велики, однако, существуют особенности, которые необходимо знать при обращении в суд.

Для прекращения экологически вредной деятельности нужно обратиться в суд не с жалобой, а с исковым заявлением. Исковое заявление подается в суд в том же порядке, что и жалоба. Исковое заявление может быть подано одновременно от нескольких истцов.

Исковое заявление подается в суд по месту нахождения ответчика, если речь идет о юридическом лице, - то по месту нахождения его руководящего органа или имущества. На самом деле, юридический адрес, местонахождение руководящего органа и имущества могут не совпадать и можно настаивать на соблюдении правил, установленных в ГПК РФ.

Если суд, который должен рассматривать исковое заявление, загружен делами и на приеме у судьи много народу (а исковое заявление, как правило, подается на приеме - лично судье), то можно направить свое исковое заявление с приложениями и госпошлиной по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Ответчиком, как правило, является предприятие, в результате деятельности которого загрязняется окружающая среда, ухудшается состояние природных ресурсов. Однако, известны случаи экологически вредной деятельности отдельных граждан (например, систематическая мойка автомобилей в частном гараже). Возможны и экологически вредные последствия индивидуально-предпринимательской деятельности. Напоминаю, что юридический статус индивидуальных предпринимателей приравнен к статусу предприятий. На практике бывают случаи, когда окружающую среду загрязняют несколько предприятий, установить основного загрязнителя бывает очень трудно, и каждое из них перекладывает вину на другое предприятие. В этом случае необходимо привлечь в качестве соответчиков два или более предприятий, которые, по мнению граждан, в процессе своей деятельности допускают нарушение экологических требований и условий.

Защита экологических прав Уполномоченным по правам человека в РФ и Европейским судом по правам человека. Нарушенные экологические права человека и гражданина могут быть защищены и Уполномоченным по правам человека в РФ. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. К компетенции Уполномоченного отнесено рассмотрение жалоб на решение или действия(бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения в судебном либо административном порядке, но не согласился с решениями, принятыми по его жалобе. При этом Закон устанавливает, что Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Надо также помнить, что Закон оговаривает условия подачи жалобы относительно сроков. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно о нарушении. С момента, когда РФ стала членом Совета Европы, мы все получили право обращаться за защитой нарушенных, в том числе, и экологических прав в Европейский суд по правам человека. Постараюсь раскрыть процедуру реализации этого права. Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Также необходимо представить документы, подтверждающие, что в РФ он исчерпал все доступные средства правовой защиты. Такими документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом важно знать, что обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции. Европейская комиссия по правам человека принимает решение о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны все доступные внутригосударственные средства правовой защиты и не истёк шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она прилагает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Далее доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определённого времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека. Также считаю важным упомянуть Протокол N11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который принят 11 мая 1994 года членами Совета Европы. Этот Протокол предоставил права индивиду, неправительственным организациям и группам лиц направлять петиции непосредственно в суд. Для рассмотрения дела Суд учреждает комитеты из трёх судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Дела решаются палатами. Решения Суда обязательны для государств-участников, а за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Судебные издержки с момента подачи жалобы и до её разрешения несёт заявитель.

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведёт к дестабилизации биосферы, утрате её целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношения человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие РФ, высокое качество жизни и здоровья её населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.

Таким образом, «человечество стало общеземной «геологической силой», способной разрушить среду своего обитания или сделать её непригодной для собственной жизни. Наступил момент, когда на человека воздействует не природа, а изменённая человеком природа. Эта опасность тем реальнее, чем выше технико-экономический потенциал и численность человечества. Это экологическая опасность»(7).

Экологическая функция государства требует своего рассмотрения в системе всех функций, выполняемых государством как политическая организация общества. Ранее вопросы охраны окружающей среды решались в рамках экономической деятельности государства и

рассматривались как проявление его экономической функции. Обострение экологической обстановки, возрастание роли и значения взаимодействия общества и природы привели к необходимости появления в числе внутренних функций государства самостоятельной экологической функции.

Главное её назначение, на мой взгляд, заключается в том, чтобы обеспечить научно обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации и защиты прав человека на чистую, здоровую и благоприятную для его жизни окружающую среду.

_________________________________________________________________

7. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества "Россия молодая" 1992


Перевод английского текста:


Современное общество демократично и гуманно, а люди в нем свободны и обладают определенными правами. Права человека были установлены организацией объеденных наций и закреплены декларацией, данные права защищают достоинство и свободы человека. Очень странно, что мировому сообществу понадобились тысячелетия, что бы понять, что каждый человек достоин иметь права. Не зря многие люди пожертвовали своими жизнями, что бы добиться этих прав для будущих поколений. Мы должны помнить об этой жертве и уважать то, чего они добились для нас. 
Я думаю, каждый независимо от возраста должен знать свои права для их защиты и отстаивания своей точки зрения. Самое первое и главное право любого человека – это право жить. На мой взгляд, право на жизнь священно, и каждый может прожить свою жизнь так, как ему хочется, без разного рода насилий: будь-то физические либо моральные. Еще каждому дано право на частную собственность и никому не разрешается отнимать ее без законных оснований. Я знаю, что человек имеет право на выбор: можно свободно выбрать место учебы, работы, отдыха, людей с которыми общаться. 
Защищать права человека должно государство, которое было выбрано народом, однако не всегда они соблюдаются. Даже сегодня у богатых людей больше власти и прав, их интересы иногда ставятся превыше прав простых людей. Мне кажется, что наш мир должен искоренять данную проблему, каждый должен бороться за свои права и отстаивать их. А еще важно уважать права других людей, не меньше чем свои.


Список литературы:


1. Лосев К.C. “Проблемы экологии России” М.,1993. c.4.

2. Зелёный мир. 1994. N14.c.14

3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Книга вторая. M.,1977.c.19.

4. Конституция РФ. М.: 1993.

5. Гущин В.В. Административно-правовое обеспечение общественной безопасности при чрезвычайных ситуациях. Академия труда и социальных отношений. M. 1996.

6. Экологическая доктрина РФ. Распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002г. N1225-p г. М.

7. Реймерс Н.Ф. Концептуальная экология. Надежды на выживание человечества "Россия молодая" 1992

8. Бринчук М. М. Экологическое право. M. 2002.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!