«Защита Отечества»
Цели: познакомить учащихся с задачами, которые должна решать современная российская армия, со структурой Вооруженных сил России, с особенностями службы в армии; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятие спортом, ведение здорового образа жизни); воспитывать у учащихся чувство патриотизма, понимание важности выполнения главного долга - защищать Отечество, гордость за нашу Родину, армию.
Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом.
Оформление доски: тема урока, дополнительный материал, новые понятия (патриот, долг, обязанность, мобилизация, Отечество, регулярная армия, рекрутская система, всеобщая воинская повинность, угроза внешняя, внутренняя, глобальная, региональная, частная, профессиональная армия, род войск, военный комиссариат, военно-прикладной вид спорта, повестка, контракт, военная присяга, устав, вооруженный конфликт, общие обязанности военнослужащих, должностные обязанности, военная подготовка), домашнее задание.
Ход урока 1
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Почему важно соблюдать законы»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № п и 12
КАРТОЧКА №11 1. Внимательно прочитайте вопрос к подготовьте развернутый ответ на него:
- Как закон устанавливает справедливость?
Для этого подумайте и поразмыслите:
В чем смысл понятия «справедливость»?
Приведите примеры проявления несправедливости в современном обществе.
Как с помощью законов люди пытались установить порядок в прошлом?
Какие своды законов вам известны из курса истории? Когда они были приняты в нашей стране?
Что значит распространение справедливости на всех граждан страны без исключения?
Почему мы можем считать Конституцию РФ главным образцом справедливости?
Сделайте вывод.
КАРТОЧКА №12
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
Может ли свобода быть безграничной?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Как вы понимаете значение понятия «свобода»? Что для вас значит быть свободным?
Существуют ли отличия в понимании свободы у философов и юристов?
Какое объяснения понятия «свобода» вам ближе? Почему?
Имеет ли свободный человек право всегда поступать так, как ему хочется?
Почему люди должны соблюдать определенные правила поведения?
Что вы знаете о нарушениях свободы человека в современном мире?
Как закон может защитить свободу в современном обществе?
Почему Конституция РФ запрещает создание и деятельность некоторых общественных организаций?
Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя) ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б
Статья 6. Каждый (гражданин Российской Федерации) обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности...
Статья 19, Все ... (равны) перед законом и судом. Статья 43. Каждый имеет ... (право) на образование. Статья 58. Каждый ... (обязан) сохранять природу.
ВАРИАНТ В
Что такое юридический закон? (Правила, которые устанавливает государство.)
Как называется главный закон государства? (Конституция.)
Как назывался сборник законов царя Алексея Михайловича? (Соборное уложение.)
В чем заключается справедливость? (Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право.)
Какой специалист должен хорошо разбираться в законах? (Юрист.)
Что такое порядок? (Порядок - это правильное устройство^)
Что запрещает Конституция РФ? (Например, создание общественных организаций, деятельность которых направлена на изменение основ конституционного строя, подрыв безопасности государства.)
ВАРИАНТ Г. Решение теста - Выберите только один правильный ответ.
Что из перечисленного в наибольшей степени характеризует понятие «анархия»?
а) монархия; б) безвластие',
в) закон; г) порядок.
На проступки, опасные для общества, указывает:
а) Уголовный кодекс РФ', б) Семейный кодекс РФ; в) Трудовой кодекс РФ; г) Конституция РФ.
Специалист, который должен хорошо разбираться в законах: а) философ; б) чиновник;
в) ученый; г) юрист.
Правила установлены:
чтобы людям спокойно и удобно жилось;
чтобы поддержать определенный порядок в общественной жизни.
а) верно только 1; б) верно только 2;
в) оба верны', г) нет верного ответа.
Справедливость - это:
возможность каждого получать то, на что он имеет право;
возможность каждого получать то, что он хочет, а) верно только 1; б) верно только 2;
в) оба верны; г) нет верного ответа.
Конституция РФ запрещает:
создание религиозных общественных организаций;
создание общественных национальных организаций.
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 11 и 12, отзывы одноклассников
III. Изучение новой темы
План
Долг и обязанность.
Зачем нужна регулярная армия.
Задача для учащихся: выяснить, почему защита Отечества - это и долг и обязанность; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI в.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника
(с. 42-43)
- Подумайте, почему защита Отечества - это и долг, и обязанность всех граждан России? (Ответы.)
Вывод. Чувство долга побуждает людей защищать Отечество в случае нападения на него. Защищая свою страну, они защищают и себя, и свою семью. Но защита Отечества - это и обязанность граждан. Государство, которое обеспечило человека правами на жизнь, на труд, на образование, на социальную защищенность, дало ему политические и гражданские права, вправе потребовать от него выполнения своих обязанностей. Чтобы суметь защитить себя, свою страну, человек обязан готовить себя к военной службе. Поэтому служба в армии - это и долг, и обязанность.
Комбинированный фрагмент урока (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А. Рассказ учителя истории о формировании Северного союза и начале Северной войны1. Беседа по вопросам
...В ходе Великого посольства стало ясно, что создать общеевропейский союз для войны с Турцией России не удастся. Однако выяснилось, что существует возможность создания коалиции против Швеции, которая занимала прибалтийские земли и закрывала для России выход в море. В августе 1698 г. Петр I договорился с саксонским королем Августом II о войне против Швеции. Выяснилось, что к войне со Швецией склоняется и датский король Фридрих IV.
В1699 г. Россия заключила перемирие с Турцией. В течение этого года сформировался антишведский Северный союз. По условиям договора с союзниками Петр I должен был начать военные действия сразу после заключения мира с Турцией.
б) верно только 2; г) нет верного ответа.
а) верно только 1; в) оба верны;
8 августа 1700 г. стало известно о заключении перемирия сроком на 30 лет, но в этот же день Дания капитулировала и подписала договор о выходе из Северного союза. Начало осады Нарвы русской армией по
казало, что Россия к войне готова плохо. Солдаты были плохо обучены, не хватало боеприпасов, осадной артиллерии.
В ноябре 1700 г. шведский король Карл XII стремительно атаковал русские войска и нанес им сокрушительное поражение. Иноземные офицеры сдались. Дворянское ополчение и большая часть армии бежали, бросив оружие, артиллерию, знамена. Только гвардейские полки - Семеновский и Преображенский и полк Лефорта оказали шведам достойное сопротивление, что спасло армию от полного разгрома. Первое же крупное сражение в Северной войне закончилось для России тяжелейшим поражением.
Восстановление армии
Перед Карлом XII встал вопрос: продолжить войну с Россией или отправиться в Польшу, чтобы разделаться с Августом II. Шведский король выбрал второй вариант. Карл XII люто ненавидел Августа II, считая его организатором Северного союза. К тому же, полагал он, с Россией уже покончено, ей потребуются долгие годы для восстановления армии. Да и отправляться в необъятную Россию, имея за своей спиной саксонскую армию, более боеспособную, чем русская, было просто опасно. Летом 1701 г. шведская армия вторглась в Лифляндию и Польшу.
Для Петра I решение Карла XII было даром судьбы. После Нарвы царь со дня на день ожидал наступления на Новгород. Теперь, когда шведский король, по выражению Петра, «увяз в Польше», у русских появилось столь необходимое им время.
Прежде всего следовало восстановить боеспособность армии. Под Нарвой уцелело 23 тыс. человек. Для наступления этого было мало, поэтому объявили новый набор в войска. К весне 1701 г. сформировали 10 драгунских полков по 1 тыс. человек. Постепенно комплектование войск стало проводиться на основе рекрутских наборов: по мере надобности правительство призывало на военную службу одного человека от 50-200 крестьянских и посадских дворов. Служба в армии была пожизненной. Рекрутская система пришла на смену набору добровольцев - так называемой вольнице. Регулярными рекрутские наборы стали с 1705 г.
Необходимо было создать собственный офицерский корпус. Преображенский и Семеновский полки были превращены в своеобразные офицерские школы. Здесь дворяне проходили ступени службы начиная с рядового, а затем направлялись офицерами в армейские полки. Для подготовки морских офицеров в 1701 г. была организована Навигацкая школа. Здесь преподавались точные науки: математика, тригонометрия, астрономия, навигация.
Под Нарвой была утрачена вся артиллерия русской армии. Для ее восстановления требовался металл. В кратчайшие сроки на Урале развернулось строительство металлургических заводов. Началось литье чугунных пушек и ядер. Остро не хватало меди. Петр не остановился перед тем, чтобы снять часть колоколов с церквей и монастырей. К маю 1701 г. в Москву свезли 90 тыс. пудов колокольной меди. Десятую часть ее в том же году перелили на пушки.
Какие страны входили в Северный союз? (В Северный союз входили Дания, Россия, Саксония.)
Каковы итоги сражения под Нарвой в 1700 г.? (Русская армия терпит тяжелое поражение. Дворянское ополчение
разбежалось, иностранные офицеры, служившие в русской армии, сдались в плен, пушки были захвачены шведами.)
Прочитайте текст дополнительного материала. Почему поражение под Нарвой ускорило процесс создания регулярной армии в России? («К весне 1701 г. сформировали 10 драгунских полков по 1 тыс. человек. Постепенно комплектование войск стало проводиться на основе рекрутских наборов. Служба в армии была пожизненной».)
Что было сделано для создания регулярной армии? Для ответа используйте текст дополнительного материала. (Примерный ответ. «Необходимо было создать собственный офицерский корпус. Преображенский и Семеновский полки были превращены в своеобразные офицерские школы. Здесь дворяне проходили ступени службы, начиная с рядового, а затем направлялись офицерами в армейские полки. Для подготовки морских офицеров в 1701 г. была организована Навигацкая школа... Началось литье чугунных пушек и ядер». Таким образом в ходе Северной войны в России появилась регулярная армия.)
ВАРИАНТ Б. Рассказ учителя истории о войнах, в которых принимала участие Россия в XVIII в. Беседа по вопросам
В XVIII в. Россия вступала, участвуя в Северной войне (1700-1721 гг.). В результате победы над Швецией был получен выход в Балтийское море, Россия стала империей и встала в один ряд с сильнейшими державами того времени.
В середине века Россия вступила в Семилетнюю войну в коалиции с Австрией и Францией против Пруссии (1756-1763 гг.). Русская армия под командованием Петра Семеновича Салтыкова, добившись ряда побед, поставила Пруссию на грань поражения, и только смерть Елизаветы Петровны (1761) спасла прусского короля Фридриха II. Несмотря на это, русская армия приобрела огромный опыт, который пригодился ей в ходе русско-турецких войн во второй половине XVIII в.
В 1768 г. началась война с Турцией, в которой блестяще проявился полководческий талант Петра Александровича Румянцева (сражение у реки Ларги и реки Кагул) и Александра Васильевича Суворова (сражение при Козлуджи - город в Болгарии). В результате мирного договора, в 1774 г. подписанного в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи, Россия получила выход в Черное море. Крым получил независимость от Османской империи и вскоре вошел в состав России (1783).
В 1787 г. Турция объявила войну России, но, потерпев поражения от русской армии под командованием Суворова и флота под командованием Ф.Ф. Ушакова, была вынуждена пойти на подписание Ясского мира и признание за Россией черноморского побережья.
Каких побед добилась русская армия в этих войнах? (Победы в Семилетней войне, русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 г.)
Кто из русских полководцев прославился в этих сражениях? (77.С. Салтыков, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, адмирал Ф.Ф. Ушаков.)
3. Самостоятельная работа учащихся с учебником (с. 44-47)
Заполните схемы «Внешние угрозы для нашей страны» и «Внутренние угрозы безопасности нащей страны» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия.
Вариант заполнения схем:
Вывод. Наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна позаботиться о том, чтобы иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.
Закрепление изученного на уроке
Как вы понимаете, что такое защита Отечества?
Что значит патриотический долг?
Почему в годы войны советские люди тысячами добровольно записывались в армию и уходили на фронт?
Какие вы можете привести примеры проявления воинского долга в наши дни?
Что значит регулярная армия?
Как менялась система комплектования армии в России?
Какие угрозы возникают перед нашей страной в начале XXI в.?
Подведение итогов урока
Почему защита Отечества - это и долг, и обязанность?
Какие угрозы возникают для нашей страны в XXI в.?
Домашнее задание
Прочитать § 4 (с. 41^47 учебника).
Подготовить устный ответ на вопросы:
Почему защита Отечества - это долг, и обязанность гражданина?
Для чего нашей стране нужна регулярная армия?
Выполнить задания 1, 4 и 5 на с. 52-53 учебника.
Подготовить вопросы для солдата, отслужившего в Вооруженных силах России.
Дополнительный материал Какая армия нужна России2 Четкие указания по модернизации армии поставил Президент России. Эту задачу Верховный главнокомандующий назвал ключевой. На укрепление боеспособности армии государство готово потратить огромные средства. В будущем году гособоронзаказ может достигнуть рекордной суммы в 1 трлн 200 млрд руб. Но это вовсе не значит, что Россия вступает в эпоху усиленной милитаризации. Расходы военного бюджета сохранятся в пределах 2,6-2,7% от ВПП. Речь идет не столько о количестве, сколько о новом качестве военной техники и вооружения - современных боевых системах, средствах управления, связи и разведки,
высокоточных боеприпасах. Именно их не хватало нашим командирам во время боев на Кавказе. Какой арсенал ждут в войсках?
Робот на танке Активно идет работа по созданию перспективного танка нового поколения Т-95. Его огневые возможности и защищенность значительно превысят характеристики главного на сегодня боевого танка Т-90. На поле боя Т-95 будут взаимодействовать с боевыми машинами поддержки танков. По огневой мощи БМПТ на 25-30% превосходит боевую машину пехоты, а по защищенности не уступает танкам.
Будущее бронетанковых войск генерал связывает с высокомобильными танками-роботами. Их разработка уже идет. «•
Бэтээры мин не боятся Пехота перестала быть пешей. Ставка в повышении ее мобильности сделана на БТР-90. Несмотря на внешнее сходство с БТР-80А, это абсолютно новый бронетранспортер. Если днище БТР-ВО могло противостоять только противопехотным минам, «девяностой» не стр?'ины и противотанковые заряды. Это в три раза снижает вероятность поражения экипажа и десанта от взрыва.
Лобовая броня БТР-90 способна противостоять снарядам пушек калибром до 30 мм. Обитаемые отделения внутри БТР-90 покрыты специальным противоосколочным материалом. Кроме того, бронетранспортер оборудован автоматическими системами пожаротушения, системой коллективной защиты от оружия массового поражения, бортовой информационно- управляющей системой и аппаратурой топографического ориентирования «Трона-1».
Новый бронетранспортер может оснащаться различными боевыми модулями, вооружения, в том числе «Бережок» и «Бахча». На него можно ставить зенитно-ракетный комплекс и даже модули со 100- или 30-милли- метровыми пушками.
Уже в будущем году планируется начать серийный выпуск этой машины.
Управляемый «Смерч» Самоходная артиллерия недавно получила новую автоматизированную систему наведения и управления огнем. Ее установили на «Акацию» - 152-миллиметровую артиллерийскую самоходку. Она обеспечивает автономное определение координат цели и автоматический расчет данных для стрельбы.
Российская оборонка готова серьезно усовершенствовать реактивные системы залпового огня.
На предприятии «Сплав» по заказу Минобороны завершают работу над перспективной боевой машиной залпового огня. Она будет отличаться повышенной мощностью и полной автоматизацией управления огнем. Ее оснастят спутниковой навигацией. В боеприпасах используют новые взрывчатые вещества. А еще конструкторы работают над повышением «интеллекта» реактивного снаряда.
Снаряд с лазерной указкой Артиллеристы скоро получат усовершенствованный снаряд «Красно- поль-М2», а минометчики - управляемую мину «Грань-2».
Снаряды имеют полуактивную головку самонаведения по отраженному лазерному лучу. Такой луч выпускает комплекс автоматизированного управления стрельбой «Малахит». Подсветка цели длится всего 10 секунд, поэтому противнику сложно обнаружить источник лазерного излучения. «Малахит» незаменим в горах и на пересеченной местности.
В 2008 г. выпущена первая партия управляемых снарядов «Кито- бой-2М» для 122-миллиметровых гаубиц Д-30. А КБ приборостроения добилось увеличения дальности прицельной стрельбы огнемета «Шмель» с 200 до 300 метров. По заказу Минобороны предприятие сейчас разрабатывает огнеметы с термобарической боевой частью. Кроме огня они создают поражающую ударную волну.
Разведка глушит эфир
Особую роль в современной армии приобрели воздушные разведчики- беспилотники. Они определяют координаты целей, помогают корректировать огонь.
В сентябре завершатся испытания нового беспилотника «Элерон-10». По гособоронзак&иу до конца 2009 г. в войска передадут как минимум 80 таких аппаратов. Комплекс воздушного наблюдения, мониторинга и разведки включает от двух до пяти «Элеронов». На 10-килограммовом беспи- лотнике поставят аппаратуру для создания помех в эфире. Но главное - он несет специальную видеокамеру, передающую картинку на командный пункт в режиме реального времени.
Очень возможно, что наконец пойдет в серию другой перспективный беспилотник - «Кипчак». Он выстреливается как реактивный снаряд на расстояние в 70 км. В считанные секунды долетает до цели и висит в воздухе на парашюте 20 мин. За это время аппарат освещает обстановку в квадрате 10 на 10 км и передает на вычислительный комплекс артиллерии специальный сигнал - накладывает на телевизионную картинку координаты разведанных целей.
Бригады первого удара
Модернизация коснется не только арсенала, но и структуры Вооруженных сил.
Начиная с будущего года Сухопутные войска начнут поэтапно переходить на бригадный принцип формирования. На базе мотострелковых дивизий планируют создать несколько десятков бригад постоянной готовности.
Таким образом, в России появятся небольшие по численности - порядка трех-четырех тысяч солдат и офицеров - высокомобильные и хорошо оснащенные ударные группировки, которые укомплектуют контрактниками. Этим частям уготована роль команд быстрого реагирования в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Принятое более полувека назад структурное построение войск, рассчитанное на классический вариант полномасштабной войны, уже не отвечает современным угрозам. Теперь ставку делают не на количество солдат, танков и самолетов, а на качество боевой выучки и технологические преимущества новых оружейных систем. Высокая мобильность подразделений вкупе с «умной» техникой, по мнению военных, обеспечат выполнение оборонных задач после сокращения армии до миллиона человек. Ударные группировки прикроют угрожаемые направления, а при необходимости быстро выдвинутся в любой регион страны или за ее пределы. С организационной точки зрения лучше всего этим задачам отвечает бригадное построение армии.
Что выгодно отличает бригады от крупных соединений? Организационно мотострелковые бригады состоят из 3-5 отдельных батальонов, 1-2 артиллерийских дивизионов, отдельной разведроты и частей обеспечения. Бригада больше полка, но значительно меньше дивизии. Это упрощает управление подразделениями в бою, взаимодействие с авиацией и ракетчиками. А достаточно серьезное вооружение - бронетранспортеры, БМП, танки, зенитно-ракетные комплексы и артсистемы - дает таким частям возможность самостоятельно решать широкий круг задач. Не случайно бригадной системе отдают предпочтение во многих армиях мира, в том числе в натовских.
Бригадное построение оптимально для большинства военных округов России. Возьмем, к примеру, северо-запад страны. Там места лесистые, болотистые - дивизиям на таком ландшафте действовать сложно. Аналогичная ситуация на Дальнем Востоке и в Забайкалье, во многих районах Сибири, особенно нужны бригады на Северном Кавказе.
Судя по всему, несколько дивизий все же останутся и в Сухопутных войсках, и в десанте. Вряд ли реорганизация затронет авиационные соединения и РВСН.
Десять бомб на восемь тысяч километров
В планы модернизации стратегических войск заложены не мифические суперболванки, а уже готовые и лишь требующие доведения до ума носители ракет и их головные части.
В РВСН, где в советские времена одновременно стояли на вооружении более десятка различных стратегических комплексов, взят курс на постепенный переход к единому «Тополю-М». В шахтном варианте им уже перевооружены несколько полков. Поставили на боевое дежурство и первый подвижный комплекс. «Тополиное» переоснащение стратегов должно завершиться к 2015 г. Разработчики гарантируют грозному оружию долгую жизнь - по меньшей мере до 2040-го.
Младшая сестра «Тополя» - морская «Булава» (обе ракеты придумали в Московском институте теплотехники) тоже на подходе. Летные испытания комплекса планируют завершить в этом году, тогда же отправится в море головная субмарина проекта-955 «Юрий Долгорукий». По госпрограмме вооружений в Северодвинске строят еще две подлодки такого класса - «Александр Невский» и «Владимир Мономах».
Чем же так уникальна ракетная «Булава»? Эксперты ссылаются как минимум на три ее особенности. Во-первых, комплекс - стопроцентное детище российской оборонки, что гарантирует независимость производителя от политической или иной конъюнктуры. Боевые и технические характеристики «Булавы» серьезно приближают ее к американскому аналогу - «Трайдент-2», а по некоторым элементам даже значительно его опережают. В частности, новая ракета имеет межконтинентальную дальность полета - до 8 тыс. км. Она несет десять ядерных блоков индивидуального наведения, что делает оружие недоступным для любых средств противоракетной обороны. Наконец, «Булава» наряду со стратегическим «Тополем-М» может стать тем универсальным оружием, которое будет одинаково применимо и в РВСН, и в Военно-морском флоте, а в перспективе - и в Сухопутных войсках.
Меньше всего известно о новом стратегическом оружии для летчиков. В прессе упоминалось, что перспективный авиакомплекс, который ждут в Дальней авиации, будет иметь в основе летные и боевые характеристики Ту-160. Но успеют ли экипажи получить его в ближайшие годы, пока неясно. С крылатыми авиационными ракетами - тоже молчок. Без сомнения можно сказать лишь об использовании Х-555 - высокоточной ракеты с дальностью пуска в несколько тысяч километров.
«Уран» — по кораблям Главные приоритеты в перевооружении Сил общего назначения выглядят так: сначала средства направят на новейшие средства разведки, связи и управления. Сухопутчиков и военных моряков, кроме того, ждет целый букет новинок: в ближайшие пять-шесть лет им поставят 415 образцов вооружения и военной техники, которые уже прошли государственные или предварительные испытания. Около десятка рекомендованы для серийного производства. Это, в частности, оперативно-тактический комплекс «Искандер-М», противотанковый ракетный комплекс «Хризантема-С», противокорабельная система «Уран» и другие.
Ход урока 2
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Защита Отечества»
1. Подготовка устного развернутого ответа по карточкам № 13 и 14
КАРТОЧКА № 13
Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
Почему защита Отечества - это долг и обязанность гражданина?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Что такое Отечество?
Что значит защищать Отечество? Когда наш народ защищал свое Отечество?
В чем проявляется патриотический долг гражданина?
Какие качества проявил советский народ 22 июня 1941 г.?
Какие уроки необходимо извлечь из событий Великой Отечественной войны?
Приведите примеры выполнения гражданского долга в годы Великой Отечественной войны. В наши дни.
Какими качествами обладали люди, защищавшие свое Отечество?
Почему защищать свое Отечество обязан каждый гражданин страны?
Сделайте вывод.
КАРТОЧКА № 14 1. Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него:
- Для чего нашей стране нужна регулярная армия?
Для этого подумайте и поразмыслите:
Что такое регулярная армия?
Когда она была создана в России? Как она формировалась?
Чем всеобщая воинская повинность отличается от рекрутчины?
Почему изменяются принципы формирования армии?
Как формируется современная российская армия? Какие задачи она решает?
Какие угрозы возникают для России в начале XXI в.? Существует ли необходимость в защите нашей страны?
Какие рода войск составляют нашу армию?
Для чего нужны подразделения специального назначения и быстрого реагирования?
Какими качествами должен обладать современный солдат?
Сделайте вывод.
2. Работа с классом (на выбор учителя)
ВАРИАНТ А. Проверка выполнения домашнего задания в тетради
ВАРИАНТ Б. Фронтальный опрос
__ tjTO такое мобилизация? (Это переведение вооруженных сил государства на военное положение; укомплектование кадров личным составом, формирование новых воинских частей и учреждений, обеспечение их вооружением и снаряжением.)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)
Что является долгом и обязанностью каждого гражданина России? (Долг и обязанность каждого гражданина России - защита Отечества.)
Какая армия называется регулярной? (Регулярной армией называются войска постоянной армии.)
Назовите победы русской армии в XVIII-XIX вв. (Победы России в Северной войне, Семилетней войне, Русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812 г.)
Что устанавливает воинская обязанность для граждан Российской Федерации? (Воинская обязанность для граждан России означает обязанность нести военную службу в Вооруженных силах РФ и защищать Отечество.)
Какие внешние угрозы возникают для нашей страны в начале XXI в.? (Глобальные, региональные, частные.)
Какие внутренние угрозы могут возникнуть в нашей стране? (Создание незаконных вооруженных формирований, незаконное распространение оружия, боеприпасов на территории России.)
ВАРИАНТ В. Выполнение работы по заданию к рубрике «Человек в истории» (с. 43-44)
Вывод. Иван Кожедуб был человеком смелым, мужественным, горячо любил Родину. Эти качества и мастерство военного летчика проявил он и на фронте, став трижды Героем СССР.
ВАРИАНТ Г
- Какие угрозы из приведенного перечня относятся к внешним (глобальным, региональным, частным), а какие - к внутренним?
Миротворческая операция в Южной Осетии.
Сохранение ядерного потенциала Российской армии.
Помощь Таджикистану в охране государственной границы.
Укрепление Войск ракетно-космической обороны.
Ликвидация незаконных поставок и складирования оружия на территории России.
(Внешние глобальные угрозы — 2, 4. Внешние региональные угрозы - 1, 3. Внутренняя угроза безопасности - 5.)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточкам № 13 и 14, отзывы одноклассников III. Изучение новой темы (на выбор учителя)
План
Военная служба.
Готовить себя к исполнению воинского долга.
Задача для учащихся; выяснить, почему и как необходимо готовить себя к прохождению военной службы; что такое военная служба.
ВАРИАНТ А
1. Рассказ учителя о структуре Вооруженных сил с использованием дополнительного материала (на урок целесообразно пригласить преподавателя ОБЖ)
Структура Вооруженных сил России и система управления войсками
Вооруженные силы России начали создаваться в соответствии с указом Президента от 7 мая 1992 г. на основе бывших Вооруженных сил СССР, дислоцированных на территории России. Общее руководство Вооруженными сипами осуществляет Верховный главнокомандующий, которым по российскому законодательству является Президент страны. Непосредственное руководство Вооруженными силами осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны, которое реализует политику государства в области строительства Вооруженных сил в соответствии с решениями высших органов государственной власти. Министру обороны подчиняются главнокомандующие видами ВС. Они являются его заместителями.
Структурно ВС РФ состоят из четырех видов ВС, родов войск, объединений, соединений, частей и подразделений, которые дислоцируются на территориях стратегических направлений.
Вид ВС - это часть ВС государства, предназначенная для ведения боевых действий в определенной сфере (на суше, на море, в воздухе, в космосе) специфическим видом вооружения. Структурно каждый вид Вооруженных сил состоит из следующих компонентов (составляющих).
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) - из собственно РВСН, Военно-космических сил (ВКС), Войск ракетно- космической обороны (ВРКО).
Сухопутные войска (СВ) - из частей и соединений постоянной боевой готовности, частей соединений сокращенного состава, стратегических резервов.
Военно-воздушные силы (ВВС) - из собственно ВВС и Войск ПВО (противовоздушной обороны).
Военно-морской флот - из Военно-морских сил (ВМС) и Войск береговой охраны (ВБО). Придающиеся каждому виду ВС специальные войска (в зависимости от специфики вида ВС) имеют в своем составе войска: связи, инженерные, дорожные, автомобильные, радиационной, химической и бактериологической защиты, а также подразделения и части других войск.
Вопрос к классу
- Итак, в каких военных формированиях проходят службу граждане России? (В Ракетных войсках стратегического назначения, Сухопутных войсках, Военно-воздушных силах, Военно-морском флоте, Войсках гражданской обороны, органах Федеральной службы безопасности, Внутренних войсках и других специальных формированиях.)
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 48-51) и материалом «Во всем виноват Вавилон»
Во всем виноват Вавилон*
Первые упоминания о законном откупе от военной службы относятся к хроникам Вавилона. В России с введением всеобщей воинской повинности при Петре Первом откуп приобрел камуфлированную форму - за взятку вместо барских чад в армию забривали холопов; в списки рот и полков зачисляли новорожденных младенцев из богатых и знатных семей, чтобы к призывному возрасту они имели унтер-офицерские и офицерские чины.
Немало примеров легализации откупа и в новейшей истории. Например, в июле 2002 г. грузинские парламентарии проголосовали за предоставление отсрочки от службы на один год тем, кто готов заплатить 200 лари (92 долл.). За сумму в десять раз большую любой гражданин вообще освобождался от воинской повинности. Сразу после нововведения отсрочкой воспользовались 123 молодых человека, а один, кстати, русский по национальности, полностью откупился от службы.
Освобождение от армии также было узаконено в Киргизии (550 долл.), Узбекистане (140 долл.) и Армении (180 долл. за каждый пропущенный призыв).
Чтобы не создалось впечатления, что легализация - прерогатива государств со слабой экономикой, пытающихся таким образом поправить материальное положение, сошлемся на опыт благополучной Турции. В 1999 г. ее парламент принял закон, позволяющий откупиться от военной службы за 20 тыс. немецких марок или сократить ее срок до двух месяцев за 15 тыс. марок (8060 долл.). По данным Минобороны Турции, предложением воспользовались порядка 100 тыс. человек.
4. Беседа по прочитанному материалу
В чем состоит обязательная подготовка к военной службе в армии? (Получение знаний о войнах прошлого, о военной славе наших предков, об организации обороны страны от внешней угрозы. Военные сборы проходят в старших классах.)
Почему многие граждане нашей страны поступают на военную службу по контракту? {При таком добровольном поступлении на военную службу и исполнении общих контрактных, должностных и специальных обязанностей государство гарантирует соблюдение прав, получение льгот и компенсаций для военнослужащего.)
Согласны ли вы с тем, что воинскую службу можно заменить денежным откупом?
Какие существуют воинские обязанности? (Воинские обязанности делятся на общие, должностные и специальные.)
Общие обязанности военнослужащего включают в себя например:
быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну.
ВАРИАНТ Б. Встреча с выпускниками школы, проходившими службу в частях Российской армии, Военно-морского флота, других военных формированиях
Вопросы выпускнику
Где и в каких войсках вы проходили военную службу?
Какие обязанности военнослужащего выполняли?
С какими трудностями столкнулись во время прохождения службы?
Участвовали ли в военных конфликтах?
Как вы готовились к военной службе?
Закрепление изученного на уроке
Какие функции выполняет военкомат?
В чем состоит обязательная подготовка к военной службе?
Граждане какого возраста подлежат призыву на военную службу?
Каков срок военной службы?
Что такое повестка?
Каковы особенности службы для граждан, проходящих военную службу по контракту?
Что включает в себя военная присяга?
Что понимается под понятием «военная служба»?
Каковы общие обязанности военнослужащих?
Готовитесь ли вы к исполнению воинского долга?
Подведение итогов урока
Почему и как необходимо готовить себя к прохождению военной службы?
Что такое военная служба?
Домашнее задание
Прочитать § 4 (с. 41-52 учебника).
Подготовить устный ответ на вопросы:
В чем состоит воинская обязанность гражданина Российской Федерации?
Как и почему нужно готовить себя к исполнению воинского долга?
Выполнить задания 4 и 7 на с. 52 учебника.
Подготовить сообщения о крупнейших технологических катастрофах в истории человечества (авария на Чернобыльской АЭС, взрыв в Арзамасе).
Дополнительный материал
Дезертиры второго сорта3 Следственный комитет при прокуратуре разрабатывает программу, призванную сохранить приятную для армии тенденцию: число желающих служить растет, а ряды уклонистов редеют.
Призывникам, не желающим учить уставы, придется засесть за Уголовный кодекс.
Для военно-следственных управлений начинается сезон горячей работы. закончился призыв и пришла пора разбираться с теми, кто ушел в тень. Таких осталось немного. По данным военного ведомства, весной около 7 тыс. юношей уклонились от призыва. Для них неприятности только начинаются.
Недавно пленум Верховного суда принял постановление о практике рассмотрения дел, связанных с уклонением от призыва на военную службу и прохождения военной службы.
Раньше на практике возникало много споров между военными ведомствами и органами следствия. Например, с какого момента считать гражданина уклоняющимся от службы? Зачастую следствие отказывалось возбуждать уголовное дело в отношении уклониста, пока призывная комиссия не признавала его годным к службе.
Военком неявку не простит
Возникала юридическая коллизия. Врачи, естественно, не могли заочно узнать, здоров призывник или нет. А юноша избегал встреч с ними. Военкоматы требовали возбудить дело. Следователи же разводили руками: а вдруг парень окажется негодным к службе? Тогда его судить нельзя. Пока юристы спорили, уклонисты могли спать спокойно. Теперь Верховный суд, по сути, развязал руки следователям.
Уклонение от призыва - это не только неприбытие призывника в комиссариат для отправки в часть, но и игнорирование целого комплекса призывных мероприятий при наличии умысла. Неоднократные неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на призывные мероприятия при определенных обстоятельствах будут считаться уклонением.
Если же дело заведут, а потом выяснят, что уклонист не годен к службе, то его оправдают. Однако и к следователю, который привлек юношу, претензий не будет. Возбуждение уголовного дела признают обоснованным.
Другой лазейкой любили пользоваться будущие отцы и студенты. Часто бывает так, что призывнику надо как-то продержаться буквально несколько месяцев. А потом он получит'законную отсрочку: поступит в институт или у него родится тройня. В таком случае многие уходили в подполье. Верховный суд решил, что наказывать таких нельзя. Так что тюрьма многодетным папашам не грозит. Однако есть нюанс: суд все равно признает таких укпонистов-краткосрочников виновными.
Суд вынесет обвинительный приговор - человек совершил преступление, уклоняясь от призыва. А поскольку обстоятельства изменились, его освободят только от наказания. Проще говоря, штрафа, лишения свободы, условного срока или иного наказания не будет. Но итогом обвинительного приговора станет судимость.
В будущем судимого, скорее всего, не выдвинут на должности в государственных органах, если вообще туда примут. И ему точно закроют дорогу на службу в силовые структуры. Так повелось, что подобное пятно в биографии закрывает для человека в нашей стране многие карьерные перспективы. Поэтому юристы не советуют бегать от военкомата в надежде на будущую отсрочку.
Прокурор поймет беглеца
У призывной медали есть и обратная сторона. Нередко бывает так, что человек идет служить с желанием, а потом разочаровывается в армии и убегает. Это тоже уголовная статья . Хотя часто дезертирами становятся от отчаяния: «деды» довели так, что жить с ними в одной казарме уже невозможно.
Поэтому Верховный суд объяснил, что, разбирая случаи дезертирства, люди в мантиях и следователи должны обращать особое внимание на наличие так называемых тяжелых обстоятельств: семейных проблем, невозможности получить медпомощь, сложных условий для прохождения военной службы, в том числе неуставных взаимоотношений.
Но возникает вопрос: как сделать, чтобы следователи поверили в солдатскую беду. Голословного утверждения, мол, бежал от побоев, в этом случае мало. Нужны конкретные факты. Следователи проверят: жаловался пи солдат командирам. Если боец боялся жаловаться, такое часто бывает, можно показать письма родственникам, в которых он рассказывал об издевательствах. Доказательством могут служить наличие следов побоев на теле, зафиксированные обращения за медпомощью.
Но даже если ничего этого нет, следствие в силах установить истину. Военнослужащий должен назвать конкретных лиц, издевавшихся над ним, а также свидетелей, указать место и время, когда все происходило. Приведенные факты, как обещают в прокуратуре, будут тщательно исследованы.
Таким образом, в делах по дезертирам не будут грести всех под одну гребенку и судить будут только тех, кто бежал от службы без веских причин.
Что грозит уклонистам и самовольщикам?
Дезертирство - до семи лет лишения свободы.
Дезертирство с оружием - от трех до десяти лет.
Временное уклонение от военной службы путем симуляции, членовредительства или подлога - до года дисбата.
Уклонение от службы путем симуляции, членовредительства или подлога - до семи лет.
Уклонение от призыва на военную службу - до двух лет.
Самовольное оставление части свыше месяца - до пяти лет.
1 См.: Юрганов А.Л., КацваА.А. История России XVI-XVIII вв. С. 222-223.
2 См.: Гаврилов Ю. Какая армия нужна России.
См.: Гаврилов Ю. Военком предложил откупаться от службы, а думский генерал - штрафовать уклонистов // Российская газета. 2004. 9 июня.
3 См.: Куликов В. Дезертиры второго сорта // Российская газета - Неделя. 2008. 31 июля.
См.: Павловская Т. От этой трагедии содрогнулись // Российская газета. 2006. 1 сент.