Организационная информация |
Автор/ы урока | Котельникова Юлия Евгеньевна |
Образовательное учреждение | Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора |
Город | Санкт-Петербург |
Предмет | Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. |
Класс | 4 |
Продолжительность урока | 45 минут |
Методическая информация |
Тема урока | Защита Отечества |
Автор учебника, по которому ведётся обучение | Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012 |
Классификация урока | Урок с использованием технологии модерации. Усвоения новых знаний. |
Цели урока | образовательная – расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. развивающая – способствовать развитию умения анализировать и синтезировать информацию. воспитательная – способствовать формированию навыков коллективной деятельности; воспитанию чувства патриотизма. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят др. ученики/коллектив в ходе урока/ занятия/мероприятия | самостоятельная постановка учебной задачи; поиск и обработка необходимой информации; планирование и сотрудничество в поиске и обработке информации. |
УУД | Личностные: - нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: - прогнозирование; - саморегуляция. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний. Коммуникативные: - учебное сотрудничество; - управление поведением партнёра (контроль, коррекция действий партнёра). |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Актуализация: величие России. Усвоение новых знаний: оборонительная война; действия, недопустимые для воина. Закрепление: --- |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока | Карта России; Презентация «Защита Отечества»; сообщения об Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, Фёдоре Ушакове (предварительный этап); карточки «Меч» и «Голубь» (на каждого учащегося). |
Этап урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Диагностика результатов | Регламент |
Инициация | Создание атмосферы доверия | Предлагает учащимся стать вокруг карты России, взявшись за руки, и истолковать смысл построения. | - Становятся вокруг карты России, держась за руки. - Пытаются истолковать значение построения. | Толкование построения, как «мы – защитники страны». | 5 мин. |
Вхождение в тему | Формулирование темы урока | - Предварительно распределить темы сообщений. - Контроль выполнения задания. | - Предварительный этап: подготовка сообщения об Илье Муромце, Александре Невском, Дмитрии Донском, Фёдоре Ушакове. - Выполнение задания №1 тетради. | - Готовность сообщений. - Правильность выполнения задания. | 5 мин. |
Формирование ожиданий учащихся | Выяснение ожиданий и опасений учащихся | Предлагает определить своё отношение к теме урока с помощью карточек «Меч» (я не справлюсь) и «Голубь» (у меня всё получится). | Вешают на доску определённую карточку. | На карточках наглядно представлен выбор учащихся | 5 мин. |
Интерактивная лекция | Изучение новой темы | - Вступительное слово: Методическое пособие с.206 «Своей Родиной…» - Вопросы по ходу чтения | - Чтение учебника от слов «С христианской точки зрения…» до слов «…на смену законам войны». - Выполнение задания №2 тетради | Правильность выполнения задания в тетради | 10 мин. |
Разминка | Снятие усталости и напряжения | - Предварительная работа: по заданию №3 тетради выполнить карточки с частями пословиц. - Организует детей. | Собирают пословицы | Правильность составления пословиц | 2 мин. |
Проработка содержания | Работа в тетради и с презентацией | - Комментирует работу. - Демонстрирует кадры презентации с изображениями икон. - Предлагает продолжить проект «Святые воины». | - Сообщения об Илье Муромце, Дмитрии Донском, Александре Невском, Фёдоре Ушакове. - Выполнение задания №4 тетради. | Правильно подписанные иконы | 14 мин. |
Подведение итогов | Что значит защищать своё Отечество Как защищают своё Отечество | Предлагает проанализировать фразу «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13) на предмет соответствия теме урока. | Истолковывают смысл фразы. | Правильно истолкованный смысл фразы. | 3 мин. |
Рефлексия | Осмысление деятельности | Опрос учащихся | Могу заменить свою карточку «Меч» / «Голубь» на доске. | Хорошо, если «Голубей стало больше» / «… не стало меньше». | 1 мин. |