СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Защита проекта "Моя родословная"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию  своей родословной.

Задачи:

  • Воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них;
  • Развитие речи,  умения выступать перед аудиторией;
  • Развитие творческого подхода к изображению своей родословной, эстетического вкуса;
  • Развитие  навыков оценочной деятельности.

Развитие коммуникативных  навыков и двигательной активности

Просмотр содержимого документа
«Защита проекта "Моя родословная"»

Тип урока: открытия нового знания

Методы: словесный, проблемный, частично-поисковый, проекта, наглядный.

Технологическая карта урока

Тема урока


Защита проекта « Моя родословная.»


Цель урока



Задачи














Для учителя

Для учащихся

- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.

Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи.

Развивающие: способствовать развитию: устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, творческих способностей учащихся, навыков работы в группе, умения ставить вопросы, находить нужную информацию.

Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы, песни; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе, внимательное и заботливое отношение к близким людям.

- определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое.

Образовательные: знакомятся с понятием «семья» , правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт.

Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать.

Воспитательные: проявляют интерес к предмету через изучение пословиц ,песен; соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группе (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям.

Основное содержание урока

Дружная семья. Счастливая семья. Уважительное отношение к родителям и старшему поколению. Семейные традиции , родословная.

Основные термины и понятия

Семья, поколение, традиции, родословная, культура общения.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя.

  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Рассказывают о семье, домашнем хозяйстве.

  • Приводят примеры заботы о младших членах семьи, престарелых и больных.

  • Находят с помощью старших членов семьи нужную информацию в семейном архиве.

  • Ориентируются в своей системе знаний.

  • Находят способ представления информации.


Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких.

Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы: основные





дополнительные

- А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ;

- А.А. Плешаков .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть

-Е.М. Тихомирова . Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир».

- ноутбук (для учителя);

- проектор, презентация;

- чистые листы бумаги;

-фишки;клей, перчатки из цветной бумаги .нарисованное дерево;

-карточки для работы в группе.

-мини сочинения.

Межпредметные связи

Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Музыка+Технология.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах, парах.



Характеристика этапов урока

Технология проведения

Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Вид работы

Планируемые результаты УУД

(Сокращения:

ЛУУД – личностные;

РУУД – регулятивные;

КУУД - коммуникативные;

ПУУД – познавательные)

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности учеников



1.Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)


- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- устанавливает

тематические рамки;

- намечает

шаги учебной деятельности.

- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний.

- Мы с вами заранее разбились на группы. Вы будете работать одной командой ,помогать друг другу. Каждый из вас готовил проект, искал пословицы. Все приобретённые вами знания пригодятся нам сегодня на уроке.








Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.






Приветствуют друг друга, настраиваются на работу.













Ф/р..

ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.



2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

(5 мин)

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения.

У меня есть мама,

                  У меня есть папа,

                  У меня есть дедушка,

                  У меня есть бабушка.

                  А у них есть я.

                  Что это?

Семья













































Выслушиваются ответы детей. Вывод:

Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми.



















































ф/р.

ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.


3. Выявление места и причины затруднения.

(4 мин.) - организует выполнение учащимися учебного действия (построение проекта выхода из затруднения);

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения


- Как вы думаете, почему надо знать все о своей семье? какая тема нашего урока? (Родословная)

С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)

А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья) (слайд 1)

- Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны?(слайд 2)

- Кто знает, почему именно 7?

- Из кого состоит семья?





Выслушиваются ответы детей.












Дети высказывают свои мысли.




Рассуждают.


7 и Я

Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7.












ф/р.













ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье.







Физминутка

(1 мин)

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (повороты туловища)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши) Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (приседания)

Вот и вся моя семья(хлопаем в ладоши).

Дети выполняют движения.


ЛУУД: формирует ЗОЖ



4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

(5 мин.)

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.






































5.Реализация планируемых

Действий.

Продолжение работы по теме урока. (7 мин)
























6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин)




Игра «Объяснялки»

(слова на листочках , дети по очереди вытаскивают и объясняют)

Родители – мама и папа.

Бабушка и дедушка – мамины и папины родители.

Дети – сыновья и дочери.

-Ребята вы получили задание выяснить ,что такое «семья».Поделитесь своими сведениями.

Вывод: Семья - это группа живущих вместе близких родственников.






Культура общения.

А сейчас постарайтесь ответить на вопрос : «Что такое дружная семья ?»

, Вывод:

- Что нужно для хорошей дружной семьи?

Семья, в которой все уважают др. др., заботятся др. о др., поддерживают и помогают др. др., вместе проводят свободное время

.-Каждый из вас нарисовал семью Покажите

Рассказы детей про их семьи.

- Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям и каждая семья хочет быть счастливой.

Традиция –то ,что передаётся от старших к младшим,особенности каждой семьи.

-Какие традиции вы хотели бы сохранить?

Каждая группа обьяснит смысл одной пословицы .(слайд 11)


- В семье могут жить несколько поколений. Что означает это слово?

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста.

Старшее поколение – это бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Среднее поколение – родители.

Младшее поколение – дети.


Сколько поколений в семье у вас?

Почему вы так решили?

Сколько поколений живут в вашей семье? Что мы делаем вместе? (слайд 12)

Вокруг нас много родных, с ними мы связаны неразрывными нитями.

Отметьте сходство в словах

«родные», «родственники», «родня».

(Слова записаны на карточках.) Все они от слова «род».

А «родословная» - это история семьи в нескольких поколениях.

- Сколько поколений на нём показано?

-Сколько поколений живут вместе в вашей семье?

- Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей)   
       А может вам поможет загадка.   При рождении тебе дано , а люди им пользуются.(имя)

А зачем имя человеку? Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными.

- А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки)

- Как различают таких людей? ( По фамилиям.)

Итак, имя вам дали родители.

Отчество – от отца.

А фамилия – ?...   от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья)

Фамилия передаётся от одного поколения к другому.

К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда.

Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад)

Работа по карточкам.№3

Объяснялки.

Обобщение.

-Что же такое семья ?

- Какую семью мы называем дружной, счастливой?

-Какие правила культурного общения вы запомнили ?

Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели.По одному человеку от группы объясняют значение слова.

Бабуши и дедушки, брат или сестра.

Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.







Работа с учебником.


Узнать, что обозначает слово «семья».

Из толкового словаря, из сети Интернет…

По одному ученику от каждой группы читают значение слова из словаря Ожегова.

Семья-объединение людей, сплочённых общими интересами.

Семья-группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детёнышей.

Семья-группа живущих вместе близких родственников.

Ученики делают выбор.



Высказывают свои мысли.


Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.


Каждая группа пытается озвучить картинки.

Дети высказывают своё мнение.


Дети определяют проблему: «Какую семью мы называем дружной, счастливой»



Записывают на листочках каждый по одному слову.(уважают, понимают, любят, заботятся,отдыхают…


Выступают с мини сочинениями.( По одному человеку от группы.)

Дети высказывают своё мнение.

Оценивают.

Рассказывают о традициях своей семьи. Дети высказывают своё мнение.

Оценивают.




Проходит работа в группах.




Дети высказывают свои мысли.

















Живут в одной квартире, занимаются домашним хозяйством, распределяют деньги, вместе проводят свободное время…







Ищут общее лексическое значение в словах.










Перед детьми стоит проблема указать поколения в семье и родственные связи.




Высказывания детей. Рассуждают.





Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого.




Дети отвечают на вопросы .





Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Доказывают правильность своего выбора.








Дети в группах определяют кто кому приходится . Доказывают рассуждают

Дети рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Доказывают правильность своего выбора.


Гр./р













Гр/р














Инд/р.






ф/р.





Гр/р.












Инд./р





ф/р.




































Гр/р.





ф/р
























Гр/р.




ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке;

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.




























ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания.

РУУД: учится ставить проблему, определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя, проговаривает последовательность действий на уроке;

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, позитивного отношения к семье и семейным ценностям;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме, в рисунке; слушать и понимать речь других учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении.



7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( 5мин)

-организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

8. Включение в систему знаний и повторение.

- определяет цели для дальнейшей работы


-

Защита проекта








Выполняют задания, выбрав правильные варианты ответов.

Проверяют соседа, сравнив ответы с ответами на доске.













Пишут на перчатках членов своей семьи,и приклеивают их на дерево.




Создание своей родословной . Изобразить её в виде дерева.Провести презентацию в классе.

Инд/р.


р\п


















ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «Дружная семья», осознание своей роли в семье.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: формулирует вывод

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

(2 мин)+ ( 5мин)


- вспоминает содержание основных этапов урока;

- оценивает

собственную учебную деятельность.


- Подведём итог работы на уроке.

- Какие цели ставили? Достигли цели?

- Оцените свою работу на уроке.

-Что понравилось?

- Где испытывали затруднение?

- Кто доволен своей работой на уроке?

-Кого бы похвалили за работу?

-Какое открытие вы сделали для себя сегодня ?

- Я довольна нашей работой на уроке.

И на последок хочу спросить : А можно ли наш класс назвать семьей? Давайте составим родословную нашего класса


Отвечают на вопросы.

Оценивают работу за весь урок.



Оценивают свою работу.












Клеют свои фото на дерево


РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.














Приложение.

Родители-

Родные

У Петра Васильевича Иванова есть родной брат, которого зовут Игорь. Назовите полностью имя, отчество и фамилию брата.

Бабушка-

Родственники

У Василия Ивановича и Марии Петровны Кузнецовых есть сын Петя и дочь Лена. Назовите полностью имена ,отчества и фамилии детей.

Дедушка-

Родня

У Юли и Сергея Степановых маму зовут Елена Сергеевна , а папу Андрей Иванович. Назовите имя и фамилию их дедушки.

Дети-

Родословная

У Ольги Петровны Воробьёвой есть родная сестра Таня. Назовите полностью имя ,фамилию и отчество сестры.