СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Зависимость речной сети от климата

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Изучить крупнейшие речные системы России - Определить зависимость речной системы от климата  - Объяснить особенности питания и нежим реки   

Просмотр содержимого документа
«Зависимость речной сети от климата»




Тема: Зависимость речной сети от климата



Цели урока: 
Образовательная
- Изучить крупнейшие речные системы России
- Определить зависимость речной системы от климата
- Объяснить особенности питания и нежим реки 
2. Воспитательная:
- Формирование чувства любви к родной природе.
- Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего Района
3. Развивающая
- развивать умение составлять характеристику рек по плану 
- развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом
- формировать критические мышления



Универсальные учебные действия

Познавательные: умение вести самостоятельный поиск, анализировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Регулятивные: умение организовать свою деятельность под руководством учителя; ставить цель, планировать и оценивать способы достижения цели

Коммуникативные: умение общаться и самостоятельно организовывать учебное взаимодействие



ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА: изучение новой темы, с элементами самостоятельности

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта России, атласы, учебники, справочник по географии 



ХОД УРОКА.

1. Орг. момент


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания ( Иоганн Вольфганг Гете) 

Эпиграфом нашего урока будет высказывание
И я надеюсь, что мы с вами приоткроем эту замечательную книгу и рассмотрим одну из ее удивительных страниц , посвященную бесценному дару нашей планеты , самому ценному минералу на Земле ( какому?) воде. 
Итак,

ТЕМА - Зависимость речной сети от климата


ЦЕЛЬ: НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ ОПРЕДЕЛИМ ЗАВИСИМОСТЬ РЕК ОТ КЛИМАТА

3. ПОВТОРЕНИЕ

Внутренние воды (актуализация опорных знаний)
Воды России это наше национальное богатство и мы должны их рационально использовать.
Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли это?...


КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИМЕЮТСЯ
В РОССИИ?
(перечислите)
Но мы с вами продолжаем рассматривать только один вид внутренних вод – реки.

На территории России более 2,5 млн. крупных реки маленьких речушек длиной более 8 млн. км.
Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии

ЧТО ТАКОЕ?

- исток

- устье

- русло реки

- уклон реки

- падение реки

ЕСТЬ ЛИ У ВАС ЛЮБИМАЯ РЕЧКА?

ЗАДАНИЕ

- необходимо составить схему, раскрывающую особенности речной сети и ее зависимость от рельефа и климата.

(работа с учебником – рис. 95 и 104)






4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА



Как климат влияет на реки? Самый лучший ответ на этот вопрос дал выдающийся русский географ — климатолог Александр Иванович Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки — продукт климата». Расшифруем ее подробнее.

Во-первых, от климата зависит густота сети рек. Что такое густота речной сети?

– с.130., записать правило

Она больше в северной части страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше.

Во-вторых, климат определяет тип питания рек. Что такое питание реки?

– с.128., записать правило

Работа с рис.105, с.129

Большинство российских рек имеют смешанное питание. Но по соотношению источников питания они различаются. Крупнейшие реки России — Волга, Енисей, Обь, Лена питаются в основном весенними талыми снеговыми водами и летними дождями. Реки бассейна Тихого океана питаются преимущественно водами летних муссонных дождей. На Кавказе и Алтае реки имеют ледниковое и снеговое питание.

В-третьих, от климата зависит режим рек, изучение которого важно для хозяйства.

Что такое режим реки? – с.128., записать правило

Подавляющее большинство рек нашей страны зимой замерзает. Поэтому навигация на них возможна только в теплый период года. Влияет на возможность судоходства на российских реках и наличие межени — наиболее низкого уровня воды в реке. В летнюю межень из-за значительного испарения воды многие реки сильно мелеют.

Напротив, в период половодий и паводков реки несут наибольшее количество воды. Для большей части рек России характерно весеннее половодье. Весной снег тает и происходит подъем воды в реке. Однако в зависимости от направления течения рек половодье протекает по-разному. 

Работа с картой – типы водного режима




 
Реки бассейна Северного Ледовитого океана текут с юга на север. Когда их верховья освобождаются ото льда и разливаются, в среднем и нижнем течении лед еще препятствует стоку. Поэтому здесь разливы рек наиболее значительны. У рек, текущих с севера на юг, например у Волги, половодье проходит спокойнее.

Паводки могут происходить в любое время года. Они связаны с зимними оттепелями или обильными дождями. 


ВСПОМНИТЬ?
Паводки также нередко сопровождаются наводнениями.

Наводнения — это затопление водой обширных участков территории вместе с населенными пунктами, дорогами, промышленными и сельскохозяйственными объектами.

Причины наводнений: обильные дожди, дружное таяние снегов, загромождение русла льдом (затор), ветровой нагон воды в устье рек. Наиболее сильные наводнения бывают на реках юга Дальнего Востока. Они связаны с ливневыми дождями летнего муссона. На Неве ветер нагоняет воду с моря, подпруживает реку Неву, что также вызывает наводнения. На Лене и Енисее часты наводнения, вызванные заторами льда при весеннем ледоходе. Наиболее надежным способом предотвращения наводнений служит регулирование стока рек.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ! – работа с учебником – с.131

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Используя карты атласа, составьте характеристику одной из крупных рек России по плану (учебник с. 131)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- закончить практическую работу

- прочитать п.24

- выучить основные понятия



  




Скачать

© 2018, 4381 183

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!