МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №14»
г. Сергиев посад Московская область
Проектно-исследовательская работа
ЗАВИСИТ ЛИ РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
ОТ ЕГО БИОРИТМОВ
Выполнил ученик
10 класса Калинкин Алексей
Консультант – преподаватель биологии
Сенькина Н.Н. т. 8(916)793-09-12, [email protected]
Сергиев Посад
2019 г.
Содержание работы
| Введение | 3-4 |
Глава 1. | Основная часть | 4-8 |
1.1. | Что такое биологические ритмы. | 4 |
1.2. | Классификация биоритмов | 4-8 |
Глава 2. | Практическая часть | 8-10 |
2.1 | Социальное исследование | 8-9 |
2.2 | Рекомендации | 10 |
| Выводы Список литературы Приложение | 10 11 12-16 |
| | |
Введение.
Часто общаясь со сверстниками класса и наблюдая за их деятельностью на уроках, во время перемен, я обратил внимание на некоторые закономерности в изменении их эмоционального настроя, интеллектуальной деятельности и физической активности. Некоторые из них совершенно спокойны и активно приступают к занятиям, а другие приходят в школу раздраженными и невыспавшимися, причем первые более успешно справляются с нагрузкой на первых уроках, вторые более активны на втором и последующих уроках. Я знаю, что причина заключается в биоритмах. Меня заинтересовал этот вопрос, действительно ли зависит реальная жизнь человека от его биоритмов.
Считаю, что работа актуальна, т.к. я смогу скоординировать собственную учебную деятельность, свой режим дня, свое физическое состояние, а самое главное заинтересовать ребят своего класса, привлечь их к исследованию, что позволит улучшить их учебную деятельность.
Цель проекта: выяснить влияние биоритмов на жизнь человека.
Задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- провести исследование по данной теме;
- определить влияние биоритмов на жизнь человека.
Объект исследования: учащиеся 10 «В» химико - биологического класса школы №14, города Сергиев Посад.
Предмет исследования: биоритмы учащихся 10 «В» класса, прошедших анкетирование.
Гипотеза исследования: предположим, что биоритмы оказывают существенное влияние на нашу жизнь.
Методы исследования:
Теоретические исследования: изучение, анализ научной и учебной литературы.
Практическое исследование- анкетирование.
Практическая значимость: Результаты, полученные в процессе исследования, могут быть использованы для расширения знаний о процессах функционирования человеческого тела.
Время исследования: сентябрь-ноябрь 2018г
Предполагаемый продукт проекта: анализ результатов исследования
Глава 1. Основная часть
Часто, вне зависимости от внешних факторов мы по-разному себя чувствуем в разное время дня. Причиной этому могут быть биоритмы.
Кроме того биоритмы, являясь внутренним свойством организма, сохраняются вне зависимости от факторов внешней среды.
Что такое биологические ритмы.
Биологические ритмы - закономерное воспроизведение через определенные приблизительно равные промежутки времени какого-либо функционального состояния организма в целом, или его отдельных органов, систем, тканей, клеток. [1]
Биоритмы являются возникшей в результате эволюции формой адаптации к периодически изменяющимся внешним условиям (смена времени суток), что позволяет согласовывать их с внутренними процессами, способствуя жизнедеятельности организма.
Классификация биоритмов
Внешние и внутренние ритмы
Экзогенные ритмы (экологические) – ритмы, вызванные циклическими изменениями факторов среды или поступлением внешних сигналов, из-за чего при прекращении внешнего влияния их работа нарушается, вплоть до прекращения проявления. Служат для адаптации организма к периодичности внешней среды. Период экзогенных ритмов относительно постоянен и совпадает с каким-либо естественным процессом. Например, смена дня и ночи, времён года, из-за чего их длительность превышает 24 часа. К экзогенным относятся среднечастотные и высокочастотные ритмы. Экологические ритмы помогают организму ориентироваться во времени и готовиться к ожидаемым условиям среды, служа ему в качестве биологических часов. [2]
Эндогенные ритмы (физиологические) – ритмы, не зависящие от внешних факторов, являются внутренним свойством организма (циклы рабочих систем). Например, к эндогенным ритмам относятся такие процессы как: биение сердца, дыхание, изменение артериального давления. Частота физиологических ритмов обычно не превышает нескольких минут. [2]
Основой классификации биоритмов является, длина их периода. [3]
Таким образом, они разделяются на:
Высокочастотные ритмы (ультрадианные до 30мин; 30мин-20ч)
Среднечастотные ритмы:
- Циркадианные (20-28ч)
- Инфрадианные (28ч-3 суток)
Низкочастотные:
- Циркасептанные
- Циркодисептные
- Циркавигентальные
- Циркатригентальные
- Цирканнуальные
Ультрадианные ритмы
Ритмы периодом менее суток.
Примерами являются: изменение фаз сна, изменение болевой чувствительности и концентрации внимания. Было установлено, что чувствительность животных к лучевым и химическим поражениям втечении суток значительно колеблется. [1]
Циркадианные ритмы
Ритмы длительностью около суток.
Околосуточные биоритмы оказывают наибольшее влияние на жизнь организма, благодаря чему занимают центральное положение среди ритмических процессов. Данные ритмы тесно связаны со сменой времени суток, но, несмотря на это являются эндогенными, то есть происходят не из-за внешних факторов, а посредством внутренних свойств организма. Таким образом, циркадианные ритмы являются внутренними часами организма.
Именно данный тип ритмов отвечает за изменение суточной активности человека, определяя его хронотип. [1]
Хронотипы человека
Существует три хронотипа: ранний, промежуточный, поздний.
Хронотип | Пробуждение | Продолжительность физической активности | Колебания интеллектуальной активности | Засыпание |
Ранний | До 7 часов, лёгкое. | Первая половина дня | Пики:8-13ч, 16-18ч. Спад: 13-16ч | 21-22ч, лёгкое |
Промежуточ ный | От 7 до 9 часов, относительно лёгкое. | Весь день | Равномерная активность | После 24ч, возможны трудности |
Поздний | После 10 часов, осложнённое с сохранением сонливости | Вторая половина дня | Пики:13-14ч, 18-20ч, 23-1ч | 22-23ч |
Инфрадианные ритмы
Ритмы, период которых превышает 24ч.
Возникают вследствие периодических изменений в природе (смена времён года, лунных фаз). Примерами являются спячки животных и менструальные циклы. В частности лунные циклы, соответствуя фазам луны и лунным суткам (29,53 дней и 24,8 часов соответственно), часто проявляются в природе, а также могут оказывать воздействие на психологию человека. [4]
Циркасептанные
Ритмы периодом около недели.
Околонедельные ритмы характеризуют скорость метаболизма, продукцию гормонов, смертность от заболеваний, отторжение трансплантированных органов. Тем самым, циркасептанные ритмы представляют большой интерес для медицины. Сейчас наши представления о данных ритмах довольно поверхностные, а их природные причины не известны. Однако, что касается человека, огромное влияние оказывается социальными факторами, в частности изменением активности в течении недели.
№ | День недели | Характеристика |
1 | Понедельник | Пониженная реагентность, внимание, концентрация. |
2 | Вторник | Повышение возбудимости. |
3 | Среда | Максимальная работоспособность, восприимчивость, активность мышления. |
4 | Четверг | Повышенная общительность. |
5 | Пятница | Повышенная эмоциональная активность, чувствительность. |
6 | Суббота | Спад активности, повышенная сосредоточенность. |
7 | Воскресенье | Умеренная активность. |
Околомесячные ритмы
Эти ритмы синхронизированы с фазами лунного цикла, периодом 29.5 суток. Он делится на две части, примерно по 14 суток: растущей Луни и убывающей. Считается, что в первом случае человек более активен, работоспособен, чем во втором. Многие люди с психическими патологиями более агрессивны и напряжены в полнолуние и подавлены в новолуние. Подобные перепады настроения встречаются и у здоровых людей, хоть и в меньшей степени. Также большое количество внутренних процессов имеют продолжительность, схожую с лунным циклом. Многие относят к ним и менструальный цикл у женщин.
Однако, мы не можем быть абсолютно уверены в связи данных процессов с фазами луны, по причине малой изученности этих биоритмов. [5]
Симптомы десинхроноза биоритмов
Снижение способности к концентрации внимания.
Повышенная утомляемость и раздражительность.
Неустойчивость настроения: от апатии – к оживлению, и наоборот.
Отсутствие бодрости, чувство разбитости после сна.
Головная боль.
Чувство незащищенности.
Глава 2. Практическая часть.
1. Социальное исследование.
В исследовании приняли участие 29 учащихся.
Проводя исследование, я сначала сопоставил хронотип моих одноклассников с их успеваемостью и получил следующие результаты:

Схема 1.
Из чего можно сделать заключение, что все отличники моего класса - жаворонки. (Схема 1.) Это можно объяснить тем, что люди с ранним хронотипом практически не испытывают проблем со сном и встают за долго до начала занятий. Тем самым они могут всегда высыпаться, чего например совы при наличии первой смены не могут сделать в принципе, кроме того жаворонки могут разбить свои дела так, чтобы одну часть выполнять до сна, другую после, не выполнять их одним большим блоком с маленькими перерывами, например доделать уроки утром. Всё это позволяет жаворонкам уделять больше времени и сил делам, в отличии от скажем сов, которые большую часть сил в течении светового дня, в частности во время учёбы, тратят на борьбу со сном. Кроме того среди жаворонков отсутствуют троечники. Всё вышесказанное не применимо ко второй смене, но большая часть людей, в частности все старшие классы учатся в первую смену, кроме того стандартный рабочий день перекликается именно с ней. Но это не объясняет, почему голуби обладают успеваемостью, статистически сопоставимой с успеваемостью сов. Хоть они и обладают ровной активностью, явно подходящей к обеим сменам, и определённой гибкостью, позволяющей им встать на час раньше без особых затруднений (относительно сов). Состояние голубей на протяжении всего дня остаётся откровенно средним, не позволяя им выложиться на 100 процентов, что снижает количество сил в целом и провоцирует лень. Схема 2.
Схема 2.
Статистически, большая часть людей в классе – совы, на втором месте голуби, затем жаворонки. Подобный расклад встречается довольно часто и возможно объясняет малое количество отличников среди класса, ведь жаворонки находятся в меньшинстве, в отличии от сов, составляющих более половины, и которым, как мы уже выяснили, учиться сложнее, чем жаворонкам. По этой причине отличники среди сов встречаются редко. (пр. 2).
Рекомендации.
Знать особенности суточного и недельного биоритмов.
Выяснить свой хронотип и распределять (по возможности) нагрузку и отдых в соответствии с ним.
Учитывать недельные ритмы при планировании нагрузки.
Вывод.
Таким образом, в процессе работы мы выяснили, что биологические ритмы оказывают значительное влияние на природу и на жизнь человека. Знания, полученные в результате исследования, могут помочь рационально организовать режим труда, посредством распределения периодов активности и отдыха в течении суток.
Всё вышеперечисленное необходимо для сохранения нормального самочувствия и крепкого здоровья, улучшения продуктивности интеллектуальной деятельности.
Литература.
Биологические ритмы. Под ред. Ю. Ашоффа. - М.: Мир, 1984
Биологические ритмы // Краткая Медицинская Энциклопедия.— М.:
Советская Энциклопедия, 1989.— изд. 2-е.
Ресурсы сети Интернет :
http://geum.ru/
https://ru.wikipedia.org/
https://triskirun.ru/
https://www.13min.ru/
Приложение № 1.
Анкета 1.
АНКЕТА дата рождения: дата анкетирования:
Оцените своё состояние по десятибалльной шкале:
Эмоциональное: физическое: интеллектуальное:
АНКЕТА дата рождения: дата анкетирования:
Оцените своё состояние по десятибалльной шкале:
Эмоциональное: физическое: интеллектуальное:
АНКЕТА дата рождения: дата анкетирования:
Оцените своё состояние по десятибалльной шкале:
Эмоциональное: физическое: интеллектуальное:
АНКЕТА дата рождения: дата анкетирования:
Оцените своё состояние по десятибалльной шкале:
Эмоциональное: физическое: интеллектуальное:
Анкета 2.
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Расставьте дни недели в порядке улучшения вашего физического состояния (от дня с худшим самочувствием, до дня с наилучшим).
__________________________________________________________________
Анкета 3.
Имя, фамилия________________________ Успеваемость - (отл., хор., тр.)
1. Если вы легли спать на 4 часа позже, чем обычно, то на сколько часов позже обычного вы встанете, если продолжительность сна не ограничена? Как обычно. Позже на час. На 2. На 3. На 4.
2. Всю неделю вы спали когда и сколько хотели. Через сколько времени вы уснёте, если ляжете в 23.00?
Менее 10 мин 15 мин 30 мин Час. Более часа.
3.Долгое время вы ложились в 11, а вставали в 7. В какое время у вас будут пики активности?
Вечерне – дневной. Дневной. Утром и днём. Утрене - дневной. Утренний.
4.Если вы не ограниченны во сне, то во сколько бы вы хотели, что бы светало? 9 часов и позже 8 часов 7 часов 6 часов
5.В течении недели вы спали столько и кода вам угодно. На следующий день вам нужно встать в 7 часов. Во сколько вы проснётесь, если вас не будить?
Раньше 6:30 6:30-6:50 6:50-7:00 7:00-7:10. После 7:10
6.Если вам предстоит ежедневно, в течении 3 часов, выполнять сложное задание, требующего от вас использовать все свои силы, то какое время вы выбрали бы для его выполнения?
С 6 до 9 . С 9 до 12 . С 10 до 13. С 11 до 14. С 12 до 15.
7.Когда вы обычно ощущаете упадок сил?
Только после сна. После сна и обеда. Только после обеда. После обеда и перед сном. Только перед сном.
8.Когда вы проснётесь, если не ограничены во сне?
Позже 11. В 10. В 9 В 8 В 7 или раньше
9. Часто ли вы высыпаетесь?
Всегда Часто 50/50 Редко. Не высыпаюсь.
Приложение № 2
Таблица для определения хронотипа
№ п/п | Тип | Критерии | Показатели |
1 | Голуби | 1.Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Не испытывают особых трудностей с пробуждением; средний показатель. 2. Основной пик работоспособности приходится на первую половину дня, активны практически в любое время дня. 3. Физическая активность - в 11- 12 часов утра 4. Засыпают легко, особой усталости и сонливости, как правило, не испытывают |
2 | Совы | 1.Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Засыпают и просыпаются очень поздно 2. Три пика интеллектуальной активности: с 13.00 до 14.00, с 18 до 20.00, с 23.00 до 01.00 (последний - самый плодотворный) 3. Физическая активность нарастает с 14.00, достигает пика к 19.00 и продолжается до 23.00 4. Испытывают проблем с засыпанием |
3 | Жаворонки | 1.Пробуждение 2. Работа 3. Спорт 4. Сон | 1. Нет проблем с ранним утренним пробуждением 2. Два пика интеллектуальной активности: с 8 до 13, с 16 до 18 часов 3. Физическая активность- 10-11 часов утра 4. Легко засыпают, однако чувствуют сонливость в середине и под конец рабочего дня |