СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье подрастающего поколения - важнейший стратегический ресурс страны

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аксиологический и исторический подходы, применяемые в данном исследовании, удачно сочетаются с методом анализа документов (Указы президента Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка и др.) и позволяют сделать компетентные и обоснованные выводы. 

Просмотр содержимого документа
«Здоровье подрастающего поколения - важнейший стратегический ресурс страны»

Здоровье подрастающего поколения - важнейший показатель развития страны

Чайка Людмила Николаевна

Соискатель ученой степени кандидата наук

Забайкальский государственный университет

г. Чита

АННОТАЦИЯ.

Актуальность выбранной автором темы определяется, прежде всего, тем, что проблема детского здоровья значима не только в рамках отдельно взятой семьи или личностно значимого общественного пространства, но и в масштабах всего государства. То, каково отношение в обществе и государстве к детскому здоровью и проблеме здоровьесбережения детей – главный показатель культурного, социального и экономического развития страны.

Аксиологический и исторический подходы, применяемые в данном исследовании, удачно сочетаются с методом анализа документов (Указы президента Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка и др.) и позволяют сделать компетентные и обоснованные выводы.

Ключевые слова: здоровье ребенка (детское здоровье), ценность здоровья (ценность детского здоровья), здоровьесбережение детей, российское общество, школьный возраст, детский возраст.

ABSTRACT

The relevance of the theme chosen by the author is determined primarily by the fact that the issue of children’s health is important not only within a single family or personally significant public space, but on a nationwide scale as well. Society and state’s attitude towards children’s health and the problem of its protection indicates cultural, social and economic development of the country. Axiological and historical approaches used in the study combines with the method of document analysis (Russian Federation Presidential Decree, Convention on the Rights of the Child, Declaration of the Rights of the Child, etc.) and allow us to make competent and well-founded conclusions.


Keywords: children’s health, value of health (value of children’s health), children’s health protection, Russian society, school age, childhood.


Значимость проблемы детского здоровья трудно переоценить, так как рассматривать проблему можно не только в масштабах государства, но и на мировом уровне. Теоретические подходы к анализу проблемы здоровья ребенка позволяют интегрированно исследовать данную проблему. Мыслителями и учеными освящены самые разные аспекты темы детства и здоровья детей. Проблемы, касающиеся детского здоровья, вызывают особую тревогу и заставляют серьезно задуматься. Проблемы здоровья не являются чисто медицинскими: с древности к ним привлечено внимание общества. С древних времен не оставляются попытки сформулировать определение понятия «здоровье». В свое время Пифагор как врач и философ писал о здоровье с позиции гармонии и равновесия. Следуя логике своих философских размышлений об устройстве мира и места в нем человека, он рассматривал здоровье с позиции действия всеобщего закона единства человека с природой, как результат вселенского равновесия.

По мнению Платона ответственность за здоровье своих граждан должно нести государство, так как от этого во многом зависит его процветание и стабильность. Философ в книге «Государство» указывает на необходимость полноценного воспитания детей. [8, с. 527].

В философии эпохи Просвещения появляется идея о здоровье как важнейшей ценности в аксиологической иерархии. Речь о ребенке встречается в текстах («Мысли об образовании» Дж. Локка, «Эмиль, или О воспитании» Ж.-Ж. Руссо и др.) адресованы не детям, а воспитателям и представляют собой рекомендательные программы – как воспитать ребенка здоровым и нравственным членом общества. Позиция М. Монтеня: «Здоровье – это драгоценность, и притом единственная...». [7, с. 302].

Вопросы, касающиеся здоровья занимают значительное место и играют существенную роль в развитии научной, медицинской и философской мысли России. В исследованиях И. И. Мечникова прослеживается характерное для мыслителей русского общества отношение к здоровью как к ценности: «...здоровье играет преобладающую роль в жизни». [5, с. 273]. Мысль о том, что «...здоровье есть величайшее сокровище, перед которым все остальное – ничто...» И. И. Мечников подчеркивает словами великого пессимиста Шопенгауэра [5, с. 273].

Понятие «здоровье» по разному трактуют в энциклопедиях, Уставах и научных источниках: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия при отсутствии болезни или немощи, включая способность вести социально и экономически продуктивную жизнь» в Предисловии к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) [6, с. 1]; «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических и социальных факторов» – так трактует рассматриваемый нами термин Большая Советская Энциклопедия. [1, с. 108]

Современные авторы рассматривают темы отношения общества к здоровью с привлечением знаний, накопленных в разных науках. В две тысячи втором году В.Н. Беленов рассматривал как формируется ценностное отношение к здоровью у старших школьников, в две тысячи четвертом году И.С. Ларионова - социальную ценность здоровья, в две тысячи восьмом году И.М. Усманов  рассматривал общественную ценность здоровья молодежи.

Российскими биоэтиками рассмотрены ценностные параметры здоровья. В.Н. Засухиной в 2012г. выпущена монография «Биоэтика как аксиология жизни в современной России», где автор рассматривает значение жизни и здоровья человека в условиях современной России с позиции ценности. [2]. О значении здоровья биоэтик Ю.М. Хрусталев написал так: «Человеческое здоровье может быть столь значимой ценностью, чтобы определять смысл жизни людей, диктовать им определенные цели, намерения и действия, как отдельных людей, так и социальных институтов вплоть до общества в целом» [17, с. 146].

Вопросы, касающиеся здоровья волнуют как российскую, так и мировую общественность. Особенно заставляют серьезно задуматься проблемы здоровья детей. При достаточно широком рассмотрении категории здоровья с позиции ценности, источников касающихся детского здоровья гораздо меньше. В две тысячи одиннадцатом году вышла книга Д.И. Фельдштейна «Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования». Автор исследует «детство как особый социальный феномен», рассматривает проблемы детей с позиции социокультурной ситуации, где анализирует физический и психический статус современного ребенка и изменения, происходящие с детьми. Д.И. Фельдштейн, исследует детский образ жизни и делает заключение, что среднестатистический ребенок находится в сложной жизненной ситуации (его положение в обществе препятствует возможности применения своих знаний и умений, полученных им в процессе обучения, что значительно осложняет определению своего места в обществе). [16]

Человечество очень долго шло к пониманию того, что ребенок имеет право на защиту. Осознание обществом, что ребенок - это самостоятельный субъект права пришло только после демократических преобразований, последовавших за европейскими революциями XIX в. и было связано со стремлением освободить детей от рабства, избавить общество от таких уродливых явлений, как торговля детьми, эксплуатация детского труда и т.д. В связи с этим были созданы рекомендательные документы международного уровня, декларирующие права ребенка. За десятилетие с одна тысяча девятьсот семьдесят девятого по тысяча девятьсот восемьдесят девятый годы ООН разрабатывает Конвенцию о правах ребенка. Новый вариант Конвенции был принят ООН в ноябре одна тысяча девятьсот восемьдесят девятого года, а в январе одна тысяча девятьсот девяностого года она была подписана шестьдесят одной страной мира. В июле этого же года Конвенция была ратифицирована в Советском Союзе. В Конвенции указывается на необходимость защиты детского здоровья семьей, обществом и государством от факторов, которые могут нанести вред его здоровью: дискриминация, плохие условия жизни или отсутствие доступа к социальным благам, вредная и непосильная работа, сексуальное насилие и др. [3].

В документах и научной литературе советского и постсоветского периодов, относящихся к десятилетнему периоду с 1990 по 2000 гг., указано на проблемы здоровья детей, государством они отнесены к числу важнейших. Для решения этих проблем разрабатывались указы Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, один из них от 20 апреля 1993г. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» и федеральные программы, где прописаны основные пути улучшения положения и жизни детей в РФ до двухтысячного года: «Безопасное материнство», «Вакцинопрофилактика» [11].

Так выявлением причин детского нездоровья (социальных, медицинских), уровня детского развития (физический, психический), причин роста детской смертности, изучением проблем жестокого обращения с детьми занимались ученые: A.A. Баранов, H.H. Ваганов, О.В. Гринина, Ю.П. Лисицин и др.

С одна тысяча девятьсот девяноста девятого по две тысячи первый годы вступило в силу двести пятьдесят шесть законов в 37 субъектах РФ. Но принятые в период девяностых годов законы, не имели, к сожалению, должного эффекта.

Исследования отечественных ученых убедительно показывают, что детское здоровье ухудшается за период обучения в школе. Статистическими данными Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) за несколько предыдущих лет о состоянии здоровья детей в России подтверждается, что система образования не является зоной благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся. Лишь 20-30% дошкольников можно отнести к 1 и 2 группам здоровья, а семьдесят-восемьдесят процентов первоклассников уже на начало обучения имеют функциональные отклонения. Многие из неуспевающих или слабоуспевающих не могут усвоить объемный материал школьной программы из-за какого-то заболевания. Около сорока процентов выпускников школ ограничены в выборе профессии, потому что имеют разного рода проблемы со здоровьем. Причем около шестьдесят пять процентов имеют различные нарушения психики. [10].

Существует взаимная зависимость детского здоровья от общества, в котором растет ребенок. Если ребенок вырастает здоровым, то как член общества обеспечит достаточно высокий уровень общественного здоровья в различных сферах общественной жизни. [19]. Необходимость формирования в обществе ценностного отношения к жизни и здоровью детей не только со стороны взрослых, окружающих ребенка, но и со стороны государства определяется сложной социально-экономической ситуацией в стране, которая усугубляется духовно-нравственным кризисом, что в сумме ведет к появлению угрозы безопасности государства. [18]. Проблема эффективной реализации государственных мер, направленных на защиту детского здоровья, на предупреждение ситуаций, способных лишить ребенка жизни или причинить вред его здоровью, по-прежнему остается актуальной как для нашей страны, так и для всего мира. Ребенок и его здоровье является не только мерилом нравственного потенциала в социуме, но и критерием, которым измеряется благополучие того или иного общества в целом.



Список литературы

  1. Большая Советская Энциклопедия в 30 т. Т. IX, М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. 380 с.

  2. Засухина В.Н. Биоэтика как аксиология жизни в современной России. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2012. 144с.

  3. Конвенция о правах ребенка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/declconv/conventions/ childcon.shtml (дата обращения: 23.11.2014).

  4. Ларионова И.С. Здоровье как социальная ценность. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: Моск. гос. соц. ун-т Москва. 2004. 38 c.

  5. Мечников И.И. Наука и нравственность // Мечников И.И. Этюды оптимизма. М.: Главная редакция литературы на иностранных языках. Изд-во «Наука», 1988 г. С. 253–277.

  6. Министерство здравоохранения. Изд.: Медицина, ВОЗ, Женева, 1968. 56 с.

  7. Мишель Монтень. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. Том I.// Перевод А.С. Бобовича и др. М.: Голос, 1992. 384 с.

  8. Платон. Платон. Государство // Платон. Диалоги. М., 2009. 752с.

  9. На просторах России. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// www.demoscope № 645 - 646. 1 - 14 июня 2015

  10. Римашевская Н.М. Российский генофонд: качество будущих поколений // Народонаселение. М.: ИСЭПН РАН, 2000. № 4. С. 97–101.

  11. Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс: Законодательство: Версия Проф. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165438;dst=0; (01.02.2015)

  12. Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года » http://base.garant.ru/184330/ (01.02.2015)

  13. Усманов И.М. Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе: социально-философский анализ: дис. канд. филос. наук: Уфа, 2008. - 155 с.

  14. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

  15. Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Образования. – № 3-4/2013. – С.10-159.

  16. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения детства и актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. — СПб. : СПбГУП, 2011. — 36 с.

  17. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики. Рост н/Дону: Феникс, 2010. 446 с.

  18. Чайка Л.Н. Здоровье школьников как одна из проблем современной системы российского образования. Образование и наука в современных условиях: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. с. 161-166. 356 с.

  19. Чайка Л.Н. Социальные и естественные факторы здоровья школьников // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. Сборник статей 5-й международной научной конференции, Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2014. С. 102–108.