СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя сатья на тему: "Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры»

Аннотация

Статья посвящена актуальности использования здоровье сберегающих технологий в системе физического воспитания школы. В статье затронута проблема ухудшения здоровья современных школьников. Одним из методов решения данной проблем является реализации здоровье сберегающих технологий. В работе рассмотрены цели, задачи и методы применения здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры.



Ключевые слова

Здоровье сберегающие технологии, здоровье, здоровый образ жизни


Здоровье сберегающие технологии на уроках физической культуры


На сегодняшний день в современной системе образования в школе остро стоит проблема здоровье сберегающего обучения и воспитания учащихся.

Данные статистики, увы, подтверждают медицинские заключения отдельных специалистов об ухудшении состоянии здоровья школьников в нашей стране.

Исследования учёных установили, что Россия находится на 50-м месте в мире по критерию экономического развития, и 55-е по уровню получаемых доходов, то по критерию прогнозируемой продолжительности жизни Россия не входит в первые сто стран в соответствующем списке. В текущем десятилетии продолжается рост заболеваемости россиян по основным классам болезней, причём нисходящая динамика здоровья обнаруживается уже в раннем возрасте.

Так, более трети новорождённых детей появляются на свет больными или заболевают сразу после рождения.

Острое беспокойство вызывает и то, что в течение первого года жизни
количество здоровых или относительно здоровых снижается с 60% до 29%, стабилизируется на уровне 30% в возрасте 15–17 лет, а к выходу из средней школы падает уже до 10%1.

Следовательно, данное поколение детей и подростков обладают меньшим потенциалом здоровья по сравнению с родителями.

Приведённая нами статистика не будет вызывать удивления, если иметь в виду, что российская молодёжь рассматривает здоровье, лишь как инструментальную ценность. В частности, ещё на рубеже ХХ–XXI вв. в ходе социологического опроса подростков ряда российских городов (Москвы, Абакана и Оренбурга) выяснилось, что они среди «трёх заветных желаний» весьма редко выбрали здоровье (только 8% респондентов). При том, что подростки Финляндии называли здоровье вторым среди приоритетов (41,7%)2

Именно школьный возраст, приходящейся на пубертатный период, являются тем периодом жизни, во время которого необходимо привить осознание значения здорового образа жизни, навыки ответственного поведения.

При этом, важно подчеркнуть, что на современном этапе развития общества, именно процесс школьного обучения является серьезным испытанием для детского организма.

В большинстве общеобразовательных школ базовый учебный план, методика обучения, школьная мебель, не соответствует санитарно-гигиеническим, психолого-педагогическим и медико-биологическим требованиям. Что порождает проблемы со здоровьем школьников. Например, неудобные парты ведут к деформированию осанки, а нарушение осанки влечет за собой неправильное расположение внутренних органов.

Сидячий образ жизни, недостаток двигательной активности школьников порождает нарушения функций пищеварительной системы, застойные явления в малом тазу, дефекты развития внутренних органов.

Причинами указанных проблем выступают не только недостатки в работе системы здравоохранения, общее снижение уровня жизни населения, но и причины, обусловленные деятельностью системы образования.

Среди них можно выделить:

- Авторитарность в организации учебного процесса, игнорирующие физиологические основы деятельности детского организма, подавляющие его непосредственность, подвижность, что приводит к тому, что дети постоянно находятся в хроническом стрессе - изменяющим гомеостаз, истощающим нервную систему, снижающим иммунитет.

- низкую двигательную активность школьников, обусловленную слишком интенсивными нагрузками во время учебного процесса;

- повсеместное несоблюдение санитарно-гигиенических норм организации учебного процесса (применение одномерной мебели вместо ростомерной, гигиенические нарушения печатных пособий, отсутствие зон отдыха);

-отсутствие у большинства педагогов знаний в области детской физиологии, охраны и укрепления здоровья детей;

- недостаточность работы по формированию у школьников осознания потребности в ведении здорового образа жизни на основе положительных мотивационных установок3.

Каждый педагог должен понимать, что школа – это та социальная система, в которой необходимо воспитывать у детей привычки, и потребности в здоровом образе жизни, формировать основы умений, навыков в деле укрепления здоровья.

Анализ научной литературы и опыта работы общеобразовательных школ выявил противоречие между: требованиями использования здоровье сберегающих технологий в учебном процессе и недостаточной теоретической базой методических решений построения данной работы а также отсутствием научно обоснованных методов использования здоровье сберегающих технологий в общеобразовательной школе.


Основным способом проведение здоровье сберегающей работы в школе являются уроки физической культуры.


Целью системы физического воспитания в школе является всестороннее развитие личности ребенка, в том числе, подготовка школьника к жизни.

Уроки физической культуры выступают в качестве важного компонента формирования здорового образа жизни школьников.

На сегодняшний день приоритетом в преподавании предмета «Физическая культура» является укрепление здоровья. Погоня за спортивными результатами осталось в прошлом, сегодня процесс направлен на кропотливую работу педагога и родителей над укреплением здоровья школьников.

Целью физического воспитания в школе является формирование здорового образа жизни, физического самосовершенствования, сознательного отказа от вредных привычек.

Важным средством достижения данной цели является внедрение здоровье сберегающих образовательных технологий, создание единого здоровье сберегающего пространства школы, направленного на обеспечение развития личности ребенка с учётом особенностей физиологического и психологического развития.

На мой взгляд, целью внедрения здоровье сберегающей технологии в учебный процесс школы является: обеспечение учеников школы высоким уровнем знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья, здорового образа, умения грамотно организовать учебно-познавательную и практическую деятельность.

Внедрение здоровье сберегающих технологий предполагает использование различных психолого-педагогических технологий, программ и методов, направленных на формирование ценностного отношения к своему здоровью, осознания важности сохранения и укрепления здоровья, развития мотивации к здоровому образу жизни.

Применение здоровье сберегающих технологий на уроках физкультуры, предполагает:

Создание для каждого школьника необходимых условий для личного развития;

Предоставление школьникам разнообразных знаний и видов деятельности с целью определения возможностей, развития склонностей и интересов;

Переход от пассивных форм обучения к активным, с вовлечением школьников в процесс самостоятельной познавательной деятельности;

Формирование физически развитой личности, легко адаптирующейся в обществе.

Важной задачей применения здоровье сберегающих технологий является развитие двигательной активности школьников.

Решение этой задачи достигается правильной организацией уроков физической культуры. На мой взгляд, правильная организация уроков физкультуры достигается применением личностно-ориентированного подхода, который способствует формированию желания школьников вести активный образ жизни, привычки заниматься физкультурой.

Применение индивидуально-дифференцированного подхода, позволяет учитывать физиологические особенности школьников. В процессе реализации данного подхода для каждого школьника создается индивидуальная программа, учитывающая особенности развития психики, состояние здоровья, тип телосложения, физическую подготовленность.

При проведении занятий необходимо исходить из настроения, желания, темперамента каждого школьника. Школьников нужно учить адаптации, саморегуляции, релаксации.

В процессе проведения занятий можно чередовать различные типы уроков, формы их проведения, творчески использовать групповые, фронтальные, индивидуальные формы работы с учащимися, лучше для каждого школьника составить комплекс упражнений с учетом уровня его физической подготовленности.

При проведении занятий важно помнить о соблюдении гигиенических требований к урокам и мерах предупреждения травматизма.

Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровье сберегающих образовательных технологий, в связи с чем, возникает необходимость в дополнительном повышении квалификации преподавателей физической культуры.

Таким образом, резюмируя вышесказанной можно отметить, что для формирования здоровьесберегающей компетентности необходимо создание условий для формирования у педагогов навыков проектирования образовательного процесса с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработки планов работы по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса.

Таким образом, здоровье сберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды с точки зрения её воздействия на учащихся.






Список литературы




  1. Дробижева, Л.М. Ценность здоровья и культура нездоро вья в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod.ru/Drobizheva3.htm.


  1. Римашевская, Н.М. Радикальное измерение негативного тренда здоровья населения России / Н.М. Римашевская // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.— практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск, 2011. С. 8–9.

  2. Швырев А.В. Использование «здоровьесберигающих технологий» на уроках физической культуре. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2012. С. 153-155.



1 Римашевская, Н.М. Радикальное измерение негативного тренда здоровья населения России / Н.М. Римашевская // Здоровье населения: проблемы и пути решения: материалы II Междунар. науч.— практ. семинара, г. Минск, 19–21 мая 2011 г. / ред. кол.: Н.М. Римашевская (гл. ред.) и др.; НАН Беларуси; Ин-т социологии НАН Беларуси. Минск, 2011. С. 8–9.

2 Дробижева, Л.М. Ценность здоровья и культура нездоро- вья в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// spkurdyumov.narod.ru/Drobizheva3.htm.

3 Швырев А.В. Использование «здоровьесберигающих технологий» на уроках физической культуре. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях. 2012. С. 153-155.