Использование здоровьесберегающих образовательных технологий
на уроках музыки Дмитриевой Е. А.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе» определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. На уроках музыки с помощью здоровьесберегающих технологий можно сохранить и укрепить здоровье учащихся, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающее обучение на моих занятиях достигается через:
учет особенностей класса (изучение и понимание человека) с помощью диагностики музыкальных способностей детей, составление карты индивидуальных предпочтений учащихся и определение вида деятельности: вокальная деятельность, музыкально – теоретическая деятельность, проектная деятельность.
создание благоприятного психологического фона на уроке. В области искусства без эмоциональной увлеченности невозможно достичь убедительных результатов. Одним из важных этапов моей работы с детьми является развитие способности естественного, радостного существования в процессе музыкальной деятельности: снятие внутренней напряженности и раскрепощение артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений, двигательное раскрепощение( пластическое интонирование, движение под музыку, рисуем звуком), особое внимание к дыханию (использую уникальный оздоровительный метод – дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, которая значительно укрепляет дыхательную систему учащихся, оказывая благотворное влияние на общее состояние здоровья детей), слуховое внимание к звуку, слову. Результат этой работы - открытость и готовность детей к восприятию нового, доброжелательное отношение детей друг к другу.
использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу. Существенное место в жизни младших школьников занимает игровая деятельность, переключение внимания с одного на другой вид деятельности ( позиция «Я- композитор, исполнитель, слушатель»),
инициация разнообразных видов деятельности (учитывая эмоциональный и психологический настрой детей);
создание условий для самовыражения учащихся, всяческое поощрение их творческих начинаний (например, создание ансамбля, имитирующего колокольные звоны на треугольниках, вокального ансамбля, хора,сольное пение, помощь в организацияи работы клуба любителей музыки).
Подобная работа предотвращает усталость и утомляемость, повышает мотивацию к учебной деятельности, приумножает учебные достижения. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую кратковременные физические упражнения под музыку, они наиболее благоприятны для снятия напряжения после долгого сидения. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Также использую ритмотерапию. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Использование музыкальной терапии становится эффективным методом сохранения здоровья школьников на уроке и во внеурочное вря. Экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя(об этом пишут сами дети). Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самое большое воздействие на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Совместно с детьми мною разработан цикл бесед «Музыка и здоровье»
Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий привело к улучшению психологического климата в детском коллективе, снижению показателей заболеваемости детей, активному приобщению родителей к работе по укреплению их здоровья. Мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение ученика и учителя, открывается простор для педагогического творчества.