СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гигиеническая оценка условий обучения, темы на уроках по формированию здорового образа жизни, типы релаксации и другие здоровьесберегающие технологии.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.»

МОУ Куркинская СОШ № 1

Александрова Н.Н., учитель английского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Здоровье человека – актуальная тема для разговора на все времена. Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Здоровье – это не только отсутствие болезней, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека. Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо в процессе обучения. При организации обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем применять их в жизни.

По данным психологов, педагогов и медиков иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-бальной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т.е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности уч-ся, что приводит к усилению и снижению активного внимания. Английский язык – серьезный и сложный предмет. На наших уроках приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать, поэтому учитель должен уделять особое внимание здоровьсберегающим технологиям.

Работая в разных классах (2-11кл.) и учитывая индивидуальные особенности уч-ся, на своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации об-ся я использую элементы здоровьесберегающих технологий (ЗСТ).

Прежде всего на уроках английского языка должны быть созданы условия для здорового развития детей: производиться гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса). При формировании ЗСТ должны соблюдаться физиологические основы учебно-воспитательного процесса (учет времени трудоспособности, утомляемости, учебной нагрузки, физкультминутки). Следует всегда помнить, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура воздуха, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей). Урок не должен быть монотонным и однообразным. Методы и приемы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения.

Здоровьесберегающие технологии включают такие условия как отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик образования, соответствие учебной и физической нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям уч-ся. Двигательный режим ученика должен быть достаточным и рационально организованным. Объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту уч-ся.

Успех порождает успех. Акцент делается только на хорошее. В любом действии сначала выделяют положительное, и только потом отмечают недостатки. Создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке – одно из самых важных здоровьесберегающих действий. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребенка, предупреждают неврологические реакции детей т.е способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Я стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, в атмосфере положительных эмоций, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.

Необходимым условием здоровьесберегающих технологий является творческий характер педагогического процесса. Включение школьников в творческую деятельность способствует реализации поисковой деятельности. Обучение без творческого аспекта не интересно, а значит, в какой-то мере является насилием, насилие же разрушительно для здоровья. Возможности для решения творческих заданий в учебном процессе достигается через использование активных форм и методов обучения. На своих уроках я стараюсь учитывать психологические особенности детей и предусматривать такие виды заданий, которые снимали бы напряжение и усталость. Разноуровневые задания с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознавание и поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке. Смена видов деятельности (самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, устные и письменные задания) способствуют развитию мыслительной деятельности и одновременно отдыху учеников.

Игровые моменты и движения – обязательное условие проведения всех уроков. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Физкультминутка, гимнастика для глаз, расслабление во время прослушивания песен – важные моменты на уроке по профилактике нарушения осанки, зрения. Необходимо помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал. На начальном этапе обучения английскому языку включаю зарядку с использованием различного вида движений, рифмовок, песен. Вот пример физической зарядки:

Clap, clap, clap your hands,

Clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet,

Stamp your feet together.

Turn, turn, turn around

Turn around together.

Touch your shoulders,

Touch your nose,

Touch your ears,

Raise your hands

High up in the air,

To the sides on your hair.

Вот пример зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме:

These are mother’s forks and knives (пальцы обеих рук скрещены).

This is mother’s table (изображаем домик).

This is mother’s looking glass (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму).

This is baby’s cradle (колыбелька для ребенка).

Зарядка для глаз:

-Look left, look right

-Look up, look down.

-Look around

-Look at your nose

- look at that rose.

-Close your eyes.

-Open, wink and smile.

-Your eyes are happy again

Введение и закрепление слов на начальном этапе целесообразно проводить в игровой форме с использованием движений. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движение, т.е. они не просто рассказывают диалоги, но и показывают их. Элемент театрализации на уроке является прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Приведу пример танцевальных движений на уроках в младших классах.

Come, my friend and dance with me. (Дети выполняют танцевальные движения).

It’s easy, you can see. One step back, one step out. (Шаг назад, шаг вперед ).

Then you turn yourself about (Дети поворачиваются вокруг себя).

It is fun to dance with you. (Дети выполняют любые танцевальные движения).

Использование в практике работы подвижных игр способствуют развитию у уч-ся коммуникативных навыков, различных видов памяти (образной, ассоциативной, словесно-логической), двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых умений. Я использую игры-пантомимы при изучении алфавита (изобразить букву, нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером; ученик выполняет у доски, а другие отгадывают). При изучении темы « Мое животное» дети изображают животное движением, мимикой, голосом, жестами. При изучении темы «Мой день» дети изображают действия, которые выполняются в течение дня. Подобные игры как способ развития координации рук и ног, других частей тела развивают положительные эмоции и особенно интересны уч-ся младших классов и 5-6 классов.

Песня на уроке – хороший вид релаксации и предоставляет возможность уч-ся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно выбирать задорные, веселые, шуточные. Пение активизирует голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Этот вид релаксации соответствует младшей и старшей ступени обучения.

Дыхательные упражнения на уроке английского языка способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей. При выполнении упражнения «Шарики» (в начальной школе) я предлагаю детям представить, что они воздушные шарики. На счет 1,2,3,4 они делают 4 глубоких вдоха “Breath in” и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают “Breath out”.

Новизна и нетрадиционность учебного материала, ожидание необычного, особая заинтересованность также служит снятию напряжения, так как затрагивает эмоциональную сферу. Вызывать интерес может знакомство с новым журналом, рассказ о каком –либо городе с применением визуализации. Свой рассказ я начинаю так: «Сейчас я расскажу вам что-то интересное». Такой рассказ не носит учебного характера, а строится на понятном ученику языке. Трудные слова, обороты речи переводятся самим учителем. Такое сообщение рассчитано на 2-3 минуты; может быть связано с темой урока.

Шутливые истории на уроке являются необычным раздражителем на уроке, вызывают непроизвольную реакцию уч-ся и способствуют снятию напряжения. Для этого рекомендуется рассказывать что-нибудь забавное, остроумное из классной жизни или из личного опыта. Такой элемент здоровьесберегающих технологий используется в основном в старших классах.

Для формирования здорового образа жизни уч-ся изучают и на практике применяют знания по многим темам. Приведу их некоторые примеры на основе УМК «Английский в фокусе» и «Английский с удовольствием».

  • Окружающая среда и ее влияние на здоровье человека – 7 класс, модуль 8b “Eco – helpers”

  • Спорт и здоровый образ жизни – 8 класс блок 4, 9 класс

  • Экстремальные виды спорта – 9 класс - блок 4;

  • Здоровое питание – 5 класс – модуль 8 (заказ еды в ресторане).

6 класс – модуль 9 (составить меню из продуктов, полезных для здоровья, прочитать текст о сбалансированном питании)

7 класс - модуль 9a“ Shopping time” You are what you eat” (вопросник о здоровой и нездоровой еде; пословицы и поговорки о еде; текст о привычках делать покупки)

- Профилактика болезней – 5 класс, модуль 10а “ Health matters”(диалог « в поликлинике»); 7 класс, модуль 10 (диалог «Проблемы с здоровьем», обсуждение стрессовых ситуаций», проект « Советы как справиться со стрессовыми ситуациями».).

- Основы безопасности жизни – 5 класс, модуль 8 (проект “Be safe in the kitchen”, 6 класс, модуль 3 проект “Road safety, 7 класс модуль 1, проект о том, как защитить себя на улицах)

- Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях.- 8 класс, блок 1(презентация « Как предупредить людей об опасности», текст о спасении потерявшихся мальчиков).

При прохождении этих тем я как учитель даю установку на здоровый образ жизни, вырабатываю убеждение в негативном воздействии на организм вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Уч-ся практически применяют правила безопасного образа жизни при проигрывании различных ситуаций.





В заключении я хочу подчеркнуть, что главная задача школы – образование. ее надо решать вместе с другой задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а укреплять его. В.А.Сухомлинский писал «Опыт убеждает нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Приложение:

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Фактор урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1.

Плотность урока

60-75/80%

85-90%

Более 90%

2.

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 минут

Смена через 11-15 минут

Смена более чем через 15 минут

4.

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

5.

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 минут

Через 15-20 минут

Виды преподавания не чередуются

6.

Чередование позы

Учитель наблюдает за посадкой уч-ся

Учитель иногда контролирует посадку

Частые несоответствия позы виду работы

7.

Физкультминутка

Две за урок, состоящие из 3-5 повторений

1

отсутствие

8.

Наличие эмоциональных разрядок

В соответствии с гигиеническими нормами

Частичное соблюдение норм

В произвольной форме

9.

Психологический климат

Преобладание положительных эмоций

Имеются случаи отрицательных эмоций.

Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

.

Памятка

« Как уберечь себя при стрессе?»

  1. Не взвинчивать себя. Не нужно, как делают многие , вновь и вновь прокручивать стрессовую ситуацию. Не « грызть сердце», как говорили древние.

  2. Проанализировать факты и убедить себя, что ситуация могла быть и хуже. Постарайтесь использовать даже пользу из данной ситуации.

  3. Постараться улыбаться в трудные минуты.

  4. Следить за голосом. Стараться говорить спокойно. Дыхание также нужно успокоить.

  5. Приказывать себе: « Не думай об этом, это нужно забыть».

  6. Переключить себя на какое-нибудь любимое занятие.

  7. Не бездействовать, заняться физическим трудом или упражнениями.

  8. Удачи вам и здоровья.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!