СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы с обучающимися с отклонениями в развитии очень актуально.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Знаменитый французский писатель Жан Жака Руссо сказал «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Моя многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.

Цель работы с такими обучающимися – социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. 

Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ.

Детям с ОВЗ очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.  

Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.  

Например,  игры:

  • «Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.

  • «Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)

  • «Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по описанию.

   Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.

Ввожу в структуру урока специальные валеологические паузы. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, 1 – Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать Повторить 4-6 раз. Темп медленный

2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой Повторить 4-6 раз. Темп медленный; для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища.

Постоянно провожу физкультминутки на уроках. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки.  Например:

Мы становимся все выше,

Достаем руками крышу,

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

Мы писали, мы считали,

 И тогда мы дружно встали,

Ручками похлопали: Раз, два, три. Ножками потопали:Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели.Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.



ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ.

Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Учебные нагрузки становятся для многих детей непосильными. Использую упражнения для глаз:

  • Широко открыть глаза.

  • Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.

  • Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.

  • Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду.

  • Глаза держать широко открытыми.

(Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.)

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧКИ И УПРАЖНЕНИЯ.

Искусству быть здоровыми наших детей нужно учить ежедневно, кропотливо, повсеместно, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие задания.

Например, на уроке русского языка:

1. Запиши какие ты знаешь вежливые слова и какие из них связаны со здоровьем.

2. Списывание текста о здоровье.

Литература.

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительной динамики освоения учебного материала моими учениками.