ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Знаменитый французский писатель Жан Жака Руссо сказал «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Моя многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми с ОВЗ не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.
Цель работы с такими обучающимися – социально-психологическая реабилитация для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ.
Детям с ОВЗ очень трудно долгое время сидеть неподвижно за партой, их отличает гиперактивность, поэтому часто я использую нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактические игры.
Через игру учу детей анализировать, обобщать, сравнивать.
Например, игры:
«Ты – мне, я – тебе». Дети задают друг другу, заранее подготовленные вопросы.
«Кто больше?» (Кто больше назовет фруктов, овощей, деревьев и т.д.)
«Угадай-ка». Задача участников – угадать растение (любой другой предмет) по описанию.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ.
Ввожу в структуру урока специальные валеологические паузы. Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения, 1 – Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад 3-4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать Повторить 4-6 раз. Темп медленный
2 – И.п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо 2 -и.п. 3 -поворот головы налево. 4 -и.п. Повторить 6 раз. Темп медленный. 3 - И.п. – стоя или сидя, руки на поясе1- махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2- и.п. 3-4 – то же правой рукой Повторить 4-6 раз. Темп медленный; для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия утомления с туловища.
Постоянно провожу физкультминутки на уроках. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки. Например:
Мы становимся все выше,
Достаем руками крышу,
На два счета поднялись,
Три, четыре – руки вниз.
Мы писали, мы считали,
И тогда мы дружно встали,
Ручками похлопали: Раз, два, три. Ножками потопали:Раз, два, три. Сели, встали, встали, сели. И друг друга не задели.Мы немножко отдохнем И опять писать начнем.
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ.
Особое значение имеет контроль за состоянием зрительной функции ребенка. Учебные нагрузки становятся для многих детей непосильными. Использую упражнения для глаз:
Широко открыть глаза.
Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду.
Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду.
Далее - глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду.
Глаза держать широко открытыми.
(Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ЗАДАЧКИ И УПРАЖНЕНИЯ.
Искусству быть здоровыми наших детей нужно учить ежедневно, кропотливо, повсеместно, поэтому на своих уроках использую здоровьесберегающие задания.
Например, на уроке русского языка:
1. Запиши какие ты знаешь вежливые слова и какие из них связаны со здоровьем.
2. Списывание текста о здоровье.
Литература.
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Например:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило мне добиться положительной динамики освоения учебного материала моими учениками.