Введение
XXI век – век высоких скоростей, нанотехнологий, глубоких социально-политических, идеологических и духовных изменений в жизни нашей страны – предъявляет высокие требования к здоровью человека. По данным же
Минздрав соцразвития России показатели здоровья наших детей и подростков неутешительны. Лишь 10% выпускников общеобразовательных учреждений можно назвать здоровыми. Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия.
«Очевидной становится необходимость воспитания культуры здоровья и
создание здоровье сберегающих условий в образовательной среде, где смысл
актуализации определяется возможностью перехода воспитания в мотивированный, индивидуальный и саморегулирующий процесс». Поэтому так важно реализация образовательных программ в сфере здоровье сбережения, расширения представлений о здоровом образе жизни, способах
самооздоровления, психорегуляции и т.д. Всё это можем видеть на уроках
вокала. Ведь сам процесс пения – это и есть оздоровление, если можно так
сказать, «здоровье сберегающая технология».
Пение – весьма эффективная терапевтическая методика, которая содержит в себе музыкотерапию, звукотерапию, словотерапию и даже рифмотерапию. Это универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а на весь организм в целом. Глава российской музыкотерапевтической школы С. Шушарджан, раскрывая механизмы вокалотерапии, отмечает, что в процессе вокалотерапии происходит стимуляция работы внутренних органов за счёт активных движений грудной клетки, диафрагмы и мышц брюшного пресса. Коррекционно-лечебное воздействие обеспечивается и в процессе обучения нижнереберно-диафрагматическому дыханию, как наиболее физиологичному, благотворно влияющему на общее состояние организма человека. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, певческая установка способствует хорошей осанке.
По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться по другим предметам. Научными исследователями доказано, что пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления, слух, память, речь, чувство ритма, мышление, укрепляет лёгкие и дыхательный аппарата. Вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.
Здоровьесберегающая технология.
Здоровье сберегающая технология - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Необходимое качество для педагога, разделяющего идеи здоровьесберегающей педагогики - находить поводы и причины для радости - сродни способности восхищаться чем-то в людях, умело находя то, что действительно заслуживает одобрения или восхищения. Успех порождает успех, акцент делается только на хорошее. В любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Среди здоровьесберегающих можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Исходя из индивидуальных особенностей учащихся, мы используем на занятиях определённые дыхательные и голосовые упражнения. Это могут быть, например:
элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой;
упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки,
речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;
интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова;
элементы «Хорового сольфеджио» Георгия Струве
Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов,
положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус,
улучшают нервно - психическое состояние организма.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих голосовой аппарат к дальнейшей работе.
Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи» (Вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не Выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без
остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напрягайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.
Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не
почувствуете, что активизировалась работа слюнных желез. Полость рта
увлажнилась.
«Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз.
Пожуйте язык попеременно на одной стороне рта, на другой, на коренных зубах, сдавливая язык. Это также еще больше увлажнит рот.
Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. На щелчках выстраиваем унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы).
Попротыкайте языком верхнюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». Повторите несколько раз.
Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы.
Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю.
Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо.
Вытягиваем губы трубочкой вперед, рисуем губами круг, квадрат.
После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз.
Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно «Злая кошка»
Георгий Струве «Хоровое сольфеджио»
Методические рекомендации.
За последние годы все больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Открываются детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и музыкальных школах, хоровых студиях. Психологами давно установлено, что возраст 2—5 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэтому результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть «гудошники» (дети, не координирующие голос со слухом), почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты. Считается, что этим должна заниматься школа, но практика показывает, хотя бы на элементарном уровне, музыкальным образованием не занимаются ни в начальной, ни в средней школе. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость
музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы «медведь на ухо наступил», ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих. Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, «белыми воронами», и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще.
Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими одно удовольствие, для достижения успеха у других надо приложить немало усилий, третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос. Во всех этих случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки: Сжатый кулачок — поется «раз», кисть вверх — «два», рука ладонью вниз - «три». Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что «два» выше чем «раз», «три» выше чем «два».
Сначала дети только поют и считают, позже они узнают, что это ступень мажорного лада. Такие систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как «нотный стан»), интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам. Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти «примарную звуковую зону», удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров. На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос, в
сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон. Пение без сопровождения как методический прием, дает большой положительный результат в развитии музыкального слуха детей. При пении с сопровождением фортепиано часто дети себя не слышат и начинают «гудеть». Таким образом, руководитель сам, не желая того, плодит «гудошников», исправлять которых впоследствии очень трудно. Даже те песенки, которые поются с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях.
Важной задачей музыкального образования школьников мы считаем воспитание навыков пения простейшего двух голосья. Эта работа по нашему мнению имеет огромное значение в музыкальном развитии детей, и должна начинаться как можно раньше (активно в пять—шесть лет) и продолжаться в начальной школе.
Из опыта работы.
Основной задачей личностно-ориентированной технологии является максимальное раскрытие потенциала учащегося. В процессе обучения решаются задачи, носящие индивидуальный характер, исходящие из индивидуальных особенностей детей. Элементы гимнастики А.Н. Стрельниковой и интонационно-фонопедические упражнения В.В. Емельянова, помогающие решить, кроме развивающих и обучающих задач ещё и оздоровительно-коррекционные, мы используем на занятиях со всеми детьми. Однако в зависимости от возраста меняется «подача» Например, с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы используем данные упражнения в игровой форме в виде «истории одного увлекательного путешествия». Увлечённо «путешествуя» дети выполняют упражнения с большим удовольствием, раскрепощённо, развивают образное мышление. «Путешествие» поднимает настроение и вызывает высокую эмоциональную отзывчивость, а так же даёт положительный заряд учащимся на весь урок.
Индивидуальные проблемы, возникающие на начальном обучении пению у учащихся дошкольного и младшего школьного возраста, побудили
И.К. Дягилеву на сочинение авторского сборника «Научусь я чисто петь».
Каждая песня в сборнике направлена на решение определённых задач, в
каждом конкретном, индивидуальном случае используются соответствующие задачам упражнения. Так, элементы «Хорового сольфеджио» Г. Струве, а именно – ручные знаки, помогают, при пении, решить проблему «чистого» интонирования, особенно тем учащимся, которые не знакомы с нотной грамотой. Проблему «чистого» интонирования также помогают решить и двигательные упражнения, рекомендованные в сборнике и использующиеся с определёнными песнями. Тексты песен рассчитаны на возрастные интересы детей. Индивидуальные проблемы с дикцией, мы решаем путём речевых упражнений и игр «весёлой логопедии», в зависимости от «проблемных» звуков используем упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, стишки.
В основном в более старшем возрасте мы сталкиваемся с проблемой эмоциональной «подачи» произведения или конкретного образа. В данном случае мы используем метод: ассоциаций и чтение стихотворений по ролям в диалоге и в монологе (например - один учащийся исполняет роли всей сказки или поэтического произведения), что помогает решить задачи развития музыкально художественного мышления.
Технология личностно-ориентированного обучения, особенно, помогает
решить задачу повышения самооценки у учащихся. Не редкой проблемой является пониженный уровень самооценки. Похвала педагога и совместное проектирование дальнейшей деятельности, исходящие из особенности каждого ученика с предоставлением возможности проявить самостоятельную инициативу учащемуся в концертной деятельности или организации спектакля повышает уровень самооценки учащегося.
Список использованных источников
1.Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном
обществе/А.М.Козин//Здоровьесберегающее образование – М.,2009.- №1
2.Шушарджан С.В. Руководство по музыкотерапии/С.В.Шушарджан. –
М.,2005.
3.Лобанов. Е.А.Возможности урока как средства реализации
здоровьесберегающих технологий/Е.А.Лобанов//Музыка в школе 2005-№3
4.Костенко Л.В.Здоровьесберегающие технологиии в школе//Интернет и
образование. Июнь. Том 2009.№9. – Электронный ресурс. Код доступа
5.Щетинин, СМ.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой.3-е
изд./М.Щетинин. - М.,2008.
6.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг./В.В.Емельянов.
– СПб.,2010