СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая нынешний темп  и условия нашей жизни в современном мире, наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Забота о здоровье детей становится важнейшей задачей всего общества.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала»

Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала.

Гарифуллина Лейсан Рафаэлевна,

преподаватель по эстрадному вокалу,

МБУДО "ДМШ № 24", г. Казань.


Учитывая нынешний темп  и условия нашей жизни в современном мире, наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. Забота о здоровье детей становится важнейшей задачей всего общества. Для решения важнейших задач, стоящих перед человечеством необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые дети. «Очевидной становится необходимость воспитания культуры здоровья и создания здоровьесберегающих условий в образовательной среде, где смысл актуализации определяется возможностью перехода воспитания в мотивированный, индивидуальный и саморегулируемый процесс»(1). Поэтому необходима реализация образовательных программ в сфере  здоровьесбережения, способах самооздоровления и др. Это все мы можем увидеть на занятиях по вокалу, так как процесс пения – это и есть процесс оздоровления. Музыка сама по себе является феноменальным явлением, она властвует над нашими эмоциями, может менять наше настроение и даже притуплять боль. Поэтому очень важно чтобы для детей уроки вокала были источником раскрепощения, хорошего настроения, уверенности в своих силах. В таком случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Вокал – это самое древнее музыкальное искусство, где в качестве музыкального инструмента служит голосовой аппарат человека. Самым главным условием для успешных занятий вокалом является здоровый голосовой аппарат. Вокалист должен быть здоров, петь в больном состоянии не рекомендуется, поэтому необходимо вести здоровый образ жизни, соблюдать правила ухода за голосовым аппаратом – гигиену голоса. В процессе занятий укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения помогает воспитанию хорошей осанки. Певческая установка помогает не только формированию хорошей осанки, но и является важным моментом для правильного дыхания. Для этого на каждом занятии заостряется внимание на положение головы и корпуса.

Вокал – в первую очередь это правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здорового образа жизни. На уроках вокала я использую дыхательные упражнения лечебной гимнастики разработанной А. Н. Стрельниковой. Данная гимнастика уникальна, у неё нет аналогов во всём мире. Система предусматривает резкий вдох носом вместе с движениями, сжимающими грудную клетку и включающими в активную работу все части тела, физическая активность же требует поступления большого количества кислорода. На слизистой оболочке носа располагаются рецепторы, которые рефлекторно связаны почти со всеми органами и системами нашего организма, в следствии при выполнении этой гимнастики кислород значительно лучше усваивается тканями всего организма, повышая его иммунитет.

Так же на уроках вокала важно уделять внимание дикции и артикуляции. Певческие и речевые функции голосового аппарата очень тесно связаны между собой. Поэтому вокал часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений, таких как: вялотекущая речь, зажатость челюсти, заикание. Известный логопед  С.Л.Таптапова рекомендовала вокальные занятия, как составную часть комплексной логопедической терапии. На уроках вокала применяется комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата, например, скороговорки. Вокал способствует развитию речевых процессов, влияет на артикуляторную и общую моторику, а так же память. Роль пения при улучшении речевых функций трудно переоценить. Особенно это относится к детям: чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов избавиться от этих проблем. 

В качестве эмоциональной разрядки, для переключения внимания детей на другой вид деятельности на уроках вокала можно использовать  ритмотерапию - различные музыкально-ритмические упражнения. Они помогают снять умственную перегрузку и утомление, снять нервное напряжение.

На уроках вокала важна улыбка, как внешняя, так и внутренняя. От этого зависит качество звука. Звук становится светлым, чистым, полетным. Со временем качества звука переходит и на личность ребенка, и он уже с позитивом смотрит на мир. Положительный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях, а так же здоровьесберегающие технологии: вот три основных составляющих вокального искусства.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Считается, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов и благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи. Благодаря постоянной тренировке мышцы лица надолго сохраняют свой тонус, не поддаваясь возрастным изменениям. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции, не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение.

Список литературы:

  1. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса, составитель И.Трифонова. – С-Пб.: Лань, 2000

  2. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» - М., «ВАКО»,-2004 год.

  3. Козин А.М.Формирование культуры здоровья личности в современном обществе./ А.М.Козин// Здоровьесберегающее образование – М., 2009. - №1.

  4. Лобанов  Е.А Возможности урока как средства реализации                здоровьесберегающих технологий./ Е.А Лобанов// Музыка в школе – 2005-№3.

  5. Минеджян Г.З. Сборник по нетрадиционным способам лечения. – М.: Арена, 1993.