Здоровьесберегающие технологии в образовании
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Одной из современных задач образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за весь период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС определяет эту задачу как одну из приоритетных и формулирует цели, ключевые задачи, средства и формы формирования у учащихся культуры здоровья. В пакет документов ФГОС также вошла Программа формирования ценности здорового образа жизни.
Работа по формированию ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни в школе должна вестись по следующим направлениям:
1. Здоровьесбережение в процессе обучения.
2. Работа службы содействия здоровью.
3. Организация воспитательной работы, направленная на укрепление здоровья учащихся.
Каждый из названных компонентов реализуется в практической деятельности посредством проведения системы здоровьесберегающих мероприятий.
Гуманизация школьного образования - одно из приоритетных направлений сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Перегрузка учащихся на уроке зависит не только от количества, но и от качества работы. Если процесс получения знаний организован правильно: интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.
Уроки должны проводятся с учётом здоровьесберегающих показателей:
1. Положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха);
2. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
3. Смена видов учебной деятельности: письмо, чтение, работа с наглядными пособиями, ответы на вопросы, решение примеров и задач (4-7 видов);
4.средняя продолжительность каждого вида учебной деятельности (не более 10 минут);
5 количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный (не менее 3);
6. наличие на уроке оздоровительных моментов:
пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи),
дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей),
физкультминутка (снимают напряжение общей моторики);
7. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности.
8. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация - оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Чтобы повысить динамическую составляющую урока необходимо применять большое количеств учебных игр, презентаций, проектов. Применение методов на уроке зависит от темы и цели уроков.
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в определенных пределах и соответствия норме, дифференцируются по сложности, степени подготовленности:
- во 2 классах до 1,5часов;
- в 3 - 4 классах до 2 часов.
У школьников должно быть сформировано представление о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является физкультурно-оздоровительная работа, при проведении которой необходимо учитывать потребности и возможности всех детей, а не только наиболее физически развитых и подготовленных к различным спортивным соревнованиям.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения позволяет значительно улучшить здоровье детей, а значит, и поднять уровень обучения за счет снижения утомляемости. Также позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
1 Доклад о состоянии здоровья детей в РФ (по итогам Всероссийской диспансеризации 2012 года). – М., 2013. – 128 с.
2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №5.– С. 56.
1 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // СЗ РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 51.
2 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 69.
1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012. – с. 12.
1 Блохин А.А. Риски введения ФГОС общего образования нового поколения // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 71.
1 Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2012. – с. 15.
1 Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» // СЗ РФ. – 2012. – № 23. – Ст. 4.
1 Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 59.
1 Педагогика и психология здоровья / Под редакцией Н.К. Смирнова. – М.: Академия, 2009. – с. 65.
2 Спирин В.К. Некоторые морфофункциональные характеритстки и показатели физического развития детей // Теория и практика физической культуры. – №5. – 2000. – С.59.
3 Психолого-педагогические проблемы современного професси-онального образования: Сборник научных статей. – Самара: Универс-групп, 2005. – с. 62.
1 Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Книга 1.– М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 439.
1 Соловьева Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и основы организационно-методических подходов ее реализации // ЭКО. – 2006. – № 17. – С. 23.
1Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 11.
1 Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / Под ред. М.М. Безруких. – М.: Инфра-М, 2012. – с. 62.
1 Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 254 с.
2 http://festival.1september.ru/ Будникова О.И. Основные направления создания здоровьесбере-гающей среды.
3 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2007. – с. 163.
1 Раппор И.К. Принципы и механизмы здоровьесберегающих технологий в общеобразовательной школе // Здоровье населения. – 2005. – № 1. – С. 29.