1 слайд-вводные слова
2 слайд
«Здоровьесберегающий урок должен:
воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
3 слайд
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
4, 5 слайд
Принципы
учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная)
использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
6 слайд
Здоровьесберегающие действия:
количество видов учебной деятельности
их смена
длительность и чередование
отвлечения от учебной работы
чтение,
письмо,
слушание,
рассказ,
рассматривание пособий,
ответ на вопрос,
решение примеров.
Рекомендации
считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
7 слайд
Оздоровительные моменты на уроке
Цель оздоровительных моментов
8 слайд
Тренажер для глаз
Разного рода траектории по которым дети «бегают» глазами рекомендовано размещать по периметру класса.
На листе ватмана изображаются цветные фигуры, толщина линий 1 см.
Плакат, показывающий траекторию движения глаз, может быть укреплен над доской. Каждая траектория отличается цветом: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, против часовой стрелки, по восьмерке.
Благодаря тренажерам у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развивается зрительно – моторная реакция и различительно – цветовая функция. Рекомендуются цвета: красный, голубой, желтый, зеленый.
9 слайд
Цветотерапия.
Игра – цветные сны.
В положении сидя после напряженной работы . учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову. Учитель называет цвета, а учащиеся стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем – то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).
Выборочно учитель подходит к детям, касается их плеча и опрашивает о том, что они увидели. Затем учитель называет другой цвет. Длительность цикла – 15-20 сек, общая продолжительность – 1 мин.
Желтый – стимулирует умственную деятельность;
зеленый – умиротворяет, успокаивает;
голубой – снижает кровяное давление, успокаивает;
синий – располагает к серьезности, строгости в поведении;
фиолетовый – возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
черный в небольшой дозе – сосредотачивает внимание.
Физкультминутки
На растягивание отделов позвоночника.
Наклоны вперед, назад, в сторону.
Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому.
Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.
Упражнение на снижение утомления.
Упражнение «Дерево».
И. п.: стоя, ноги вместе. Одновременно со вздохом плавно поднять руки вверх и сложить ладони над головой. Подбородок поднят, грудь развернута, дыхание свободное.
Упражнение для снятия локального мышечного напряжения.
Смена статических поз во время урока:
11 слайд
Рефлексию на уроке можно совместить с пальчиковой гимнастикой.
Совершая массажные движения вдоль пальцев рук, ребенок отвечает на вопросы:
МИЗИНЕЦ. Какие знания, опыт я сегодня получил?
БЕЗЫМЯННЫЙ. Что я делал и чего достиг?
СРЕДНИЙ. Какое у меня настроение?
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. Кому я сегодня помог, чем порадовал, чему поспособствовал?
БОЛЬШОЙ. Что я сделал для своего здоровья?
комплексы упражнений должны меняться.
проводятся на 20-й и 35-й минуте урока (в период снижения работоспособности) по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого с целью
12 слайд
Наличие эмоциональных разрядок
необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
13 слайд
Правильная поза ученика во время занятий за столом
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Правильная рабочая поза
при письме
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
позвоночник опирается на спинку стула.
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
надплечья находятся на одном уровне
Рекомендации
рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке
ее соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом
непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления.
педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся
14 слайд
Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных
15 слайд
Вывод!!