Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
Автор проекта
Абдуразакова Валентина Петровна,
учитель биологии
ГБОУ СОШ с. Дмитриевка
2014г
Цель политики государства – формирование общества здоровых, образованных, материально обеспеченных людей, в полной мере реализующих свои потребности и таланты. Но в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья детей: -физически здоровыми рождаются не более 14% детей; -25-35% детей пришедших в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания; -70 % детей за время обучения в школе переходит из категории здоровых детей в группу детей, страдающих функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями; Вопрос сбережения и укрепления здоровья детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, педагогом, обществом и государством в целом.
Современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей
По данным ИВФ РАО школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
- -стрессовая педагогическая тактика
- -несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- -несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса
- -недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей
- -провалы в существующей системе физического воспитания
- -функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья
- -отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Эти факторы определяют у учащихся: пропуски уроков по болезни; слабую работоспособность – слабую успеваемость; низкую мотивацию в учении; перегрузку учащихся; несоблюдение режима дня и питания.
Таким образом, основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.
Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности - нового мировоззрения нового времени.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Здоровье школьников
«… большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников . Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников. Однако еще более важен переход от одинаковых для всех требований к состоянию здоровья и, соответственно, одинаковых для всех обязательных занятий к индивидуальному мониторингу и программам развития здоровья школьников. …».
Миссия проекта : повышение эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья через инновационные образовательные технологии здоровьесберегающей направленности; пропаганду ЗОЖ через технологии абилитационной направленности; профилактику ЗОЖ; диагностику (мониторинг здоровья).
Цель : развивать здоровьесберегающую среду учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе через использование современных технологий, создание условий для формирования здорового образа жизни .
Задачи :
1 . Сформировать осознанную потребность в ЗОЖ.
2. Развивать у учащихся необходимые ЗУН сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
3. Способствовать формированию продуктивных условий взаимодействия всех субъектов образовательной среды (учащихся и их родителей, педагогов);
4. Организовать активный спортивный досуг детей.
Здоровьесберегающая организация учебного процесса
Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
Сформировать потребность в здоровом питанием
Распределение интенсивности умственной деятельности
Совершенствование организации спортивно-оздоровительной работы;
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной
работы
Правильная организация урока
Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, подвижные перемены и т.д.)
Мониторинг физических качеств, состояния здоровья детей
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тем. классные часы и др.).
Использование каналов восприятия
Этапы выполнения проекта Подготовительный этап: анализ уровня заболеваемости, изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение; разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
Учителя физической культуры:
Разработка системы учебной, кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Анализ эффективности уроков физкультуры.
Повара школы:
Составление рационального режима питания в школе
Мед. сестра школы:
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик
состояния здоровья детей в школе;
- выявление учащихся специальной
медицинской группы;
-ведение строгого учета детей по
группам здоровья.
-формирование групп здоровья по показателям
-оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах.
-анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.
-медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья.
Основной этап: внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее эффективных; систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; выполнение оздоровительных мероприятий.
Учителя физической культуры: Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя зарядка, подвижные перемены и т.д.)
Администрация школы:
Классные руководители
Использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности.
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий, тематические классные часы и др.виды работ).
Вовлечение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей
Педагоги дополнительного образования:
Организация просветительской работы с родителями (лекторий).
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры
Контрольно-обобщающий этап: сбор и анализ результатов выполнения программы; коррекции деятельности.
Повара:
Контроль за качеством питания и питьевым режимом
Администрация школы:
Отчет о результатах работы школы по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни.
Мед. сестра школы:
Мониторинг состояния здоровья детей.
Учителя физической культуры:
Мониторинг физических качеств
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
-повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
-снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
-повышение готовности педагогов к здоровьесозидающей деятельности;
-усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ;
-повышение уровней валеологической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности обучающихся и их родителей;
-осознанная потребность в здоровом образе жизни;
-сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса;
-улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса;
-расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
-рост спортивных достижений обучающихся;
-повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся.
Критерии эффективности и показатели проекта :
- Формирование культуры здорового образа жизни
- 1ступень-информирование детей в области здоровьясбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам: рациональное питание, двигательная активность, правильная организация учебы и отдыха. 2ступень- освоение соответствующего возрасту уровня знаний, включая медицинскую грамотность 3ступень-овладение необходимыми медицинскими навыками,практическое использование знаний в области 4ступень-реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей
- 1ступень-информирование детей в области здоровьясбережения сверх обычной школьной программы по основным разделам: рациональное питание, двигательная активность, правильная организация учебы и отдыха.
- 2ступень- освоение соответствующего возрасту уровня знаний, включая медицинскую грамотность
- 3ступень-овладение необходимыми медицинскими навыками,практическое использование знаний в области
- 4ступень-реальное улучшение здоровья, в том числе улучшение качества жизни детей
- Декларация школы о приверженности содействовать укреплению здоровья учащихся 1-изучение проблем,связанных со здоровьем учащихся 2-наличие официального документа в школе(декларации),отражающего комплексный подход укреплению 3-наличие команды (педагогов, медработников, учащихся и т. д.) 4-характеристика здоровья учащихся, педагогов в перечне показателей эффективности работы 5-организация самопроверки школы в области сохранения и укрепления здоровья учащихся 6- портфолио школы в сфере охраны, укрепления и пропаганды ЗОЖ
- 1-изучение проблем,связанных со здоровьем учащихся
- 2-наличие официального документа в школе(декларации),отражающего комплексный подход укреплению
- 3-наличие команды (педагогов, медработников, учащихся и т. д.)
- 4-характеристика здоровья учащихся, педагогов в перечне показателей эффективности работы
- 5-организация самопроверки школы в области сохранения и укрепления здоровья учащихся
- 6- портфолио школы в сфере охраны, укрепления и пропаганды ЗОЖ
Критерии и показатели эффективности проекта
- Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся
- 1-озеленение земельного участка школы 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- 1-озеленение земельного участка школы
- 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность
- 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата
- 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально
- 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время
- 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- Социально-психологический климат 1-наличие школьного самоуправления 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников 3-психологическое консультирование учащихся 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- 1-наличие школьного самоуправления
- 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников
- 3-психологическое консультирование учащихся
- 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
- 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время
- 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья
- 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ
- 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
Критерии и показатели эффективности проекта
- Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся
- 1-озеленение земельного участка школы 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- 1-озеленение земельного участка школы
- 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность
- 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата
- 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально
- 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время
- 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- Социально-психологический климат 1-наличие школьного самоуправления 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников 3-психологическое консультирование учащихся 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- 1-наличие школьного самоуправления
- 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников
- 3-психологическое консультирование учащихся
- 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
- 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время
- 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья
- 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ
- 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
Критерии и показатели эффективности проекта
- Среда для реализации образовательного процесса и гармоничного развития учащихся
- 1-озеленение земельного участка школы 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- 1-озеленение земельного участка школы
- 2-наличие спортивных залов, стадиона; наличие столовой в школе и ее материально-техническая оснащенность
- 3-количество учебных помещений,соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам микроклимата
- 4-количество педагогов,которые организуют свои уроки гигиенически рационально
- 5-спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время
- 6-внедрение в образовательный процесс оздоровительно-профилактических программ и технологий,личностно ориентированный подход,индивидуальная образовательная траектория
- Социально-психологический климат 1-наличие школьного самоуправления 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников 3-психологическое консультирование учащихся 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- 1-наличие школьного самоуправления
- 2-вовлеченность родителей в содействие укреплению здоровья школьников
- 3-психологическое консультирование учащихся
- 4-количество учащихся, имеющих положительную динамику показателей тревожности и стресса
- Формирование устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
- 1-наличие занятий по формированию культуры ЗОЖ в расписании занятий и во внеурочное время
- 2-проведение конкурсов, конференций праздников,связанных с укреплением здоровья
- 3-оформление школы наглядной агитацией по вопросам ЗОЖ
- 4-проведение лекций, семинаров, консультаций для родителей по вопросам охраны здоровья
Критерии здоровьясберегаюших технологий
- Почему и для чего? - однозначное и строгое определение целей
- Что? - отбор и структура содержания
- Как? - оптимальная организация учебного процесса
- С помощью чего?- методы,приемы и средства обучения
- Кто? - реальный уровень квалификации учителя
- Так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения
Формируемые компетенции Компетенции самостоятельной познавательной деятельности:
Владение методами познания (освоение методов научно-исследовательской работы, знание научных методов).
Способность распознавать трудности и проблемы в знаниях и устранять (решать) их.
Способность перерабатывать растущую массу информации и владение информационными технологиями; навыки управления информацией; умение находить и анализировать информацию из различных источников).
Навыки работы с компьютером.
Способность учиться.
Системно-деятельностные компетенции:
Способность к анализу и синтезу (аналитические способности; аналитическая компетенция).
Решение проблем (способность применять знания на практике.
Исследовательские навыки.
Компетенции социального взаимодействия
Лидерство (качества руководителя; готовность и способность к лидерству; интеграция, мотивация; делегирование; проведение мероприятий, презентация, целостность).
Умение работать в команде.
Способность учитывать точки зрения и интересы других.
Организационные способности
Компетенции самоорганизации и самоуправления:
Уверенность в себе.
Способность к рефлексии.
Способность адаптироваться в изменяющихся обстоятельствах (мобильность).
Самостоятельная работа (самостоятельность).
Способность брать на себя ответственность.
Способность работать концентрированно и дисциплинированно.
Способность целенаправленно организовать свою работу индивидуально или в команде.
Инициативность.
Ценностно-смысловые и политико-правовые компетенции:
Способность переносить полученные знания в социальную реальность.
Духовная организация человека.
Область рисков и план работы с ними
Возможные сложности (риски) реализации
Пути их преодоления
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
Просветительская работа с педагогами. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность финансирования для приобретения спортивного инвентаря
Поиск дополнительных финансовых средств..
Низкая мотивация у учащихся
Просветительская работа. Проведение интересных уроков по физической культуре, соревнований, внутришкольной спартакиады для учащихся.
Риски,способные повлиять на проект
Выход
Формальный подход ОУ к реализации здоровьесозидающей деятельности
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровьесозидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
Просветительская работа с педагогами. Обучение педагогов на курсах повышения квалификации. Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность финансирования для приобретения спортивного инвентаря
Поиск дополнительных финансовых средств..
Низкая мотивация у учащихся
Просветительская работа. Проведение интересных уроков по физической культуре, соревнований, внутришкольной спартакиады
для учащихся.
Спасибо
за внимание!