СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровье в наших руках

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие воспитаников, воспитание склонности к здоровому образу  жизни. Осознание воспитанниками культуры поведения в социуме.

Просмотр содержимого документа
«Здоровье в наших руках»











«Здоровье в наших руках»





















З. И. Вокуленко

Воспитатель второй квалификационной категории

Белгородской специальной (коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната № 23 II, III, IV и VI видов

(г. Белгород)

«ЗДОРОВЬЕ В НАШИХ РУКАХ»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность. Ухудшение состояния вызывают многие причины, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Кроме того, отрицательное влияние оказывают окружающая среда, наследственные факторы, пренебрежение правилами здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский справедливо указывал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Школа наша имеет особые возможности в деле обучения и воспитания: в ней дети не только учатся, но и получают дополнительные медицинские услуги, потому что имеют различные заболевания, дети с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие, слабовидящие и с ДЦП). «Чтобы сделать человека умным и рассудительным – сделайте его крепким и здоровым» - указывал Жан Жак Руссо. Наши воспитанники внеурочное время, которое занимает большую половину дня, проводят рядом с воспитателем, поэтому я ставлю перед собой основную задачу по охране здоровья воспитанников в нескольких направлениях:

- соблюдение режима дня;

- внеклассная работа по видам деятельности;

- осуществление тесного контакта с родителями;

- интеграция воспитанников с различными ОВЗ в условиях одного учреждения и социализация их в обществе.

Основными помещениями пребывания воспитанников с ОВЗ в условиях нашего учреждения являются днем класс, а вечером - спальня. Конечно, есть актовый и спортивный залы, реабилитационный корпус,

но всё же, мы ограничены в жизненном пространстве. Дети не могут, как в обычной школе после уроков уйти домой и выплеснуть там свои эмоции, рассказав родителям о прошедшем дне с его радостями и тревогами. Поэтому наша основная задача – создание комфортных условий для их проживания, чтобы и уроки, и внеклассные мероприятия рождали в каждом ребенке положительные эмоции, благотворно влияющие на здоровье. Как этого добиться? С чего и кого начинать? Естественно, с себя. Атмосфера, которую я создаю, влияет на моих воспитанников, поэтому мне, в первую очередь, нужно следить за своим эмоциональным состоянием, настроением, словами и даже мыслями, ведь они порождают соответствующие ответные реакции, действия и эмоции у детей. Я должна помнить, что мое недолжное состояние может оказать негативное влияние на их психическое и физическое здоровье.

В воспитательной работе с классом – группой свою основную задачу я вижу в создании доброжелательного настроя в детском коллективе, где каждый готов помочь товарищу, где царит атмосфера уважения, доверия и радости.

Для этого я стремлюсь к тому, чтобы в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.

Таким видом деятельности для моих воспитанников стали занятия в кружках «Мягкая игрушка», «Бисероплетение», создание коллективом композиций из природного материала. Руководители не только учат творить, они развивают вкус, будят фантазию и вселяют уверенность в себе, веру в успех. Детские поделки моей группы ежегодно получают призовые места. Это рождает в детях радость, улучшает настроение, что в свою очередь ускоряет процесс их коррекции.

В сплоченном детском коллективе формируется адекватная самооценка, а чувство уверенности в своих силах помогает чувствовать себя равным. В работе с группой (подросткового возраста) я поставила как одну из главных своих задач сохранение здоровья воспитанников. В беседах дети получают знания и представления о признаках здоровья (хорошая осанка, хорошее настроение, хороший аппетит и т.д.), знакомятся с признаками заболевания (высокая температура, озноб, головная боль, насморк, грипп). Детям, которые находятся в интернатном учреждении, необходимы такие знания, а также простейшие правила сохранения и укрепления здоровья, правила самодисциплины. Дети узнают о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня, вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом; закаляться, есть продукты, полезные для здоровья, защищаться от микробов. Основы личной гигиены, физические упражнения (утренняя зарядка) прививаются у воспитанников с дошкольного возраста. В старших классах корректируются конкретные образы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью. При составлении цикла бесед о здоровом образе жизни я учитываю реальные возможности учреждения интернатного типа: уровень знаний, умений и навыков, который уже имели дети, содержание предметов, изучаемых в школе, состояние здоровья учащихся.

Основные задачи бесед я вижу такими:

- создание условий для осознания подростками здоровья как ценность;
- формирование у них опыта самопознания;

- стимулирование их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.

Как педагог класса – группы (воспитанники подросткового возраста), я считаю необходимым привлечь к работе и родителей учащихся.

На родительских собраниях постоянно поднимается вопрос о здоровом образе жизни. Родители стали верными помощниками и участниками наших походов, вечеров отдыха и других мероприятий. Мы совместно решаем задачи углубления знаний о здоровье, о формировании привычек здорового образа жизни. С родителями были организованы поездки в Москву, где мы посетили достопримечательности столицы, кондитерскую фабрику «Рот Фронт». В Санкт – Петербурге посетили пушкинские места, театры и музеи северной столицы. Совместные чаепития посвящены здоровому правильному питанию.

Оздоровительная работа не прекращается у нас и в каникулы. Нынешним летом была организована поездка вместе с родителями в спортивно – оздоровительный лагерь под г. Шебекино. В сопровождении трёх родителей – энтузиастов отправились в оздоровительный поход за реку Нежеголь в великолепную дубовую рощу. Там мы провели весь день, наслаждаясь прекрасной погодой, походным обедом, костром, подвижными играми и переправой на лодке через реку, любовались звездным небом, пели песни. В заключении была проведена беседа о влиянии природных факторов на здоровье человека.

Здоровый образ жизни, совместные походы, незабываемые впечатления способствуют сплочению семьи, установлению неформальных дружеских отношений между родителями и детьми.

Я поняла, да и воспитанники тоже, что проблема здоровья заключается, прежде всего, в нашем сознании. Начинать ее решение необходимо с осмысления значения здоровья, пересмотра своего образа жизни, отношения к природе и человеку.

Воспитанники моей группы в своих анкетах отметили, что приобрели много новых знаний по здоровому образу жизни. В интернате работает клуб «Здоровье», где медики – специалисты проводят беседы по здоровому образу жизни, демонстрируются фильмы с пропагандой оздоровительных систем и методик. Из 8 учащихся 7 не курят, никто не употребляет спиртные напитки, занимаются в различных спортивных секциях, принимают участие в школьных и общегородских соревнованиях.

В воспитании ребенка первостепенную роль играют обстоятельства его жизни. Наше интернатное учреждение I I , I I I , IV и V I видов. Особая среда, созданная в интернате, интегрирует детей с разной структурой дефекта. Они живут, учатся и трудятся рядом, не изолированно друг от друга.

Мы не создаем специальных отделений для детей со сложной структурой дефекта, для поздно начавших обучение или для детей слабослышащих, слабовидящих и с ДЦП. Наша принципиальная позиция состоит в том, что при некотором различии в методах, приемах обучения, режима и оборудования, обучение и жизнь таких детей встроены в общий поток жизни интерната, они вовлечены в эмоциональное, социальное и бытовое взаимодействие с другими категориями детей. Формирование различных навыков связывается с эмоциональным смыслом соответствующей социальной или бытовой ситуации и встраивается в естественные отношения ребенка со сложной структурой дефекта с другими детьми. Такой подход формирует эмоционально теплую среду, дружески настроенную по отношению к каждому из воспитанников.

Дети лучше узнают себя и других, свои и чужие возможности, трудности, особенности поведения, способы общения, а также возможности помощи. Воспитанники становятся более терпимыми и терпеливыми, так как наблюдают трудности и недостатки других. Особенно это наглядно во внеурочное время. Часто можно наблюдать сцены взаимной помощи: слабослышащий воспитанник поддерживает детей с ДЦП, которым трудно идти, подняться по лестнице или донести портфель, поможет собраться на прогулку.

В совместных мероприятиях устанавливается настроение общности, дети проявляют большой интерес к общению и умению общаться. Радостью наполняются сердца, когда видишь, как маршируют в едином строю дети с ограниченными возможностями здоровья по слуху, зрению и ДЦП на праздновании Дня защитника Отечества. Совместные номера художественной самодеятельности на общешкольных праздничных мероприятиях радуют всех зрителей. В нашем интернате проводятся разнообразные оздоровительные мероприятия, в которых дети с ограниченными возможностями здоровья принимают самое активное участие. Это и спортивные состязания, походы с ночевкой, групповые и индивидуальные занятия по ЛФК в спортивно – оздоровительном комплексе школы, занятия по плаванию, как уникальное средство коррекции опорно-двигательного аппарата и тренировки вегетативных систем организма.

В течение последних 3 – х лет группа воспитанников нашей школы проводили каникулы вместе со мной на южном берегу Крыма под Ялтой в спортивно – оздоровительном лагере на территории санатория « Марат».

Во время отдыха дети получали 4 – х разовое питание, сон в палатках, купание в море, пешие прогулки, скалолазание, экскурсии. Песни у костра оставили самые добрые воспоминания. Дети с пониженным слухом свободно общались со слышащими сверстниками. Сколько внимания и заботы получали они от своих новых друзей !

В нашей школе работает медицинская комиссия, которая следит за изменениями состояния здоровья детей, проводит соответствующую диагностику и представляет полученную информацию на педсоветы, родительские собрания для анализа и планирования дальнейших действий.

В заключении хочется отметить, что, занимаясь проблемами здорового образа жизни, мы открыли с детьми для себя много нового.

Что касается лично меня, то у меня сформировалась потребность делиться своими знаниями с другими людьми. Народная поговорка права: «Здоровье в наших руках».

Литература и источники:

1) Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе.М.:сентябрь,1996

2) Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни : Избранные труды . М .:Изд-во Московского института ; Воронеж : Из. НПО «МОДЭК» , 2006 (Серия «Психологи России»)

3) Малофеев Н.Н. , Шматко Н.Д., Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология – 2008 - №1 – с.71-78.

4) Педагогика , которая лечит : опыт работы с особыми детьми ( Сост. М.С. Дименштейн ) – М., Теревинф , 2008.

5) Никольская О.С. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок . Пути помощи . – М.:Теревинф , 2007