СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка.»

Good health is above wealth.

В настоящее время одной из самых значимых проблем является состояние здоровья учащихся. Вырастить здорового и образованного подростка-задача школы. Физическое здоровье учащихся тесно связано с их психическим здоровьем и эмоциональным благополучием. Сегодня приоритетным направлением в работе многих учителей нашей школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Как известно, проблема здоровья учащихся в настоящее время приобрела социальный характер. Ведь в качестве ее причин называют как сложные социально-экономические условия современного общества, так и неблагоприятную экологическую ситуацию, преобладание у детей вредных привычек и т. д. Безусловно, что в таком положении одной из приоритетных задач образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки и сохраняли здоровье школьников. Урок иностранного языка не является исключением. В его рамках должны быть созданы условия, которые бы способствовали сохранению и поддержанию здоровья учащихся.

В наши дни проблема здоровья детей актуальна как никогда. На сегодняшний день большинство учащихся испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению психического и физического здоровья, снижению успеваемости. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Приоритетными задачами образования являются: сбережение и укрепление здоровья обучающихся.

В связи с этим необходимым стало использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. Здоровьесберегающие образовательные технологии- это системный подход к обучению и воспитанию.

Все здоровьесберегающие технологии можно подразделить на три основные группы:

·        Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения;

·        Технологии оптимальной организации учебного процесса:

·        Разнообразные психолого-педагогические технологии.

Нельзя забывать о важности гигиенических условий урока (температура воздуха, свежесть воздуха, освещение, внешние раздражители). Количество видов деятельности на уроке должно быть оптимальным с учетом особенностей изучаемого предмета (опрос, чтение, монологические высказывания, составление диалогов, изучение грамматических тем). В связи с этим чередоваться должны и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Обязательным на уроке в современной школе должны иметь место методы, способствующие активизации уч-ся (игровые методы, исследовательские методы, метод проектов и т.д). Учитель на любом уроке должен следить за правильной позой учеников, т.к смена видов деятельности требует смены позы учеников. На каждом уроке на любом этапе обучения должны проводиться физминутки, динамические паузы, гимнастика для глаз.

Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. 
Главной задачей учителя должно стать обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.

1.     Снятие эмоционального напряжения.

На уроках английского языка на начальном этапе для снятия эмоционального напряжения можно использовать игровые технологии. Игра может быть применима на уроке и как хорошая форма отработки лексического материала, грамматических конструкций, формирования навыков аудирования и чтения, орфографических и фонетических навыков. Хороший эффект дает использование интерактивных программ, которые вызывают огромный интерес у учащихся.

2.     Создание благоприятного психологического климата урока.

В этом случае у педагога есть целый арсенал приемов. Это и спокойное ровное общение на уроке, внимание к каждому ученику, позитивное отношение учителя к желанию ребенка высказаться, тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности. В обстановке психологического комфорта успешность детей и самого учителя повышается.

3.     Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала. (технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разные игровые технологии). Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы), создание ситуаций общения на уроках (учебно-речевых ситуаций), позволяющих каждому ученику проявить себя, свою инициативу, самостоятельность, выбор. Для решения этих непростых задач можно применять следующее:

·        Создать положительный настрой на работу в ходе урока;

·        Использовать проблемные творческие задания;

·        Стимулировать учеников к самостоятельности;

·        Рефлексия.

Цель внедрения здоровьесберегающих технологий – обеспечить учащимся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья, разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения.
Целью педагогической деятельности является определение эффективности использования здоровьесберегающего подхода на уроках английского языка в обучении младших школьников. 
Принципы здоровьесберегающего обучения в изучении иностранного языка.
В основе здоровьесберегающего образовательного процесса должны лежать следующие дидактические принципы обучения:
1. Самый главный принцип здоровьесберегающих технологий – «Не навреди!». Важно дать школьнику максимальный объем знаний, но важно уметь соблюдать оптимум для каждого конкретного ученика, в каждых конкретных условиях.
2. Принцип деятельности: заключается в формировании личности ученика и продвижении его не тогда, когда он воспринимает готовые знания, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
3. Принцип психологической комфортности: заключается в снятии по возможности всех стрессогенных факторов учебного процесса, создание на уроке атмосферы, расковывающей детей, так как никакие успехи в школе не принесут пользы, если они «замешаны на страхе и подавлении личности ребенка». Для снятия психологической и эмоциональной усталости ребенка в процессе обучения можно эффективно использовать музыку и игры на уроке.
Реализуясь как личность, школьник будет чувствовать себя эмоционально здоровым, что не менее важно, чем физическое здоровье.

           Приемы «Здоровьесберегающих технологий»
Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения иностранному языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Учитель должен находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность и предотвратили бы быстрое наступление утомляемости обучаемых.
Специфика предмета иностранный язык  требует от технологии обучения специфических технологических операций: ознакомление, тренировка, применение. Доминирующие принципы призваны раскрыть качественные характеристики здоровьесберегающих технологий при обучении иностранному языку.  К ним относятся:
·    доступность и посильность;
·    учет возрастных особенностей учащихся;
·    направленность обучения на развитие учащихся;
·    активность учащихся;
·    опора на сильные стороны личности учащихся;
·    индивидуализация обучения;
·    деятельностный характер обучения;
·    оздоровительная направленность обучения.
Реализации здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка способствуют различные приемы. Можно выделить частные и общие приемы. Общие: смена видов деятельности, игровые приемы, разрядки, физкультминутки.

Частные: считалки, рифмовки, песни, фонетические зарядки, игры, инсценировки.
  Ожидаемые результаты

1)Улучшение показателей здоровья и учащихся по всем анализируемым формам;

2)Снижение поведенческих факторов риска среди учащихся, опасных для здоровья;

3)Повышение информированности школьников в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;

4) Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам здоровьесбережения;

5) Повышение мотивации к ведению здорового образа


 

Работа ведется по блокам:

- организация и проведение диагностических мероприятий;

- организация учебной деятельности;

- формирование у учащихся системы знаний о здоровьесбережении;

  Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка

     На моих уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка, и также принцип двигательной активности на уроке.

    Урок должен быть зона психологического комфорта.
    В результате введения в урок видов деятельности, поддерживающих положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе, в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим, изменяется микроклимат на уроке.

1.Чтобы атмосфера на уроках стала более благоприятной для обучения и для межличностного общения, я использую методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию. 
2. Индивидуально-дифференцированная технология дает возможность работать с трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным.

 Существуют определенные критерии, по которым определяется качество образования при работе над здоровьесбережением детей на уроке.
1.   Физическое здоровье:
На сколько ответственно относятся дети к своему здоровью. Знают ли и умеют выполнять упражнения для различных частей тела в зависимости от ситуации; умеют ли расслабляться не нарушая дисциплину и не мешая другим.
2.    Психическое здоровье:
Эмоциональное состояние школьников, которое вызывает и поддерживает их интерес к обучению, позволяет им самоутверждаться и испытывать чувство успеха.
3.    Духовно-нравственное здоровье:
Уровень самореализации: ответственность, организованность, доброжелательность, открытость.
Какие здоровьесберегающие факторы, способствующие сохранению здоровья учащихся, используются на уроках английского языка?
  
Прекрасным восстанавливающим средством в данном случае является физкультпауза.
    Важно умело ее обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику. Физкультминутка поднимает настроение учащихся.

Смена видов деятельности – это такой прием реализации здоровьесберегающих технологий, который заключается в целесообразном чередовании учителем в ходе урока различных видов деятельности детей, с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса учащихся.
Физкультминутки – это несложные физические упражнения, направленные на уменьшение негативного влияния учебной нагрузки, они благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки.
Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки – это материал для эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, и для снятия эмоциональной напряженности.
Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка.
Песни – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, один из приёмов эффективного обучения, который способствует созданию на уроке естественного речевого общения, снимает напряжение, непроизвольно побуждает к активному участию в учебном процессе.
Игра – форма деятельности, которая помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Фонетическая зарядка - это этап урока, который помогает переключиться на иностранный язык.  Формы ее разнообразны: устный рассказ преподавателя, хоровое повторение выученных ранее речевых образцов разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворений. Фонетическая зарядка может быть проведена в форме игры.
Загадка на уроках иностранного языка вводит детей в мир чужой культуры.  Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие, приближаясь к игре.
Ролевая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.
Инсценирование – это вид игровой деятельности. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения иностранному языку. 
Драматизация – это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности средствами художественных произведений.
Пальчиковая игра – это прием реализации здоровьесберегающих технологий необходимый для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать внимание, терпение, стимулировать фантазию.
Но не стоит забывать, что существуют различные типы уроков. В связи с этим, следует отметить, что и реализация здоровьесберегающих технологий на каждом из типов будет различной.
В практической части творческой работы уделяется внимание таким видам деятельности как речевая зарядка, физкультминутка и игра, которые используются для сохранения здоровья учащихся, а также служат средством формирования знаний, умений и навыков.

Я активно использую на своих уроках физкультминутки, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз. 
Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток: 
- Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;
- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; 
- Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. 
- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.     Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока. 
При подборе стихотворений стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока. 

  Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.
Я использую игровую методику. Игра- мощное средство активизации деятельности учеников на уроке. Дети приходят в школу, ещё не наигравшись. Поэтому мы продолжаем играть, используя лексические, грамматические и ролевые игры. Любая игра делает процесс обучения увлекательным, снимает напряжение и усталость.
Также можно использовать песни на уроках из УМК «Spotlight».

Снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала поможет релаксация. Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры-соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.Таким образом, используя различные виды педагогической поддержки, мы пытаемся минимизировать воздействие неблагоприятных факторов на здоровье ученика. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по её воздействию на здоровье учащихся.


Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации и интереса к уроку.

 В заключении хочется сделать вывод, что здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств

- учитываю психолого-педагогические факторы (подбираю настольные и подвижные обучающие игры, физкультминутки и упражнения для зрения, домашние задания, песни, ребусы, головоломки и тд. в соответствии с особенностями класса и конкретных учащихся).

- провожу беседы о здоровом образе жизни и правильном питании в рамках изучаемых тем.

Я стараюсь уделять особое здоровьесберегающим технологиям, ограничивать количество времени, потраченное на пассивный просмотр презентаций и видеофрагментов, длительную работу с печатным текстом, длительные и монотонные письменные упражнения, т.к. такие приемы работы негативно влияют на здоровье учащихся, а именно ухудшают зрение, осанку, приводят к быстрой утомляемости, снижению мозговой активности.

Использование настольно-печатных игр для формирования лексико-грамматических навыков позволяет учащимся в более доступной форме осваивать материал, оказывает менее негативное влияние на зрение, оказывает положительное воздействие на эмоциональный фон. Например, при работе с лексическим материалом, а также при формировании грамматических навыков по теме "Указательные местоимения" в начальной школе я использую наборы тематических карточек "Еда", "Животные", "Мое тело", "Школа", "Одежда" не только в играх со словами ("Назови слово", "Подбери слово к карточке", "Что лишнее", "Назови во множественном числе" и т.д.), но и в подвижных обучающих играх и в качестве гимнастики для глаз. Такие игры, как "Домино", лото (классическое русское лото, лото с карточками по темам "Мои игрушки", "Животные") я использую на уроках применения лексико-грамматического материала.

Использование физкультминуток оказывает положительный эффект в начальной школе. Физкультминутки можно менять в зависимости от изучаемой темы. Например, при изучении темы "Еда" можно использовать следующие рифмовки- Five fat sausages.

Во время изучения темы "Модальный глагол CAN" можно разучить с учащимися следующую рифмовку:-Can you swim like a fish?

В качестве зарядки для глаз я включаю в урок игру "Что пропало?", где учащиеся пытаются запомнить карточки, расположенные на доске, а затем назвать исчезнувшие. Для снятия эмоционального напряжения предлагаю учащимся тактильные игры: "Что это?", когда учащимся нужно наощупь определить предмет в мешочке, "Подбери пару", когда учащимся предлагаются кубики или детали крупного конструктора с написанными на них неправильными глаголами, к которым нужно подобрать вторую и третью формы.

Использование лэпбуков также является элементом здоровьесберегающей технология. Я разработала и успешно применяю наборы карточек по темам "Еда", "Мои игрушки", "Числа от 0-20" во 2 и 3 классах. Данные наборы позволяют не только сформировать лексико-грамматические навыки по данным темам, но и организовать сюжетно-ролевые игры, мини-диалоги, творческие задания.

Для учащихся средней школы я также использую настольные игры.

Заключение.

Целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка является обеспечение высокого уровня реального здоровья учащихся, их вооружение необходимым багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового образа жизни и воспитание у них культуры здоровья. Все это может быть реализовано с помощью ряда методов, таких как метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке, учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, поддержание познавательного интереса к изучению иностранного языка, принцип двигательной активности на уроке.


A sound mind in asound body.

Health and cheerfulness mutually beget each other.




 


 


 


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!