СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на ШМО на тему "Здоровье сберегающие технологии на уроках химии"

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках химии»



Доклад

на ШМО

учителя химии

«МКОУ Урадинская СОШ»

Ахмедовой З.С.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ХИМИИ

























Большое внимание на уроках химии и биологии я уделяю здоровьесберегающим технологиям Связь этих наук с другими науками позволяет сделать пропаганду здорового образа жизни понятной для детей, доступной, наглядной и аргументированной.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на группы:

-технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

-технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);


-психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Мной проводятся здоровьесберегающие уроки разных видов:

- урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью. Например, в таблице представлены темы уроков курса химии с включением элементов здоровьесбережения. Включение в уроки элементов здоровьесберегающих технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес к предмету.

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Что изучает химия. Физические и химические явления.

Взаимосвязь природы и человеческого общества. Охрана окружающей среды по месту проживания и учебы.

Углеводы

Миф о пользе коричневого сахара, мёда. Ожирение – угроза здоровью.

Жиры.

Влияние ненасыщенных жиров на обмен веществ.

Многоатомные спирты, одноатомные спирты

Влияние на организм.

Микроэлементы

Продукты, содержащие необходимый минимум

Химическая технология

Влияние загрязнений

-стандартный хорошо продуманный методически урок по химии, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором стремлюсь:полноценно выполнить учебную программу;формировать у учащихся интерес к своему предмету;установить с учащимися доверительные, партнерские отношения;продумывать урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта; максимально использовать индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий, учитываю следующие критерии:

  • психологический климат на уроке;

  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

  • обстановку и гигиенические условия в классе;

  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;

  • наличие методов, способствующих активизации;

  • длительность применения мультимедийной доски;

  • поза учащегося, чередование позы;

  • наличие оздоровительных моментов на уроке;

  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. Профилактика нервного напряжения требует учета характера воздействия цвета на человека. Поэтому в кабинете используются светло-зеленый и бежевый тона. На стенах нет ничего лишнего, потому что это вызывает тревогу, раздражение учащихся. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

По степени сложности среди школьных предметов химия и общая биология занимает одно из ведущих мест, так как требует напряженной умственной деятельности учащихся. Поэтому на уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный, практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к изучаемой теме.

Слежу за правильной посадкой учащихся, так как смена видов деятельности требует смены позы, пересаживаю каждую четверть рядами 1на 2 ряд, 2 на третий и наоборот.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения считаю использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им включаться в активную деятельность: метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества); активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);

Например, на обобщающем уроке по теме "Классы неорганических соединений" ученики сами выступают в роли учителя. Чтобы предупредить возникновение стрессов, использую на уроках работу в парах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более "слабый" ученик чувствует поддержку товарища. Хорошие результаты дает хоровое проговаривание, как целых правил, формул, законов, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед одноклассниками.

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую возможности интерактивной доски либо при объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо при проверке знаний.

Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз , кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз. Эффективным для старшеклассников является самомассож кистей рук.

для 8-х классов в физкультминутки включаю тему урока.

  1. Игра с мячом. Я, кидая мяч, называю тело, отдавая мяч, обратно ученик называет вещество, из которого оно может быть изготовлено. Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.

  2. Величина – единица. Например: масса - кг, мг, т, ц, г.

  3. Уберите лишнее слово. Например: натрий , кальций, железо, кислород или NaOH, KOH, Ca(OH)2, HCl.

  4. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет химическое понятие или формулу, свойства и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

Способствую созданию благоприятного психологического климата на уроке через создание доброжелательной обстановке на уроке, проявление внимания к каждому высказыванию, позитивную реакцию на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности или небольшое историческое отступление. При этом с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Считаю, что урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: шуток,

юмористических или поучительных картинок , использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток, четверостиший, анекдотов и загадок то теме.

Считаю, что все используемые мною здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.