СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в условиях ФГОС»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в условиях ФГОС»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кременевская школа Володарского муниципального округа" Донецкой народной республики












«Здоровьесберегающие технологии

на уроках математики в условиях ФГОС»















Подготовила:

учитель математики

Александрова В.А.









с.Кременевка



Здоровьесберегающие технологии на уроках математики в условиях ФГОС

(из опыта работы).

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?».

Состояние здоровья подрастающего поколения –важный показатель благополучия общества и государства. Сегодня ситуация такова, что практически нет здоровых школьников. Отмечается низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья .

Цель современной школы- подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, в том числе и знания о сохранении и укреплении собственного здоровья. Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к сбою механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию заболеваний. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Встает вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос стали востребованы здоровьесберегающие технологии, применяемые на уроках.

Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования, связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся: “Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс”.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Теперь во главу угла поставлено общее здоровье: физическое, психическое, эмоциональное, нравственное, социальное. И теперь задача учителя — не просто вести уроки в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность. То есть, по ФГОС подход к сохранению здоровья ребенка и обеспечения его безопасности стал всеобъемлющим, многогранным, затрагивающим множество аспектов.

Основная цель здоровье сберегающих технологий – сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

 

 Результаты изучения состояния здоровья учащихся, проводимые различными организациями, говорят о том, что в период обучения в школе основные показатели здоровья детей снижаются, и поэтому одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема сохранения здоровья обучающихся. Основными причинами ухудшения состояния здоровья школьников считают не только недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат, но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организации деятельности.

Следовательно, образовательный процесс должен стать таким, чтобы он мог обеспечить школьнику сохранение здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Решению этой проблемы способствует внедрение в образовательный процесс здоровьесберенающих технологий. Под здоровьесберегающими образователь­ными технологиями в широком смысле слова следует понимать все технологии, использова­ние которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся [3]. Здоровьесберегающие технологии,  применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1.  Технологии,  обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

2.  Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности обучающихся.

3.Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения



Традиционно математика является одним из сложных для школьников предметов, требующим напряжен­ной работы мозга. «Умственная деятельность всегда ведет к усталости и падению работоспо­собности. А это влияет на качество усвоения изучаемого материала и вообще на способность воспринимать какую-либо информацию» [1]. Затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности детей, ведущих к снижению адаптивных возможностей организма, а, следовательно, к снижению качества здоровья.

Каждому учителю, очевидно, что разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. При любой методике обучения, при самой лучшей её организации одни ученики будут продвигаться успешнее, другие с большим трудом и медленнее. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Поэтому основа моей работы – признание индивидуальности ученика, создание необходимых условий для его развития.

Основной подход в моей работе — это личностно-ориентированное обучение. Это позволяет развивать каждого ребенка в соответствии с его особенностями, способностями, потребностями, повышает мотивацию к обучению. В своей работе проблему здоровьесбережения детей стараюсь решать на каждом этапе урока. Чтобы избежать усталости, нужно чередовать формы, виды деятельности: устная, письменная работа, самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), работа в парах, группах, творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они повышают интерес к предмету, способствуют развитию мышлению, памяти и одновременно отдыху детей. Чтобы не было перегрузки учащихся, на каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, зрительную гимнастику и, конечно, включать элементы игровых технологий. Также нужно постоянно следить за осанкой учащихся.

Для эффективности и качества организации учебной деятельности учащихся веду диагностику результатов контроля.

Выстраиваю систему работы по корректировке пробелов в знаниях учащихся.

Готовясь к уроку, я всегда помню о том, что для каждого ученика урок должен стать адаптивным, где обучение каждого ребёнка будет проходить в зоне его ближайшего развития, где ученику будет комфортно, где он сможет реализовать себя. Для поддержания эмоционального здоровья своих учеников, с первых минут урока стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, обстановку доброжелательности. Это­му способствуют различные приемы эмоционального воздействия: похвала, юмор, эмоциональная речь учителя, стимулирование интереса, использование музыкальных и поэ­тических пауз. В течение всего урока провожу работу по профилактике стрессов создаю ситуацию успеха, оказываю педагогическую поддержку, выстраиваю с учащимися субъект-субъектные отношения, т.е. ставлю их в рефлексивную позицию (как ты будешь это делать?). Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Так на уроках математики я прививаю своим ученикам навыки здорового образа жизни через решение текстовых задач. Их содержание позволяет говорить о целебных свойствах мёда, овощей и фруктов, орехов и ягод. Я рассказываю детям о том, что, употребляя эти продукты, мы обеспечиваем свой организм необходимыми витаминами и тем самым повышаем его способность самостоятельно бороться с некоторыми заболеваниями. Текстовые задачи также дают возможность сообщать детям о положительном воздействии физических упражнений на здоровье каждого.. При решении задач на движение, мы говорим о том, что пешие, лыжные, велосипедные прогулки, а также верховая езда закаляют наш организм и укрепляют здоровье.

Для сохранения физического здоровья учащихся урок выстраиваю с учётом строгой дозировки учебной нагрузки, с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, не допускаю однообразия. Смена видов деятельности на уроке должна быть обоснована, т. к. частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Исследователями предла­гаются такие рекомендации: «В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке» [3]. «Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной дея­тельности — 7–10 минут. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самосто­ятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания — не позже чем через 10–15 минут» [1].

Понятно, что ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому моя задача – помочь ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность, иначе это может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

При выборе использования методов, форм, педагогических технологий исхожу из целей, задач и ожидаемых результатов урока, а также методического и технического обеспечения. В условиях реализации ФГОС задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников добывать эти знания, т.е. научить учиться.

Активизируя познавательную деятельность учащихся, использую проблемное обучение, которое позволяет учащимся занимать активную позицию в учебном процессе, не просто усваивать предлагаемый учителем материал, но и самим искать ответы, брать на себя ответственность за результаты своего обучения. Но самоё главное, что важно для сохранения здоровья школьников, проблемное обучение снимает психологическое напряжение

Исходя из своего опыта, осмелюсь утверждать, что системное использование игровой технологии в образовательном процессе, даёт положительную динамику его результатов. Игровые задания являются эффективным средством решения математических заданий при отработке умений и навыков учащихся, а также при организации контроля знаний учащихся, при обобщении и систематизации. Уникальность игры как метода состоит также в том, что он позволяет сделать на уроке доступной и интересной будничную деятельность по усвоению материала. Другой позитивной стороной игры является то, что она является оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает социализацию и адаптацию обучающихся, выполняет функцию стрессового контроля.

Создавая на уроке условия для инициативы учащихся, побуждая их к самостоятельной работе, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов, применяю коллективные способы обучения. Очень важным при этом считаю то, что учащиеся являются не пассивными, а полноправными участниками образовательного процесса. Также ценным в этой технологии считаю, что ученики овладевают приёмами ведения «математического» диалога, навыками общения. Коллективные способы обучения позволяют решать вопросы дифференцированного подхода в обучении.

Применение ИКТ позволяет снимать перегрузки учебного процесса, проявить учащимся самостоятельность и творчество в учебной деятельности.

Наряду с традиционной формой комбинированного урока использую в работе следующие нетрадиционные формы: урок-лекция, урок-конференция, урок-зачёт, урок-презентация, урок-игра.

При подведении итогов урока выясняю, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Домашнее задание даю в соответствии с нормами СанПиН, разноуровневое, при этом комментирую его.

Содержание учебного материала, по возможности, использую для пропаганды здорового образа жизни (Приложение ).

Считаю очень важным моментом в правильной организации учебной деятельности – соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещённость, чистота, тепловой режим). На уроке провожу физкультминутку, при этом стараюсь упражнения органически вплести в канву урока. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.

«Терпимость учителя к ученику – основы взаимодействия учителя и ученика» (Рерих).

За годы работы в школе выработала систему деятельности в работе с неуспевающими учащимися, не оставляя без внимания ни одного случая ученической неуспешности:

Необходимо создать ситуацию предстоящего успеха, замечать каждый положительный результат ученика.

В результате использования инновационных здоровьесберегающих техник и технологий, разнообразных форм проведения урока в органическом сочетании с традиционными методами и приёмами обучения, я добиваюсь не только планируемых результатов образовательного процесса, а самое главное сохраняю здоровье своих учеников.

Таким образом, можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Задачи по пропаганде здорового образа жизни.

Задачи о здоровье для 5 класса.

1. Сейчас в мире насчитывается 1 млрд 300 млн курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Сколько, по прогнозам ученых, будет курящих людей в мире к 2025 году?      Ответ: 1 млрд.  700 млн. человек

2. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет?            Ответ:   42 мг

          3. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 минут.  На сколько сокращает  себе  человек жизнь  ежегодно, если  он курит ежедневно 10 сигарет в день?                              Ответ:  на 365 часов, т.е. на 15 дней.

          4. Исследователи установили, что до 15 % рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8 ч. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?

                                                                                                                Ответ: 1,2 часа.

         5.   Сердце  нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов  в минуту; сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?       Ответ: 7200-14400 ударов.

6.У младенцев насчитывается более 300 костей, впоследствии многие из них срастаются. Скелет взрослого человека состоит из 206 костей. Сколько костей срослось в процессе взросления?       Ответ: 94 кости.

7 7.Скорость передачи сигналов по нервным путям 430 км / час. Какой длины был нервный проводящий путь, если на прохождение сигнала потребовалось 2 с?                   Ответ: почти 240 м.

  8.Сердце качает кровь с такой силой, что каждой клетке крови нужна всего одна минута, чтобы пробежать свой путь по телу. Какое расстояние пробегает за сутки кровяная клетка, если рост ученика 5 класса составляет 145 см?     Ответ: 2 км 88 м.

9.Подросток должен спать в сутки 9 часов. Какую часть суток подросток спит? Какую часть суток он бодрствует? (Обыкновенные дроби, 5 класс).

10.Чтобы приготовить полезный для здоровья коктейль, надо смешать 100 г молока, 60 г малины, 30 г клубники, 75 г черники и 15 г меда. Какую часть коктейля составляет малина? (Обыкновенные дроби, 5 класс).

11.Среднее арифметическое двух чисел равно 32,5. Одно из этих чисел равно 15. Найдите второе число, которое показывает суточную норму для человека витамина С в миллиграммах (Среднее арифметическое, 5 класс)

12.Выкурив 2 сигареты, человек принимает 1,6 мг яда никотина. Сколько яда примет человек, выкурив 20 сигарет? (Десятичные дроби, 5 класс)



Для 6 класса:

  1. В общем, курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь  курящие дети, если средняя продолжительность жизни в России 65 лет? (Ответ: почти на 10 лет)

  2. В России каждые 9 секунд умирает 1 человек   от болезней, вызванных курением. Сколько в России умирает ежемесячно, ежегодно от курения?  

  3. Голова человека составляет 1/8 размера тела. Каков будет рост человека, если голова имеет длину 21 см?          Ответ: 168 см.

      4. Длина новорождённого составила 52 см. Какова длина его головы, если она составляет ¼ его тела?                              Ответ: 13 см.

      5. Средняя продолжительность жизни женщины 75 лет, что составляет 5/4 продолжительности жизни мужчины. На сколько дольше в среднем живут в России женщины, чем мужчины?                                     Ответ: на 15 лет. 

    (Чем вы можете объяснить такую разницу в продолжительности жизни? Мужчины имеют больше вредных привычек, чем женщины, чаще попадают в ситуации, связанные с риском для жизни).

     6. Масса крови взрослого человека составляет 3/40 от массы его тела. Сколько литров крови у человека массой 72 кг? Если у человека 6 л крови, то сколько приблизительно он весит?                               Ответ: 5,4 л; 80 кг.

    7. Человеческие волосы обычно прекращают расти, достигнув длины в 90 см, что составляет 25% от наибольшей документально подтверждённой длины. Какой длины волосы удалось вырастить польской крестьянке в 18 веке?                   Ответ: 3,6 м.

    8.  Человеческий глаз отчётливо воспринимает изображение, мелькающее со скоростью 24 кадра в секунду, что составляет всего 2/25 от способностей насекомых. Сколько картинок может воспринимать в секунду муха, пролетающая над классом?                      

                               Ответ: 300 кадров. 

 (Глаз человека менее совершенен, чем глаз насекомого. Насекомые могут различать до 300 изображений в секунду, максимальные возможности человека – 30 изображений в секунду).

Для 7 класса (тема «Составление уравнений»):

  1. В скелете новорождённого сына на 94 костей больше, чем в скелете счастливого отца. Вместе у них 506 костей. Сколько костей у родителей младенца вместе, если у всех взрослых людей число костей в скелете одинаково?                                         Ответ: 712.

2. У саранчи мышц в 1,5 раза больше, чем у человека. На сколько у человека мышц меньше, чем у саранчи, если вместе у них 1500 мышц?                  Ответ: на 300.

3. Количество литров крови у ребёнка приблизительно на 2 л меньше, чем у взрослого. Сколько литров у каждого, если вместе у них 8 л?         Ответ: 5 л и 3 л.

4. За 70 лет жизни красный костный мозг человека в среднем производит 1650 кг лейкоцитов и эритроцитов. Сколько лейкоцитов производит красный костный мозг на протяжении всей жизни, если эритроцитов он производит на 350 кг меньше, чем лейкоцитов?                                                  Ответ: 1 000 кг.

5. Средний человек проводит во сне 1/3 своей жизни, ещё 50 лет он бодрствует. Какова продолжительность жизни человека?    Ответ: 75 лет.

  (Существует гипотеза, что человеку необходим сон, так как в это время мозг переписывает знания из кратковременной памяти в долговременную. Во сне человек проводит приблизительно треть жизни, при этом в течение каждой ночи у человека фаза быстрого, парадоксального сна сменяется фазой медленного сна. Во время быстрого сна человек видит сны, продолжительность быстрого сна составляет 1/5 часть всего времени сна). 

Для 8 класса :

1. Масса мозга среднего человека, выраженная в килограммах, записывается обыкновенной дробью, у которой числитель на 2 больше, чем знаменатель. Если его числитель умножить на 2, а к знаменателю прибавить 3, то получится дробь 13/4. Какова масса мозга среднего человека?               Ответ: 1,4 кг.

2. . Найдите двузначное число, у которого цифра десятков на 5 меньше цифры его единиц, а произведение числа и суммы его цифр равно 1222. Определив это число, вы узнаете, какова максимальная документально подтверждённая длина ногтя.                                                              Ответ: 94 см.   (На ногтевых пластинах человека отражается состояние многих внутренних органов. Продольные коричневые полоски говорят о повышенном содержании железа в организме, а также о гормональных нарушениях. Синеватый и синевато-фиолетовый цвет ногтей сигнализирует о неполадках в работе сердца, сердечной недостаточности. При заболеваниях щитовидной железы ногти бывают белёсыми. Если ногти желтеют, то это, вероятнее всего грибковые заболевания или гепатит. Или же вы много курите и плохо моете руки. Белые точечки или полоски могут быть связаны с нарушениями в работе пищеварительной системы).

Для 9 класса (тем  «Решение задач на составление систем уравнений»)

1. Разность между объёмом крови, прокачиваемой сердцем спортсмена и сердцем нетренированного человека – 18 л. А произведение этих объёмов равно 1008 л. Определите, каковы способности сердца тренированного человека.                                   Ответ: 24 л/с.    (Нормальный пульс человека – 60-80 ударов в минуту. Ритм современной музыки достигает 200-250 ударов в минуту. Жесткие ритмы стимулируют человека, вводят в состояние медитации, как шаманские бубны. Если слушать такую музыку по 10 часов в день, можно заработать язву желудка, расстройство психики и разбалансировку организма).

2. Масса скелета взрослого человека 9 кг. Произведение массы воды, входящей в состав скелета, на массу твёрдых веществ, составляющих кости, на 31 меньше, чем разность квадратов их масс. Сколько воды входит в скелет взрослого человека?                 Ответ: 2 кг.

3. Сумма квадратов цифр двузначного числа равна 25. Если к этому числу прибавить 9, то получится число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке. Найдите это число, и вы узнаете, какую талию должна была иметь фрейлина Екатерины Медичи.            Ответ: 33 см.



Исследовательские и проектные работы на тему здоровья и здоровьесбережения (например, на тему «Интернет: за и против», «Курение и здоровье человека» мы с ребятами 6 класса провели исследование. Для этого ребята провели опрос учеников 5-9 классов нашей школы и взрослых, обработали данные, построили диаграммы по результатам опроса, провели анализ этих данных. При этом ребята изучили проблему зависимости от табакокурения и интернет-зависимости и ее последствия.

















Список используемых источников.

Абрамова Г. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Г. В. Абрамова. — Режим доступа к ст. http:// school11kgd.narod.ru/abramova.htm

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий Том 1. – М.: НИИ школьных технологий,2006.816с.

Шалкина С. В. Здоровьесберегающие техноло­гии на уроках математики [Электронный ре­сурс] / С. В. Шалкина. — Режим доступа к ст.: ttp://festival.1september.ru/articles/311946/