СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение здоровья подростков – это комплексная проблема, объединяющая специалистов разных социальных и профессиональных направлений(медики, педагоги и родители)

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках математики»

Выступление на заседании

Методического Объединения математиков

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках математики»

Докладчик

Торопова Л В

учитель математики

Сохранение здоровья подростков – это комплексная проблема, объединяющая специалистов разных социальных и профессиональных направлений(медики, педагоги и родители). На наш взгляд, главным решением этой проблемы является внедрение в образовательные учреждения здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.[1]

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечение возможности профилактики здоровья в период обучения, формирование у учащихся достаточных знаний и навыков по организации и ведении здорового образа жизни, обучение использования полученных знаний в повседневной жизни.

Одним из важнейших элементов здоровьесберегающей работы является правильно-спланированная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  • занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Для сохранения психического здоровья учащихся у каждого учителя должна быть разработана свой личный план мероприятий, направленных на организацию здоровьесберегающей деятельности. На основе проведенного нами анализа здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе нашей школы мы обобщили, что работа в данном направлении работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а также требует разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока.

Здоровьесберегающее обучение направлено на:обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

  • создание благоприятного психологического фона на уроке;

  • использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу;

  • создание условий для самовыражения учащихся;

  • инициацию разнообразных видов деятельности;

  • предупреждение гиподинамии.

Приводит к:

  • предотвращению усталости и утомляемости;

  • повышению мотивации к учебной деятельности.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающейнаправленности.[3]

Хочу привести оценку этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность студента, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.

Педагогика сотрудничества – её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором стараюсь использовать всё своё умение по решению данной проблемы.

Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.[5]

Структурными элементами здоровьесбережения на уроках выступают:

  • приветствие;

  • опрос самочувствия;

  • релаксация;

  • оздоровительные упражнения;

  • рефлексия;

  • прощание.

Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективе. Освоив эту технологию, мне легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение, открывается простор для педагогического творчества.[4]

Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, поэтому необходимо уделять внимание данной проблеме. Необходимо строить уроки математики в соответствии с динамикой внимания учеников, учитывать время для каждого задания. Во избежание усталости учащихся нужно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки; проведение физкультминуток, игровых  пауз, зрительной гимнастики – еще один способ сбережения здоровья учащихся, кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.[2]

Использование здоровьесберегающих технологий обеспечивает сохранение психического и физического здоровья студентов, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков и формирует его как личность, готовую успешно социализироваться в обществе.

Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Здоровье учащихся – это политика, в которой воплотится наше будущее, подростки - поколение 21 века, которое впитывает в себя множество культур, языков, традиций. Одной из важных задач школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь правильно выразить свои мысли и чувства, очень чётко координировать себя в мультикультурном обществе. [6]



Список литературы:



  1. Антропова М.В. и другие. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.

  2. Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы». ИФ «Сентябрь» № 5 2006, №8 2007, № 9 2006, № 6 2006.

  3. Науменко Ю.В.. «Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.

  4. Немов Р.С., И.Р. Алтунина. Социальная психология. Москва «Питер». 2008.

  5. Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». Агенство «Роспечать». № 9. 2009.

  6. http://infourok.ru/doklad._zdorovyesberegayuschie_tehnologii_na_urokah_russkogo_yazyka.-158678.htm.














3