СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данной разработкой может пользоваться учитель русского языка при использовании на уроках здоровьесберегающих технологий

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»

Здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка и литературы

.




Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, возможно применять некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.




3. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Здесь учитель может воспользоваться грамматическими сказками, разного рода презентациями, работой с ЦОР. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Например, учитывая возможности ребенка, можно дать ему выполнить индивидуальное задание на тренажерах по русскому языку. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.




4. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.

1) Для лингвистического анализа в качестве контрольных, самостоятельных работ использую тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, спорт, разные его виды, туризм.

Тексты для диктантов в различных классах.

Полезные привычки.

Древнее китайское изречение гласит: «Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их». Поэтому очень важно вести здоровый образ жизни, ведь соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю, характер человека.

Характер складывается из привычек. Делать зарядку, заниматься спортом, умываться по утрам, чистить зубы, расчесываться, пользоваться чистым носовым платком, следить за одеждой, соблюдать порядок во всем: у каждой вещи должно быть свое место, быть бережливым по отношению к школьному и домашнему имуществу – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье. (81 слово)




2) Мини-сочинения на темы: "Гимн зубной щётке", "Здоровое питание", "Если хочешь быть здоров!", "Для чего нужна зарядка"




3) Поиск пословиц и поговорок, загадок о здоровье, здоровом питании, труде.

Пословицы и поговорки:

«Пешком ходить — долго жить»; «Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;

«Здоров на еду, да хил на работу»; «В здоровом теле, здоровый дух»; «Поешь рыбки — будут ноги прытки»; «Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)




4. Индивидуальная работа с текстом.

  • Вставь пропущенные буквы и спиши:

Чтобы в ж-зни преуспет-,

Чтобы многое успеет-,

П-гулят- и п-читат-,

И в компьютер п-играт-,

И с друз-ями пообщ-ться,

И мультфильмы п-смотрет-,

Как вещ-м твоим п-рядок,

Дню положен распорядок!

Ден- распишешь по ч-сам –

И в-зде успеешь сам!

  • Исправь ошибки и напиши правильно:                               

  Па трапинке пёс шогал, настроене скверное!(4ошибки)              

   Новост грусную скозал кто-нибуть, наверное.(4 ошибки)                

 Или просто на витру он прастыл, балезный,    (3 ошибки)            

А в радную кануру мурови золезли. (5 ошибок)




 

  • Запишите текст, раскрыв скобки и выбрав нужную букву. В чем вы увидели пользу бани для себя?

 Русская баня с ее прян(нн)ым духом, целебным паром, березовым или дубовым веником с давних пор пользовались заслужен(нн)ой доброй славой. На Руси баня (из)древле использовалась для борьбы со всякого рода (не)дугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть. Туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и уничтожить болезни. Встречая идущего из бани знакомого, (не)применно пр_ветствовали : «С легким паром!»
 Баня- пр_восходное средство вос(СС)тановления сил, очищения организма от шлаков, закаливания и сбавления веса. В бане увеличивается питание тканей кислородом, что благотворно влияет на тонус мышц, пр_дает эластичность коже. Доказано, что баня успокаивает центральную нервную систему, снимает ут_мление , улучшает работу почек, печени, желудочно -кишечного тракта, повышает ап(пп)етит. Таким образом, баня благотворно действует на весь организм.

 Баня (ис)покон веком существовала для того, чтобы очищать организм и прежде всего кожу от шлаков. Подсчитано, что на одном сантиметре кожи может базироваться до 40 тысяч болезнетворных м_кробов. Но чистая, здоровая кожа пр_пятствует их вторжению в организм через поры, на чистой коже они быстро погибают.

5. Составление "Словарика медицинских терминов"

6. Творческие работы: «В чем вред фаст-фуда?», «Спорт и мы»

При систематической работе с текстами по вопросам здоровьесбережения  у учащихся сформируются  необходимые знания и навыки  по здоровому образу жизни, к ним придёт признание ценности здоровья, чувство ответственности за его сохранение и укрепление. 




Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.