СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ»

 Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ ГБОУ «Набережночелнинская школа №87» Юсупова Елена Михайловна Учитель русского языка и литературы

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы в обучении детей с ОВЗ

ГБОУ «Набережночелнинская школа №87»

Юсупова Елена Михайловна

Учитель русского языка и литературы

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничего» ,  – писал Ж.-Ж. Руссо. Как показывают статистические данные, большая часть выпускников имеет проблемы со здоровьем и только 4 – 5% можно считать действительно здоровыми. Следовательно, перед каждым учителем встает проблема: как организовать учебный процесс, чтобы он максимально способствовал сбережению здоровья обучающихся. Эта проблема решается, благодаря использованию здоровьесберегающей технологии.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничего» , – писал Ж.-Ж. Руссо.

Как показывают статистические данные, большая часть выпускников имеет проблемы со здоровьем и только 4 – 5% можно считать действительно здоровыми. Следовательно, перед каждым учителем встает проблема:

как организовать учебный процесс, чтобы он максимально способствовал сбережению здоровья обучающихся. Эта проблема решается, благодаря использованию здоровьесберегающей технологии.

Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику достигать положительных результатов в обучении. Принцип «ты можешь с этим справиться» – один из основополагающих принципов педагогической поддержки детей с ОВЗ.   Таким образом, основными задачами здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы становятся:  -обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе;  -развитие у школьников способности к самореализации;  -расширение интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, формирование у них необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, чувству уверенности в своих силах;

Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику достигать положительных результатов в обучении. Принцип «ты можешь с этим справиться» – один из основополагающих принципов педагогической поддержки детей с ОВЗ. Таким образом, основными задачами здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы становятся: -обеспечение благоприятной психологической атмосферы в классе; -развитие у школьников способности к самореализации; -расширение интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, формирование у них необходимых знаний и навыков, ведущих к повышению результативности деятельности, чувству уверенности в своих силах;

Создание комфортных условий для обучения, чтобы уроки русского языка и литературы способствовали появлению в каждом ребенке положительных эмоций, интереса, благотворно влияли на их здоровье; Сотрудничество с родителями обучающихся дает мне возможность при подборе упражнений учитывать индивидуальное здоровье каждого ребенка.
  • Создание комфортных условий для обучения, чтобы уроки русского языка и литературы способствовали появлению в каждом ребенке положительных эмоций, интереса, благотворно влияли на их здоровье;
  • Сотрудничество с родителями обучающихся дает мне возможность при подборе упражнений учитывать индивидуальное здоровье каждого ребенка.
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Благоприятный психологический климат на уроке является одним из показателей успешности его проведения: положительные эмоции определяют позитивное воздействие на здоровье ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание учащихся выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности — вот далеко не весь набор, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Создание благоприятного психологического климата на уроке.

Благоприятный психологический климат на уроке является одним из показателей успешности его проведения: положительные эмоции определяют позитивное воздействие на здоровье ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание учащихся выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности —

вот далеко не весь набор, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Таким образом, с одной стороны, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Проведение физкультминуток Примерно в середине урока я стараюсь провести динамические паузы, направленные не только на двигательную активность, но и на интеллектуальные возможности детей. Во время проведения физкультминуток использую не просто обыкновенное стихотворение, а текст, содержащий в себе примеры понятий, изучаемых на уроке. Например, при изучении темы «Имя существительное» использую упражнение «Подзорная труба»: «Возьмите в руки воображаемую подзорную трубу, наведите фокус (повращайте кистями рук), посмотрите влево, вправо, вверх, вниз и назовите имена существительные. При изучении темы «Деепричастие» выполняем те действия, которые обозначены деепричастиями: По швам руки ОПУСКАЯ, Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ, Корпус влево НАКЛОНЯЯ, Затем вправо ПРОГИБАЯ, Головою ПОМОТАВ, ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ... ОТДОХНУВ немного дружно, Скажем:

Проведение физкультминуток

Примерно в середине урока я стараюсь провести динамические паузы, направленные не только на двигательную активность, но и на интеллектуальные возможности детей. Во время проведения физкультминуток использую не просто обыкновенное стихотворение, а текст, содержащий в себе примеры понятий, изучаемых на уроке.

Например, при изучении темы «Имя существительное» использую упражнение «Подзорная труба»:

«Возьмите в руки воображаемую подзорную трубу, наведите фокус (повращайте кистями рук), посмотрите влево, вправо, вверх, вниз и назовите имена существительные.

При изучении темы «Деепричастие» выполняем те действия, которые обозначены деепричастиями:

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем: "Поработать нужно!"

Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться, но и мобилизуют их мыслительную деятельность.

Динамические игры и паузы   Для закрепления мысли человеку необходимо движение. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Динамические игры и паузы

Для закрепления мысли человеку необходимо движение.

Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и т.д.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается. В процессе работы я широко применяю динамические игры и паузы, которые хорошо развивают психоэмоциональную устойчивость и физическое здоровье детей, повышают функциональную деятельность мозга и тонизируют весь организм.

Динамические игры и паузы Пример упражнений на растягивание отделов позвоночника: Наклоны вперед, назад, в сторону. Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо. Пример упражнений для снятия утомления с туловища: 1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. Пример упражнений для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

Динамические игры и паузы

Пример упражнений на растягивание отделов позвоночника:

Наклоны вперед, назад, в сторону. Голову – к подбородку, затем откидываем ее максимально назад, потом к правому плечу, к левому. Тянемся максимально вперед (спина прямая), назад, в сторону, каждый раз возвращаясь в исходное положение, - голова прямо.

Пример упражнений для снятия утомления с туловища:

1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

Пример упражнений для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

 Использование игровых технологий  Использование игровых технологий создаёт на уроке момент соревновательности, атмосферу эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности. Игра способствует максимальному самопроявлению учащихся, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и волнения. Игр, которые можно использовать на уроках русского языка, множество. Я приведу пример тех игр, которые я использую в классах с детьми с ОВЗ. Например, при изучении темы «Чередующиеся корни» предлагается задание «Найди ошибку в словах: собирательные, уперается, замирает, выжигает и т.д. -Игра «Диктор», которая способствует не только умению правильно произносить слова, что немаловажно для детей с ОВЗ, но и значительно расширяет их словарный запас, особенно пользуется успехом у моих детей. (Произнеси правильно: баловать, включит, торты, щавель, хаос, договор и т.д.).

Использование игровых технологий

Использование игровых технологий создаёт на уроке момент соревновательности, атмосферу эмоциональной раскрепощённости, доброжелательности. Игра способствует максимальному самопроявлению учащихся, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, включить творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и волнения.

Игр, которые можно использовать на уроках русского языка, множество. Я приведу пример тех игр, которые я использую в классах с детьми с ОВЗ.

Например, при изучении темы «Чередующиеся корни» предлагается задание «Найди ошибку в словах: собирательные, уперается, замирает, выжигает и т.д.

-Игра «Диктор», которая способствует не только умению правильно произносить слова, что немаловажно для детей с ОВЗ, но и значительно расширяет их словарный запас, особенно пользуется успехом у моих детей. (Произнеси правильно: баловать, включит, торты, щавель, хаос, договор и т.д.).

Упражнения для глаз Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении. Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами, как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Упражнения для глаз

Отличительной особенностью методики обучения детей в режиме «зрительных горизонтов» является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении.

Каждому упражнению можно придать игровой или творческий характер. Например, на кончик указки прикрепляется изображение жёлтого листочка и предлагается проследить глазами,

как листочек кружится под порывом ветра по заданной траектории. Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии

«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз) – закройте глаза. Используя нос как длинный карандаш, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

Дыхательные упражнения Дыхательные упражнения используются на уроках русского языка с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.  Используемые на уроках скороговорки, пословицы упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления. «Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды». «По яблоку в день – и доктор не нужен». «Ешь просто – доживёшь лет до ста». «Здоров на еду, да хил на работу». «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест» и т.д.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения используются на уроках русского языка с материалом устного характера. Эти регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.

Используемые на уроках скороговорки, пословицы упражнения дыхательного характера, позволяют преодолеть моторно-закрепощенную и статическую позу у учащихся. Они обеспечивают, наряду с физкультминутками, высокую работоспособность в течение всех занятий, позволяют развивать слуховую память, а также снимают утомления и дают возможность избежать переутомления.

«Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды».

«По яблоку в день – и доктор не нужен».

«Ешь просто – доживёшь лет до ста».

«Здоров на еду, да хил на работу».

«Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест» и т.д.

Использование ИКТ-технологий   Использование ИКТ технологии значительно расширяет возможности учебной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. Например, задания с последующей проверкой формируют орфографическую зоркость, использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, анимации пробуждают интерес к уроку; делают урок более насыщенным. Учитывая особенности преподавания русского языка для детей с ОВЗ, компьютерные технологии я применяю на всех этапах обучения. При изложении нового материала использую иллюстративный и наглядный материал, опорные схемы, таблицы, презентации; при повторении и систематизации знаний учащихся – тестирование, тренировочные упражнения

Использование ИКТ-технологий

Использование ИКТ технологии значительно расширяет возможности учебной деятельности, позволяет существенно повысить мотивацию детей с ОВЗ к обучению.

ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание. Например, задания с последующей проверкой формируют орфографическую зоркость, использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, анимации пробуждают интерес к уроку; делают урок более насыщенным.

Учитывая особенности преподавания русского языка для детей с ОВЗ, компьютерные технологии я применяю на всех этапах обучения. При изложении нового материала использую иллюстративный и наглядный материал, опорные схемы, таблицы, презентации; при повторении и систематизации знаний учащихся – тестирование, тренировочные упражнения

 Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающих технологий?  Снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества. «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Каковы же результаты внедрения в обучение здоровьесберегающих технологий?

Снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективах, повышение мотивации к учебной деятельности, прирост учебных достижений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и открывается простор для педагогического творчества.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».