Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики
В школе обучающиеся проводят значительную часть дня, поэтому именно школа является той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних воспитанников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у воспитанников культуры здоровья.
Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.
Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером, являются:
-
сидячее положение в течение длительного времени;
-
утомление глаз, нагрузка на зрение;
-
перегрузка суставов кистей;
-
загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;
-
стресс при потере информации.
При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.
Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках информатики и ИКТ наиболее эффективно осуществлять с использованием:
о организацию обучения через опыт и сотрудничество;
о учет различий в стилях познания учащихся;
о деятельность учащихся в группах ;
о применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения
-
объяснительно-иллюстративные методы обучения;
-
алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;
-
дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);
-
индивидуальную и групповую деятельность учащихся
• технологии уровневой дифференциации, предполагающей:
о реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;
о использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);
о использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).
Немаловажными факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.
Учитывая все вышесказанное, уроки я провожу, используя следующие этапы:
-
Организационный момент.
-
Сообщение темы, целей урока.
-
Актуализация ранее изученного материала
-
Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами).
-
Физкультминутка.
-
Работа в тетради. (Запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере, коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа.)
-
Практическая работа (включение компьютера, вход в программу, выполнение задания).
-
Зарядка для глаз.
-
Подведение итогов.
-
Оценивание
11. Разбор ошибок
-
Завершение работы на компьютере.
Хочу заметить, что такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 20 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.
Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.
Существует мнение, что на уроках информатики оценки ставятся за выполненное задание на компьютере. Это не совсем так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка ставится за работу у доски при составлении программы, оценка за самостоятельное составление программы, за выполненное творческое задание (составление кроссворда, стихов, загадок по теме).
Для снятия негативного влияния компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. В младших классах я использую тематические физкультминутки. Например, на уроке по теме «Информация» можно использовать следующее упражнение:
-Улыбнитесь, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.
-Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.
-А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.
-А теперь покажите, как ветер качает дерево.
-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.
-А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта -
ваш трон.
- Как хорошо вы действиями передавали информацию!
Таким образом, благодаря таким минуткам релаксации, учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.
Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света - монитор.
Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц.