СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики»

Здоровьесберегающие технологии на уроке информатики

В школе обучающиеся проводят значительную часть дня, поэтому именно школа является той социальной структурой, в которой учащиеся не только могут сохранить свое здоровье, но и получить знания и устойчивые навыки здорового образа жизни.

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних воспитанников, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.


Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у воспитанников культуры здоровья.




Самообразование и участие в обобщении опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой по проблеме здоровьесбережения является неотъемлемой частью работы каждого учителя информатики и ИКТ.


Как известно, основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером, являются:

  • сидячее положение в течение длительного времени;

  • утомление глаз, нагрузка на зрение;

  • перегрузка суставов кистей;

  • загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;

  • стресс при потере информации.

При составлении тематического планирования учителю информатики и ИКТ необходимо предусматривать здоровьесберегающие компоненты. На уроках, в зависимости от содержания учебного материала, необходимо планировать вопросы о сохранении и укреплении здоровья, формировании здорового образа жизни.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий и методов обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников. Проектирование образовательного процесса на уроках информатики и ИКТ наиболее эффективно осуществлять с использованием:

  • интерактивных технологий, предполагающих:

о организацию обучения через опыт и сотрудничество;

о учет различий в стилях познания учащихся;

о деятельность учащихся в группах ;

о применение поисковых, исследовательских и игровых методов обучения

  • технологий формирующего обучения, интегрирующих:

  • объяснительно-иллюстративные методы обучения;

  • алгоритмическое обучение с поэлементной отработкой действий;

  • дистанционное обучение, ориентированное на результат (использование технологии «полного усвоения»);

  • индивидуальную и групповую деятельность учащихся

• технологии уровневой дифференциации, предполагающей:

  • обеспечение дифференцированного подхода ко всем учащимся и особое вниманием к детям группы риска и детям с ограничениями в здоровье;

о реализацию индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: умение показать успешность ученика, выбор адекватных по сложности заданий;

о использование активных методов обучения сокращающих рутинные виды деятельности (слушание, объяснение, диктовка, ответы на вопросы);

о использование приемов мотивации, как внешней (оценка, похвала, стремление опередить одноклассников), так и внутренней (стремление больше узнать).

Немаловажными факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.

Учитывая все вышесказанное, уроки я провожу, используя следующие этапы:

  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы, целей урока.

  2. Актуализация ранее изученного материала

  3. Объяснение теоретического материала (знакомство с новыми терминами, правилами).

  4. Физкультминутка.

  5. Работа в тетради. (Запись алгоритма задания, которое будет выполняться на компьютере, коллективное составление программ, небольшая самостоятельная работа.)

  6. Практическая работа (включение компьютера, вход в программу, выполнение задания).

  7. Зарядка для глаз.

  8. Подведение итогов.

  9. Оценивание

11. Разбор ошибок

  1. Завершение работы на компьютере.

Хочу заметить, что такая структура урока может изменяться в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть меньше. Приоритетным остается выполнение таких условий: разнообразие видов деятельности, работа на компьютере не больше 20 минут и доброжелательная обстановка на уроке. Эти три условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным.

Говоря о сохранении здоровья, ученые делают акцент на создание благоприятного психологического климата.

Существует мнение, что на уроках информатики оценки ставятся за выполненное задание на компьютере. Это не совсем так. Возможны и такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка (при работе в парах, в группах). Дополнительная оценка ставится за работу у доски при составлении программы, оценка за самостоятельное составление программы, за выполненное творческое задание (составление кроссворда, стихов, загадок по теме).

Для снятия негативного влияния компьютера на организм учащихся на своих уроках я провожу короткие физкультминутки. В младших классах я использую тематические физкультминутки. Например, на уроке по теме «Информация» можно использовать следующее упражнение:

-Улыбнитесь, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны.

-Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть.

-А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок.

-А теперь покажите, как ветер качает дерево.

-Покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик.

-А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта -

ваш трон.

- Как хорошо вы действиями передавали информацию!

Таким образом, благодаря таким минуткам релаксации, учащиеся не только получают возможность расслабиться, но и закрепляют материал урока.

Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света - монитор.

Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!