Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
«Лучшая игрушка для детей –
это кучка песка»
К.Д. Ушинский
ПЕСОЧНЫЕ ИГРЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
- Игры на расширение словарного запаса
- Игры на развитие фонематического слуха: «Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой звук лишний» и др.
-Игры на развитие связной речи: «Пряталки», «Мой город» и др.
- Во время занятий речевым развитием можно предложить детям изобразить небольшой сюжет и сочинить рассказ или сказку.
Средства развития мелкой моторики
Массажеры
Нитки,
верёвки, тесьма, шнурки, ткани
Природный
материал
Крупа, бусы,
пуговицы
Пластилин
Вода
Куклы
Песок
Карандаши,
счётные палочки, прищепки
Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занимательное дело вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи .
Пальчиковый бассейн
Для развития тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук весьма эффективен пальчиковый бассейн(перетирание содержимого между ладонями, нахождение игрушки, пересыпание и т.д.)
ИГРЫ С КРУПАМИ
Возьмите яркий цветной поднос. Тонким слоем рассыпьте по нему крупу (манку, Пшено, рис и т.д.). Проведите пальчиком ребенка по крупе - получится контрастная линия. Позвольте ребёнку самому "нарисовать" на крупе все, что захочется. После этого приступите к рисованию узоров, предложенных ниже. На первом этапе может понадобится ваша помощь, которая заключается в манипулировании рукой ребенка. Но уже через некоторое время стоит проверить - быть может ребёнок справится с заданием самостоятельно.
ИГРЫ СО СПИЧКАМИ
Рассмотрите вместе с ребёнком картинки, выложенные из спичек. Обсудите, на что они похожи. После этого приступайте к выкладыванию рисунков по образцам. Если ребенок хорошо справляется с заданием, попросите его выложить рисунки из спичек по памяти.
ИГРЫ С ФАСОЛЬЮ И ГОРОХОМ
Для начала ребёнок может попробовать выложить предложенные схемы. Затем попросите его придумать свои узоры, которые можно создать с помощью фасолинок и гороха. Поощряйте любые проявления фантазии ребенка.
Выложи из фасоли и гороха дорожки.
- Укрась рисунки фасолью или горохом
ИГРЫ С ВЕРЁВОЧКОЙ
Вам понадобится средняя по толщине, достаточно мягкая веревочка. Это может быть шнурок от обуви, отделочная тесьма. Главное, чтобы веревочка могла принимать нужную форму. Также как и в предыдущих играх, сначала попросите ребенка выложить узоры по предложенным образцам, а затем - дайте волю его фантазии.
РИСУЕМ ФЛОМАСТЕРОМ
Маленькому ребенку значительно легче рисовать фломастерами, чем карандашами. Их легко удерживать в руке, не требуется сильного нажима при рисовании. Попросите ребёнка обвести узоры по точкам. Если необходимо, то вы можете взять его руку в свою и рисовать вместе с ним.
Помоги животным добраться до их еды
Звуковой лабиринт
Способствует коррекции звукопроизношения (автоматизация звука изолированно, в слогах, словах и фразах.
Развития мелкой моторики.
Развитие силы голоса.
Различные тактильные ощущения через соприкосновение пальцев с различными видами материалами: пластмассой, тканью, резиной…
Закрепление названия цветов и их оттенков.
Закреплять названия числительных.
Массаж и самомассаж рук
1.Простейший беспредметный массаж – это сгибание и разгибание пальцев.;
2.Массаж с предметами и приспособлениями:
- массаж с карандашами;
- массаж с грецкими орехами;
- массаж чётками- коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и непрерывного монотонного движения;
- массажер «Каштан»;
- Иппликатор Кузнецова – приспособление для стимуляции нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев;
- Массаж деревянными катушками;
- Массаж шариком для пинпонга и др.
Массаж ладоней мячом
Массаж шишками
Массаж ладоней бегудями
Игры с камешками, пластилином
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).
Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.
Динамические паузы
Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия, помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение.
Релаксация
создание положительного эмоционального фона;
снятие фактора тревожности;
стимуляция двигательных функций;
развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление);
растормаживание речевой функции
Сказкотерапия
Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
Задача логопеда — так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой – исправлением недостатков речи
Логоритмические упражнения
создают положительный эмоциональный фон, снимают тревожность;
стимулируют двигательную функцию;
растормаживают речевые функции;
развивают чувства ритма, темпа, времени;
нормализуют просодическую сторону речи.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.