Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования
Гиззатуллина Айгул Раисовна
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта;
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
комплексно и системно;
длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
использование на уроках здоровьесберегающих технологий.
В своей педагогической деятельности учитель должен руководствоваться основными принципами здоровьесберегающей педагогики:
Принцип ненанесения вреда.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.
Принцип триединого представления о здоровье.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход.
Принцип медико-психологической компетентности учителя.
Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Приоритет активных методов обучения.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Принцип отсроченного результата.
Принцип контроля за результатами.
Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей педагогических технологий являются здоровьесберегающие.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Здоровьесберегающие технологии - это совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации);
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ);
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды, озеленение, освещение, тепловой режим);
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности;
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности;
воспитание, а не изучение культуры здоровья;
элементы индивидуализации обучения;
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;
интерес к учебе, желание идти в школу;
наличие физкультминуток;
наличие гигиенического контроля.
Обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.
В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в нашей школе разработана комплексная программа «Здоровье».
Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за солюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы: Дни Здоровья, Дни психологической разгрузки, соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях
Секция спортивной аэробики, организованная в школе, работает, применяя здоровьесберегающие технологии. На занятиях спортивной аэробики дети учатся культуре движений, чувству ритма, развивают слух, приобретают пластичность, умение неординарно мыслить и относиться к занятиям творчески. Спортивная аэробика – это зрелищный вид спорта, что позволяет широко использовать его при проведении праздников и мероприятий.
Занятия спортивной аэробикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как дети на занятиях активно двигаются. В дни, свободные от занятий в секции, ребята выполняют домашние задания: это может быть заданный комплекс упражнений или творческое задание (придумать танец или комбинацию под заданную музыку).
Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется параллельно с просветительной работой с родителями. В школе регулярно проводятся конкурсы плакатов "Нет наркотикам!", "Нет сигарете!", экологические конкурсы и викторины. Все учащиеся средней школы посещают кинолекторий "Будь здоров". Перед детьми и их родителями выступают врачи, психологи.
В целях предупреждения несчастных случаев в школе регулярно проводятся лекции с детьми на тему “Безопасность и здоровье каждого”.
Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется и во внеурочное время. В летний период все желающие учащиеся начальной и средней школы могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере. Кроме профилактики и лечения ребят здесь ждет интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования и веселые старты.
В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.
Таким образом, использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
В заключение, хочется сказать, что каждая школа, соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики «Не нанести ущерба здоровью учащихся», должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.