СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью  всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования»














Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования







Гиззатуллина Айгул Раисовна

учитель физической культуры,

педагог дополнительного образования













Укрепление здоровья  - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным  направлениям государственной политики в области образования. Это тем  более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт  возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:

а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):

  1. экология;

  2. семья и микроклимат в ней;

  3. круг общения, вредные привычки;

  4. питание;

  5. здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):

  1. организация учебного процесса, методика организации урока;

  2. организация и реализация воспитательного процесса;

  3. двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;

  4. создание условий психологического комфорта; 

  5. организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;

  6. организация питания;

  7. соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Сила  влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:

  1. комплексно и системно;

  2. длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).

Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.

Поэтому одной из основных задач администрации школы по проблеме здоровья является организация и контроль за эффективностью  всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:

  • организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;

  • использование на уроках здоровьесберегающих технологий.

В своей педагогической деятельности учитель должен руководствоваться основными принципами здоровьесберегающей педагогики:

  1. Принцип ненанесения вреда.

  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся.

  3. Принцип триединого представления о здоровье.

  4. Принцип непрерывности и преемственности.

  5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.

  6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

  7. Комплексный, междисциплинарный подход.

  8. Принцип медико-психологической компетентности учителя.

  9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.

  10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).

  11. Приоритет активных методов обучения.

  12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.

  13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.

  14. Принцип отсроченного результата.

  15. Принцип контроля за результатами.

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществлять обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Одной из разновидностей  педагогических технологий являются здоровьесберегающие.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья  учителя и учеников.

Здоровьесберегающие  технологии  -  это  совокупность  приемов,   способов  и  методов организации  учебно-воспитательного  процесса  без  ущерба  для  здоровья школьников.

Цель здоровьесберегающих  технологий  обучения  –  обеспечить  школьнику  возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения  и  навыки  по  здоровому  образу жизни,  научить  использовать  полученные  знания  в повседневной жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий:

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации);

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ);

3 группа –  экологические технологии (обустройство школьной среды, озеленение, освещение, тепловой режим);

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности;

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. отсутствие назидательности и авторитарности;

  2. воспитание, а не изучение культуры здоровья;

  3. элементы индивидуализации обучения;

  4. наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

  5. интерес к учебе, желание идти в школу;

  6. наличие физкультминуток;

  7. наличие гигиенического контроля.  

Обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

В целях совершенствования и координации учебно-воспитательной работы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся  в нашей школе разработана комплексная программа «Здоровье».

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за солюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы: Дни Здоровья, Дни психологической разгрузки, соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных уроков физической культуры учащиеся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях

Секция спортивной аэробики, организованная в школе, работает, применяя здоровьесберегающие технологии. На занятиях спортивной аэробики дети учатся культуре движений, чувству ритма, развивают слух, приобретают пластичность, умение неординарно мыслить и относиться к занятиям творчески. Спортивная аэробика – это зрелищный вид спорта, что позволяет широко использовать его при проведении праздников и мероприятий.

Занятия спортивной аэробикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как дети на занятиях активно двигаются. В дни, свободные от занятий в секции, ребята выполняют домашние задания: это может быть заданный комплекс упражнений или творческое задание (придумать танец или комбинацию под заданную музыку).

Просветительно-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется  параллельно с просветительной работой с родителями. В школе регулярно проводятся конкурсы плакатов "Нет наркотикам!", "Нет сигарете!", экологические конкурсы и викторины. Все учащиеся средней школы посещают кинолекторий "Будь здоров". Перед детьми и их родителями выступают врачи, психологи.

В целях предупреждения несчастных случаев в школе регулярно проводятся лекции с детьми на тему “Безопасность и здоровье каждого”.

Большая работа в школе по укреплению здоровья учащихся ведется  и во внеурочное время.  В летний период все желающие учащиеся начальной и средней школы могут поправить здоровье и отдохнуть в школьном оздоровительном лагере. Кроме профилактики и лечения ребят здесь ждет интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования и веселые старты.

В.А. Сухомлинский утверждал, что “…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.

Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к “конструированию” собственного здоровья.

Таким образом, использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.

В заключение, хочется сказать, что каждая школа, соблюдая главный принцип здоровьесберегающей педагогики «Не нанести ущерба здоровью учащихся», должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать  приоритетной функцией образовательного учреждения.