МБОУ «Колундаевская СОШ»
Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности
Учитель Белова Т.И.
2021 – 2022 уч. год
Характеристика здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности
Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.
В то же время понятие "здоровьесберегающие технологии" объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Под здоровьесберегающими технологиями я понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды (внеурочная деятельность) и условия жизни ребенка.
Экологические здоровьесберегающие технологии.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде.
Экологическое образование и воспитание учащихся – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью. Для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и жить по их принципу.
Физкультурно – оздоровительные технологии.
Данная технология реализуется работой спортивных кружков, секций, внеурочной массовой оздоровительной деятельностью. В спортивно – массовых мероприятиях и соревнованиях всегда задействовано большое количество участников (учащихся), а это увеличивает двигательную активность детей.
Физическое воспитание во внеурочной деятельности связано с умственным, нравственным, эстетическим, духовным и трудовым воспитанием школьника, а это способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Реализуется посредствам мероприятий, которые направлены на формирование культуры здоровья учащихся, на мотивацию их к ведению здорового образа жизни, а именно просветительные, профилактические, предупреждающие, санитарно – гигиенические беседы с привлечением врачей, пожарных, полиции, специалистов органов ГИБДД, ПДН и ЗП.
Активную роль в воспитании грамотности по здоровому образу жизни играет школьная библиотека, которая способствует развитию целостной системы экологического просвещения и образования.
Важную роль по воспитанию здорового поколения в летний период играет летний оздоровительный лагерь.
Положительных результатов по здоровьесбережению учащихся можно достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя, но и родители.
Воспитание и пропаганда здорового образа жизни позволяет создавать и внедрять полноценный комплекс мероприятий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников.
Из опыта работы по здоровьесбережению во внеурочной деятельности
По формированию культуры здоровья учащихся во внеурочной деятельности я использую такие формы и методы работы:
Минутки общения
"Береги глаз как алмаз", по окончании занятия проводим зарядку для глаз.
Беседы, дискуссии
О соблюдении правильного питания, режима дня.
"Крепкие зубы - здоровью любы", учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, а учитель создает для благоприятного психологического настроения ситуации успеха.
Для того чтобы дети не уставали во время бесед, мною проводятся специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, глаз, упражнения для рук и пальцев. Например:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись,
И на стулья все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И беседу продолжаем.
Викторины, познавательные игры
Викторины с использованием проблемных творческих заданий, а по окончании викторины рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Круглые столы
"Мы хотим расти здоровыми!", с применением заданий для проведения самоанализа.
Игры-соревнования
"Если хочешь быть здоров", пример одного из заданий - разбор пословиц и поговорок о здоровье: «Береги платье снову, а здоровье смолоду», «Здоровье и труд рядом идут», «Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным».
Игротренинги, сюжетно-ролевые игры, развивающие игры
«Запомни движения и повтори», развитие воображения, творчества, выразительности в движениях. Все роли исполняют учащиеся.
Подвижные игры на свежем воздухе
Систематический отдых на открытом воздухе оказывает закаливающее, оздоровительное влияние на организм школьников. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности детей, сначала знакомлю их с правилами той или иной подвижной игры, помогаю организовать игру, чтобы в дальнейшем дети могли играть без меня. Во время прогулки предлагаю детям две известные для них игры и разучиваю с ними только одну новую. Подвижные игры подбираю с учетом закономерностей возрастного развития детей. Стараюсь охватить всех, дать им достаточную физическую нагрузку. Если выход на улицу по каким-либо причинам невозможен, предусматриваю двигательную активность в спортивном зале. При этом использую простое физкультурное оборудование: мячи, обручи, кегли.
Эстафеты, веселые старты
Направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
Дни Здоровья
Провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников 5,6 класса, главная цель которых, всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности школьника. Формируют физиологию здоровья, опираясь на ценностные ориентиры, подводят детей к осознанию того, что здоровье – это самое большое богатство, и нужно приучать себя к мысли о необходимости формирования потребности в здоровом образе жизни.
Заключение.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо хочется сказать: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым".
Отобранные методы, формы, приемы работы, направлены на реализацию поставленной мною цели. В связи с этим можно отметить следующие положительные тенденции во внеурочной деятельности:
1.Повышение уровня знаний по вопросам здоровьесбережения и познавательного интереса к предметам.
2.Повышение качества знаний и уровня организации учащихся.
3.Способность применить знания, умения и навыки ЗОЖ в повседневной жизни.
4.Ответственное отношение школьников к своему здоровью.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности формирует у учащихся важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Если раньше говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Информационные источники
Основные источники
Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.