Здоровьесберегающие технологии
СОДЕРЖАНИЕ
1) Здоровьесбережение;
2)Цели педагогики здоровьесберегающих технологий;
3)Здоровьесберегающие технологии типы технологий;
4)Стимулирующие приемы здоровьесбережения;
5)Заключение.
Здоровьесбережение
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.Здоровье — нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальный ход биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования.
Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности по праву считаются:
организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью;
повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
формирование у воспитанников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
В обучении интереса воспитанника к избранному виду деятельности. Его можно считать своеобразным эпицентром активизации обучения, формирования активности обучающегося и его положительного отношения к обучению, тренеру-преподавателю, к спортивной школе, к партнёрам по команде, к процессу и результатам своего труда.
Центральным вопросом дидактики в проблеме познавательного интереса обучающихся является отыскание таких средств и методов, которые возбуждали бы их познавательный интерес, привлекали бы к себе воспитанника, располагали бы его к совместной деятельности с тренером-преподавателем, активизировали бы его обучение. А обучающая деятельность тренера-преподавателя, опираясь на опыт и интересы обучающихся, на их ценные устремления и запросы, приобретала бы значительный эффект в совершенствовании учебно-тренировочного процесса.
Здоровьесбережение необходимо рассматривать как средство сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Цели педагогики здоровьесберегающих технологий
Технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебно-тренировочного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и тренера-преподавателя.
Цель спортивной школы – подготовка воспитанников к жизни. Каждый обучающийся должен получить за время обучения знания, умения и навыки, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые могут рассматриваться как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья воспитанников и тренеров-преподавателей. Тренер-преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися и их родителями, с медицинским работником, планируют свою работу с приоритетами сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некого образовательного процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это знакомые большинству тренеров-преподавателей психолого-педагогические приемы и методы работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого тренера-преподавателя к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-тренировочный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся и тренеров-преподавателей.
Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
Оздоровление – не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения:
обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в спортивной школе,
сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.
Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс-диагностика состояния обучающихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии
Типы технологий
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности);
образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);
психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят:
технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические);
педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.
Стимулирующие приемы здоровьесбережения:
Элементы песочной терапии
В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Использование песочной терапии учит детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.
Элементы сказкотерапии
облачение занятия сказочным сюжетом; использование отрывков из сказок; введение в занятие сказочного героя; сочинение сказок.
Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).
Элементы цветотерапии
Включение в логопедическую практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.
Широко используются в логопедической работе рисунки, так как рисование - один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый учителем - логопедом материал, преодолеть речевое нарушение.
Заключение
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, методик, средств обучения и подходов к учебно-тренировочному процессу, при котором выполняются требования:
Учёт индивидуальных особенностей обучающихся.
Недопущение чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки во время учебно-тренировочного процесса.
По мере использования технологии здоровьесбережения ожидаемы следующие результаты:
улучшение показателей здоровья обучающихся;
снижение поведенческих факторов риска среди обучающихся, опасных для здоровья;
повышение информированности обучающихся в области здоровьесбережения в соответствии с возрастом;
повышение уровня компетентности тренеров-преподавателей и родителей по вопросам здоровьесбережения;
повышение мотивации к ведению здорового образа жизни.