Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 Чулымского района
Выполнила: Тишонок Ирина Михайловна
г. Чулым 2023
Содержание
Введение -------------------------------------------------------------------------2-4
1. «Школьные» болезни. Причины ------------------------------------------------5-7
1.1. Интенсификация учебного процесса ----------------------------------------8-10
1.2. Сколько весит ранец? ------------------------------------------------------------11
1.3. Как питается российский школьник? -----------------------------------------12
1.4. А как у нас в школе? -----------------------------------------------------------13-16
2. Санитарно-гигиенические условия обучения ------------------------------17-18
3. Методы «борьбы» со «школьными» болезнями --------------------------19-20
Заключение ----------------------------------------------------------------------------21-23
Список литературы --------------------------------------------------------------------24
Введение
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
Не может расцвести искусство,
Не играют силы,
Бесполезно богатство и бессилен разум.
Геродот
Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания, а возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно получается, но в целом по России обстановка не улучшается.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования, какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста, и какова динамика их развития. Изыскания проводились в 540 школах 29 регионов России. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечнососудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз - эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес, а в одиннадцатом - нарушение опорно-двигательного аппарата.
Причины, вызывающие эту тревогу, следующие:
Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться. Проблема возникла не сегодня, о школьных болезнях специалисты заговорили еще в 1774 году. Здоровье детей в России никогда нельзя было назвать благополучным, и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения.
Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. Но это невозможно, т.к. прежде всего это проблема общества. К сожалению, за 100 лет ситуация мало изменилась, и осознания ценности здоровья нет ни в нашем обществе, ни в семье. Поэтому школа не может и не должна решать эту проблему в одиночку, хотя и может сделать многое.
В-третьих, сложившаяся система образования в России, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Еще 130 лет назад К. Д. Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не жаловался бы на малое количество часов в школе». За 100 лет методика преподавания, технологии и организация учебного процесса не стала больше соответствовать функциональным возможностям ребенка. Родители и общество сами загружают детей сверх меры. Требования школы становятся все более жесткими, и ребенок в силу ограниченности своих функциональных возможностей справиться с этими требованиями не может.
В связи с этим мы поставили перед собой цель:
Развитие здоровье сберегающей среды для младших школьников через использование современных технологий.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. Большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в реабилитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу, семью и социум.
Школа со здоровьесберегающей средой - это педагогическая система, в которой должны быть методики обеспечения психолого-медико-социального сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе.
Задачи работы:
Сфера физического здоровья
Мотивировать потребность обучающихся в здоровом образе жизни.
Совершенствовать физкультурно-оздоровительные и медико-гигиенические технологии.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся.
Сфера психического здоровья
Создать комфортные условия для психического развития обучающихся.
Совершенствовать психолого-педагогические технологии.
Сфера социального здоровья
Создать комфортные условия для социального развития обучающихся.
Совершенствовать социально-адаптирующие технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Соорганизация деятельности школы, родителей обучающихся и социума.
Ожидаемые конечные результаты
Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
Повышение приоритета здорового образа жизни.
Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни.
Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
Создание комфортной среды в школе.
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
Поэтому возникает вопрос: «Вредим или не вредим мы своему ребёнку?», так как условия обучения ребёнка в школе оставляют желать лучшего.
«Школьные» болезни. Причины.
Человек связывает воедино здоровье и жизнь, здоровье и смерть, здоровье и болезнь. Понятие "здоровье" развивалось в связи с понятием "болезнь" и прошло определенные этапы. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие заболевания. Здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. Для первого этапа характерно противопоставление понятий "здоровье" - "болезнь".
Второй этап трактовки здоровья связан с включением в его определение понятия внешней среды: здоровье - такое состояние (естественное) организма, при котором функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения.
При этом под физическим здоровьем следует понимать совершенство саморегуляции функций организма, оптимальное протекание физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Психическое здоровье предполагает гармонию психических процессов и функций, а также отрицание и преодоление болезни. Социальное здоровье отражает меру социальной активности, деятельного отношения человека к миру, его социальной востребованности. Таким образом, неправомерно узкое истолкование здоровья как чисто медицинской (тем более только соматической) категории. Следует подчеркнуть интегральный характер этого понятия, что выводит понимание проблемы охраны и укрепления здоровья на качественно иной уровень, чем принято традиционно.
При определении направления по здоровьесбережению в сфере
физического здоровья я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся.
Заметила, что количество здоровых первоклассников намного меньше, чем больных. Прогрессируют следующие заболевания:
Проанализировала состояние здоровья детей в 4 классе.
Вывод: на первое место в 1 классе выдвигается кариес, а в 4 классе – эндокринная система, нарушение опорно-двигательного аппарата и ослабление зрения.
Такое плачевное состояние здоровья детей - не только результат деятельного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и целого ряда таких организационно-педагогических факторов, как:
несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся;
несоблюдение элементарных гигиенических требований к организации учебного процесса;
чрезмерная интенсификация учебного процесса (увеличение темпа и объема учебной нагрузки);
неоправданно раннее начало дошкольного систематического обучения;
недостаточная осведомленность педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка;
недостаточная грамотность родителей в вопросах формирования, сохранения и укрепления здоровья детей.
Из перечисленного выше следует особо выделить гигиенический фактор, от которого во многом зависит создание оптимальных условий обучения в школе. Еще в начале 19 в. в результате первых гигиенических исследований была установлена тесная взаимосвязь между появлением у детей так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки и т.д.) и гигиеническими условиями в школе. К сожалению, знание гигиенических нормативов и требований к организации обучения еще не означает реального решения проблемы сохранения здоровья школьников.
1. Интенсификация учебного процесса
Отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением, отрицательными отметками («Жирная двойка зквивалентна сердечному приступу»).
Отдельные программы обучения перегружены обязательным для усвоения учебным материалом, они рассчитаны на уже сформированную функциональную готовность ребенка к школе, на прочные умения первоклассника бегло читать, свободно и быстро писать, считать; однако успешность учения и комфортность ребенка зависят не столько от сформированности этих знаний и умений, сколько от развития необходимых для обучения качеств (самостоятельность, усидчивость, умение доводить дело до конца и др.);
Требования, которые предъявляют многие школы к поступающему, заставляют родителей и самого ученика форсировать изучение материала школьных предметов (эта картина наблюдается не только при поступлении в начальную школу, но и в основную, и в среднюю школу). Серьезной проблемой, которая касается учащихся старших классов (особенно выпускных), является отсутствие преемственности между высшей и средней школой: вузы значительно завышают требования к абитуриентам, что заставляет родителей брать репетиторов и увеличивать время занятий детей. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;
Большая перегрузка детей связана с многопредметностью учебных планов, которые разрабатывают сами школы. Одночасовые предметы имеют низкий развивающий потенциал, затребуют, в основном, память ребенка, перегружают учебное расписание, увеличивают время домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье школьников.
Разгрузка учащихся современной российской школы связана не только с обновлением содержания обучения, но и с введением новых технологией учебного процесса. Перегрузка возникает в связи с тем, что сегодняшние методики обучения не соответствуют возрастным возможностям детей. Именно поэтому важной является научная разработка здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих сокращение удельного веса теоретических знаний в пользу практической деятельности детей. Сегодня учитель заставляет школьников заучивать учебный материал (правила, определения, тексты и др.). Неправомерно забыт опыт наблюдений, экскурсий, работы в уголке природы и т.п.
Методика обучения, направленная на искусственную интенсификацию процесса обучения, на увеличение темпа чтения, письма и др., тормозит формирование у ребенка основных навыков, приводит к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. Неслучайно медики фиксируют сегодня новое заболевание, стресс ограничения времени. Одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности и ее неуспешность, является авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний.
Еще одна проблема - это перегрузка в связи с пятидневкой. С одной стороны, вроде бы и хорошо - пятидневная рабочая неделя, а с другой, необходим жесткий контроль количества уроков, их продолжительности. Возникает другая сторона проблемы - профессионализм учителя. Мы все прекрасно понимаем, что любую тему можно подать трудно и скучно, и тогда даже маленький объем знаний покажется ученику неинтересным, чересчур большим, и не будет им усвоен. А в то же время достаточно насыщенный материал может позволить развить познавательный интерес ребенка к предмету, не вызывая сильную перегрузку учащихся.
Последние 10 лет для школьного образования были большим периодом перемен: появились лицеи, гимназии, многие школы ввели инновационные программы обучения. Все больше новых, нужных и интересных предметов вводится в учебный план. Нагрузка многократно растет, а возможности детей воспринять знания изменяются не так стремительно. Постоянное перенапряжение, усталость, недосыпы приводят к неврозам - еще одной школьной болезни. Но есть документ, хорошо известный гигиенистам и администрации школы, но малознакомый родителям, который ограничивает непомерные нагрузки на здоровье ученика. Это санитарные нормы и правила «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений», которые регламентируют учебную нагрузку. Перегрузка школьников колеблется от трехкратного превышения возможностей детей по иностранному языку до двадцатикратного по математике.
Одним из показателей здоровьесберегающей технологии является учет индивидуального темпа обучения, создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и успешность каждого ребенка.
2. Сколько весит ранец?
Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более 1,5 кг. Поэтому многие учебники стали издавать в нескольких частях что облегчает портфель. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе. У школьников начальных классов ранец весит на 2 кг тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 кг - в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке - с 1-2 кг учебного груза.
Естественно, будут проблемы с нарушением опорно-двигательного аппарата. Почему подавляющее большинство школьников страдает нарушениями осанки? Откуда берется это состояние, столь опасное своими осложнениями? Как ни печально, но одной из основных причин этого является школьная мебель. Она не приспособлена к тому, чтобы поддерживать тело ребенка в оптимальном положении, без перенапряжения той или иной группы мышц, хотя и изобрели мебель соответствующую гигиеническим нормам, но мы считаем, что она уступает «привычной парте».
3. Как питается российский школьник?
Эпоха быстрого питания и пустых калорий вывела болезни органов пищеварения по своей распространенности на второе место. Практически каждый десятый ребенок (9 %) из всех заболевших имеет гастрит, дуоденит, другие заболевания пищеварительной системы. Одна из причин состоит в том, что все меньше детей едят в школе полноценную горячую пищу. Ее, к сожалению, гарантированно получают только ученики начальных классов. Дети постарше голодными не остаются - везде есть буфеты, но горячее питание, так необходимое растущему организму, имеют только 20 % старшеклассников. Гигиенисты считают, что дети страдают «скрытым голодом», когда при нормальной калорийности рациона организм ребенка не дополучает важнейших аминокислот, микроэлементов, витаминов. Поэтому в школьном буфете просто не должно быть продуктов, содержащих пустые калории (это все газировки, чипсы и чупа-чупсы, и т.д.).
4. А как у нас в школе?
Важным условием обучения детей в нашей начальной школе является наличие отдельного от остальной школы пространства жизнедеятельности детей этого возраста, где ребёнок чувствует себя очень комфортно.
Все кабинеты начальных классов очень уютные. Во всех классах есть озеленение.
Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять своё и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, привить принципы здорового образа жизни поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительным педагогическим режимом обучения. Учебные занятия в нашей школе начинаются в 815 , все обучающиеся учатся в первую смену, во вторую – группа продленного дня, где дети играют, отдыхают. Группу продленного дня посещают 90% обучающихся. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе (независимо от времени года) и выполнение домашних заданий. Продолжительность урока 40 минут, 5-ти дневная рабочая неделя. В первых классах адаптационный период идёт 1 четверть. В это время используется «ступенчатый» режим: в 1-ой четверти – 3 урока по 35 минут, а дальше – 4 урока по 45 минут. У первоклассников весь год безотметочная система, что способствует более спокойному усвоению знаний, не расстраиваясь из-за плохих отметок.
Учебный план школы составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. В школе используются учебные программы ФОП, утверждённые Министерством образования РФ.
Правильно составленное расписание – один из факторов снятия утомляемости обучающихся. Как образец прилагается расписание 2а класса, учитель Тишонок И. М. (Приложение 1)
Использую компьютерные технологии, которые позволяют повысить заинтересованность обучающихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использую компьютер для тестирования обучающихся, для работы над проектами, для выполнения заданий, олимпиад в Яндекс.Учебнике, Учи.ру и в https://edu.skysmart.ru, что даёт возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы. Я проходила курсы « Разработка цифровых образовательных ресурсов средствами прикладных программ » и используют полученные знания при работе с детьми.
Система обеспечения психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса включает: диагностику трудностей и проблем учащихся и педагогов. Школьный психолог индивидуально работает с детьми, у которых появились проблемы.
Методическое объединение начальных классов тесно сотрудничает с медико-психолого-педагогическим консилиумом школы и района. МППК помогает учителям проводить работу по реализации программы «Здоровье» и с детьми группы «риска», адаптации каждого первоклассника.
Для развития сферы социального развития нашими партнёрами являются: родители, МППК, спорткомплекс «Радуга», ДЮСШ (обучающиеся начальных классов посещают спортивные секции: футбол, баскетбол, самбо, лыжная секция, лёгкая атлетика), ДДТ.
Добиться желаемых результатов возможно при координации усилий семьи и школы в организации целостной здоровьесберегающей среды ребёнка. Необходимую информацию родители получают у классных руководителей. С этой целью я провожу семинары, консультации. Родительские собрания провожу раз в четверть, с привлечением специалистов. На них освещаю вопросы воспитания у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, на развитие мотивации на введение здорового образа жизни. (Приложение 2 )
Я совместно с родителями провожу конкурс «Мама, папа, я – спортивная семья» (Приложение 3 ), регулярно провожу Дни здоровья, весёлые старты, походы, многие родители активно помогают в организации мероприятий в классах. (Приложение 4)
Неотъемлемой частью социального здоровья является грамотность обучающихся по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Я с ребятами на внеклассных мероприятиях посещаю ГАИ, там нам показывают фильмы о правилах поведения на дорогах, инспекторы ГАИ приходят к нам проводят различные мероприятия. Ходим в пожарную часть, там нам показывают и рассказывают, как вести себя при пожарах. Темы безопасного поведения на дорогах, в школе и дома, в общественных местах изучаем на уроках обучения грамоте, «Окружающий мир». (Приложение 5 ), как вести себя с незнакомыми людьми, где можно играть, правила поведения в природе.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации любого урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки и динамические паузы. Я считаю своим долгом непременно использовать физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья обучающихся и продуктивность их занятий. При их проведении я учитываю 2 уровня:
Состав упражнений физминутки должен зависеть от особенностей урока;
Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном уровне.
Особое внимание уделяю физкультминуткам на уроках письма, делаем упражнения для отдыха рук, в которые входит массаж не только рук, но и каждого пальчика. Не меньшее значение имеет зарядка для глаз, которая проводится регулярно. Но больше всего дети любят музыкальные танцевальные физкультминутки. У меня есть различные физминутки и ритмическая гимнастика, которую провожу в начале рабочего дня. (Приложение 6 )
Фронтальная форма организации приводит к мышечной зажатости скованности, возникновению сколиоза. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и фронтальных форм работы, которые применяют учителя нашей школы, снимает динамическое напряжение.
Провожу беседы о режиме дня школьников и правильной посадке при письме. Проведены классные часы на тему: «В гостях у Мойдодыра», «Чистота – залог здоровья», «Нужна ли Утренняя гимнастика», «Движение и жизнь», «Наше питание», «Почему привычки бывают вредными», «Глаз – важный орган зрения», «Профилактика простудных заболеваний». На уроках физкультуры в 1 классе ребята разучивают комплекс утренней гимнастики. Уроки физической культуры проходят не только в спортивном зале, но и на улице. Дети с ослабленным здоровьем посещают регулярно уроки лечебной физкультуры, а дети, имеющие проблемы с опорно- двигательным аппаратом по направлению врача проходят 3 раза в год курс массажа в школьном массажном кабинете. (Приложение 7). Кабинет лечебной физкультуры оснастили новыми тренажёрами. Провожу конкурс рисунков «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Дети с удовольствием рисовали рисунки о вреде курения, пытались объяснить инопланетянину с помощью красок и листа бумаги, что такое здоровье. ( Приложение 8 )
У меня в классе есть «Уголок здоровья», силами родителей собрана аптечка для оказания первой медицинской помощи. (Приложение 10)
В рамках реализации программы «Здоровья» мы тесно сотрудничаем с медицинским работником. Он проводит контроль за состоянием здоровья обучающихся, профилактику и предупреждение заболеваний, своевременно даёт информацию о предстоящих прививках, оформляет информационные стенды, даёт рекомендации, советы, выступает на родительских собраниях.
Немаловажную роль для сохранения здоровья играет и организация горячего питания в школе. У нас в школе организовано бесплатное (для начальных классов) двухразовое питание.
Анкетирование проведённое среди детей 1 – 4 классов подтверждает, что Школьник, не умеющий заботиться о своём здоровье, не понимающий его ценности, ничего не предпринимающий для укрепления здоровья, а только позволяющий заботиться о себе другим людям (родителям, врачам, учителям, государству), не будет здоровым, несмотря на все усилия школы и семьи (ем сладости, когда и сколько захочу; смотрю по телевизору всё, что нравится и сколько хочется; мою руки, когда сильно испачкаю и т. д. (Приложение 11)
Санитарно-гигиенические условия обучения.
Соблюдение гигиенических условий обучения должно являться неотъемлемой составной частью педагогического процесса. Это выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами.
В современных условиях напряжённая программа обучения оказывает огромное влияние на зрение обучающихся в школе детей, поэтому под особым контролем находится освещение в учебных классах, рекреациях и других помещениях школы. Постоянно проводится осмотр осветительных приборов и замена их в случае неисправности. В нашей школе дополнительно установили осветительные приборы над доской и новые лампы дневного освещения. Освещенность помещений должна быть хорошей, причем необходимо максимально использовать естественное освещение. Гигиенически не допустимо ставить на окна цветы, (все подоконники освобождены от цветов), украшать подоконники декоративными изделиями, закрывать плотными шторами. Следим за санитарным состоянием окон. Запыленность окон снижает уровень естественной освещенности на 40% и больше. Окна в классе стоят пластиковые, их заменили по программе «Школьное окно».
Отдельное внимание в школе отводим гигиене: все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки. В каждом классе установили раковину, в кране холодная и горячая вода. Помещения, в которых занимаются дети, часто проветриваются и имеют оптимальную температуру. В учебных помещениях ежедневно после уроков делается влажная уборка кабинетов (перед группой продлённого дня).
Школьная мебель должна способствовать правильной, удобной позе ребёнка, соответствовать его анатомо-физиологическим особенностям. Мебель в моём классе соответствует росту и возрастным особенностям. Основным видом ученической мебели является школьная парта с наклонной поверхностью, которая регулируется под рост обучающихся. У меня в классе стоят конторки. Конторка — это высокий письменный стол с наклонной поверхностью для работы стоя. Использование конторок имеет следующие преимущества:
— Работают крупные мышцы, улучшается обмен веществ;
— Уменьшается нагрузка на спину;
— Повышается умственная и физическая активность;
— Уменьшается уровень стресса;
— Снижается риск множества проблем, вызванных сидением;
— Во время занятий в движении дети сжигают больше калорий.
Соблюдается питьевой режим, с этой целью в классы родителями закупается питьевая вода.
Подбор тонов окраски стен, потолков и школьного оборудования имеет не только эстетическое значение, но и существенным образом влияет на эмоциональное состояние и работоспособность. По данным учёных обучающиеся начальных классов предпочитают «тёплые тона». Красный, оранжевый цвет возбуждает, жёлтый – успокаивает. Белый цвет значительно повышает освещенность, отражает до 80 % цвета, но лишён эмоционального воздействия. У нас в школе был произведён капитальный ремонт степы окрасили в светло-серый цвет.
Таким образом, строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей.
Методы «борьбы» со школьными болезнями.
Всё, что есть в нашей школе было достигнуто не сразу.
Используемые нами методы по сохранению здоровья не решили всех проблем. Они есть и будут, но стремиться к их сокращению наша главная задача. Комплекс мер, которые мы можем предложить, зависит от нас. Главное, чтобы сохранение и укрепление здоровья школьников стало приоритетной задачей школы.
В связи с этим представляется особенно важным:
1.Нормализация учебной нагрузки:
Отказ от раннего обучения детей дошкольного возраста (4-5лет);
Разработка методов комплексной психолого-физиологической диагностики «школьной зрелости»
Приведение образовательных программ и педагогических технологий в соответствие возрастным особенностям и функциональным возможностям ребёнка на разных этапах развития.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в
деятельности образовательных учреждений:
Усовершенствование содержания и форм физического воспитания, превращение его в действительную меру охраны здоровья и гармонизации личности;
Разработка и реализация системы мер, направленных на профилактику алкоголизма и наркомании, охрану репродуктивного здоровья;
Привлечение семьи к работе по формированию культуры здоровья.
3. Подготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
Сегодняшний учитель - не просто специалист-предметник, это прежде всего человек, который работает с детьми; однако, к сожалению, мы сталкиваемся с такими учителями, которые могут быть замечательными специалистами, но совершенно не знают ребенка, которого обучают.
4. Поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
5. Создание адаптивной образовательной среды для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии, которая должна быть направлена на раннюю диагностику и коррекцию, последовательную социализацию и интеграцию этих детей в массовую школу.
6. Создание системы и механизмов общественной поддержки на всероссийском и региональном уровнях.
Заключение
Здоровье человека – тема для разговора актуальна для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Здоровье и образование. Обычно, употребляя эти слова вместе, подразумевают негативное влияние напряженной учебы на здоровье обучающихся, целью взрослых является поиск эффективных форм образования, направленных на оздоровление и формирование у обучающихся системы ценностей с приоритетом здоровья как одной из высших ценностей.
Ещё в начале 40-ых годов 20 столетия понятию «Здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».
Очевидно, что ни одного человека нельзя надолго сделать здоровым без его собственных усилий на основе глубокого понимания сущности здоровья, знания и умения использования оздоравливающих процедур, а главное - без осознанной самодисциплины и желания быть здоровым. Большинство же людей не против быть здоровыми, хотя и ошибочно считают, что это означает просто не иметь явных заболеваний, которые обычно лечат врачи. По их убеждению, следить за здоровьем означает не иметь вредных привычек и при заболеваниях обращаться к врачу. А уж врач вылечит.
Пока пациенты (государство) готовы оплачивать только лечение болезней, и не готовы оплачивать услуги по укреплению здоровья, все средства и мышление врачей будут направлены на поиск и лечение болезней, а о профилактике заболеваний будут только говорить. Поэтому одной из важнейших долговременных целей образования является изменение отношения к здоровью у всех слоев нашего общества, а ближайшей - разработка и внедрение в учебных заведениях всего комплекса организационных мер, педагогических и дидактических средств по укреплению здоровья и перенацеливанию учащихся на здоровую жизнь.
Организационные меры: создание кабинетов здоровья, оснащенных средствами мониторинга здоровья, переподготовка преподавателей и медиков учебных заведений.
Дидактические средства: разработка учебных курсов, создание специализированных аппаратно-программных средств наблюдения и изучения здоровья, предназначенных для решения как учебно-исследовательских, так и профессиональных медицинских задач, и т.п.
Педагогические средства: создание в среде всех педагогов предельно заинтересованного отношения к здоровья, личное участие в оздоровительных мероприятиях, постоянная работа с родителями учеников по вовлечению их в здоровый образ жизни, усиление внеучебной работы с учащимися в объединениях по интересам и занятиям физкультурой.
Необходимо серьёзно заниматься формированием культуры здоровья именно в детском возрасте, так как, по мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы:
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период.
В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребёнком в специально проецируемой деятельности.
Школьный период в развитии наиболее синзетивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Ответственность за жизнь детей, укрепление их здоровья – одна из главных задач школы, и она будет актуальна всегда, так как контингент обучающихся постоянно пополняется и изменяется.
Главное, что можно уже сейчас, без вложения существенных средств, начать практическую работу по оздоровлению детей в школах, молодежи в учебных заведениях разных форм - нужны главным образом ответственное понимание остроты ситуации и готовность затратить усилия на изучение и применение новых средств.
Литература
1. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных
учреждениях: пособие для врачей. Сост. В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева и др.-М., 2002
2. Гигиеническая оценка условий обучения школьников. Сост.: Н.В. Анисимов, Е.А. Карашвили. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
3. А.Бобырь. Берегите спину. Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.17
4. Д.Давиденко, В.Петленко и др. Основы здорового образа. «ОБЖ» № 3, с.56
5 Алоева М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе.2006г.
6. Д.Егоров. Жирная двойка эквивалентна сердечному приступу. Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
7. Т.Масликова. В состоянии цейтнота. Модернизация: шаг в будущее: приложение к Учительской газете.- Выпуск № 2, с.15
8. В.Мурашева. Двойные стандарты школьного расписания. АиФ. Здоровье.- № 3, 2003
9. М.Безруких. Здоровье детей и школьные факторы риска.
10. Н.Николаев. Содержание и технологии школьного обучения и здоровье учащихся.
30