ЗАКРЫТОЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЦИОЛКОВСКИЙ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД. ЗАТО ЦИОЛКОВСКИЙ
Долгосрочный проект на 2022-2023 учебный год.
«ЗДОРОВЫЕ ПЕДАГОГИ – ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ».
Составила и опробировала:
инструктор по плаванию
Белозерова Ю.А.
г. Циолковский.
2022 г.
Будьте добрыми, если захотите
Будьте мудрыми, если сможете
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций.
Актуальность
По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье –это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни». Известный американский медик утверждал: «Здоровье… - это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». И, действительно, самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации; чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения. Здоровье как необходимое условие активной жизнедеятельности, продуктивного долголетия, благополучия человека формируется и проявляется на протяжении всего жизненного пути личности. Одной из задач ФГОС ДО является становление ценностей здорового образа жизни ребенка. Роль педагога в этом процессе многопланова и чрезвычайна значима. Педагог выступает не только как носитель специальных знаний, он – образец поведения, здорового стиля жизни и адекватного отношения к здоровью. По данным исследования Ю.П. Лисицина (доктора медицинских наук ,профессора академика РАМН) педагоги, как профессиональная группа, отличаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Воспитательно-образовательная деятельность предъявляет к перцептивной (глазомер, цветоощущение, тепловые ощущения и др.), когнитивной (познавательной), интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сферам личности педагога наиболее высокие требования. К этому надо добавить большие нагрузки на голосовой аппарат, сильное статическое напряжение, необходимость постоянного самоконтроля и др. Постоянное переутомление, невротические, психосоматические вегетативные расстройства, снижающие сопротивляемость организма внешним негативным факторам, хронические заболевания создают постоянную угрозу здоровью педагогов. И эти показатели снижаются по мере увеличения педагогического стажа. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности, проявление синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют и на профессиональную состоятельность педагога, но и на здоровье детей. Нездоровый воспитатель не может обеспечить воспитаннику необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этой работе необходим личный пример.
До настоящего времени в детском саду уделялось большое внимание укреплению и сохранению здоровья воспитанников, а проблема здоровья педагогов рассматривалась поверхностно. Качество воспитательно-образовательного процесса не ставилось в зависимость от уровня здоровья сотрудников. А ведь сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе – залог успешного решения задач воспитания и обучения и успеха деятельности учреждения в целом. Только педагог, занимающийся сохранением и укреплением собственного здоровья и владеющий здоровьесберегающими технологиями, может успешно воспитывать здоровых детей.
Таким образом, проблема сохранения и укрепления здоровья педагогов является одной из приоритетных и актуальных задач детского дома.
Цель: формирование у педагогов умений и навыков по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Формировать у педагогов установку на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья, как залога эффективности и
успешности профессиональной деятельности.
2. Поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.
3. Содействовать обогащению представлений и умений по поддержанию
красоты и здоровья собственного тела.
4. Обучить способам психической саморегуляции, снизить уровень
эмоционального напряжения.
5. Содействовать активизации личностных ресурсных состояний.
6. Содействовать улучшению физического и эмоционального состояния
педагогов.
Участники проекта:
инструктор по плаванию, старший воспитатель, медицинская сестра и все действующие педагоги детского дома.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2022 г. – май 2023 г.
Ожидаемый результат:
1. Понимание педагогами необходимости сохранения и укрепления
физического и психического здоровья как залога эффективности и успешности профессиональной деятельности.
2. Стремление педагогов к здоровому образу жизни.
3. Сформированность представлений и умений по поддержанию красоты и здоровья собственного тела.
4. Овладение умениями психической саморегуляции.
5. Снижение уровня эмоционального напряжения, улучшение настроения и самочувствия.
6. Благоприятный психологический климат в коллективе.
Этапы проекта
I. Подготовительный этап.
Цель: изучить состояние здоровья педагогов детского сада, подготовить необходимые условия для реализации мероприятий проекта.
№ | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Анализ заболеваемости педагогов детского сада за последние 3 года, выявление наиболее распространенных заболеваний по результатам медосмотра. | Сентябрь – октябрь 2022 г | Медсестра Маслова М.П. МБДОУ детский сад ЗАТО Циолковский. |
2 | Изучение психологического климата детского сада. | Октябрь 2022 г. | Старший воспитатель Горбунова Н.В. |
3 | Изучение научной и методической литературы по выявленным проблемам. | Сентябрь – октябрь 2022 г. | Старший воспитатель Горбунова Н.В. инструктор по плаванию. Белозерова Ю.А. |
4 | Проведение анкетирования педагогов. | Октябрь 2022 г. | Старший воспитатель Горбунова Н.В. Белозерова Ю.А. инструктор по плаванию. |
5 | Составление плана работы, утверждение проекта на заседании Педагогического совета. | Октябрь 2022 г | Старший воспитатель Горбунова Н.В. Белозерова Ю.А. инструктор по плаванию. |
II. Основной этап: Цель: реализация мероприятий проекта, направленных на формирование у педагогов умений и навыков по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. Принципы: 1. Принцип полезности. Предполагает информирование и передачу таких знаний и умений, которые могут быть применены педагогами в реальной жизни. 2. Принцип деятельности. Предполагает организацию активной деятельности педагогов в ходе проведения обучающих и профилактических мероприятий. 3. Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Признание факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития каждого человека. 4. Принцип целесообразности и адекватности действий. Предполагает уместность использования различных методик, техник и оборудования в контексте конкретной ситуации по достижению желаемых результатов. Использование любого метода – не самоцель, а средство! 5. Принцип креативности. Создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и его использования ими. 6. Принцип перспективности. Предполагает формирование мотивации здорового образа жизни. Формы и методы работы: -Консультации; -Дни здоровья; -Совместные праздники; -Психологические тренинги; -Мастер-классы; -Тесты, анкеты; -Информационные стенды. |
План работы на 2022-2023 учебный год.
№ | Мероприятие | Задачи | Срок проведения | Ответственные |
1 | Психологический тренинг «Здоровые педагоги – успешное ДОУ». | Создание благоприятных условий для работы, расширение опыта рефлексии, снижение уровня негативных переживаний. | Октябрь 2022г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
2 | Праздник, посвященный Дню учителя. | Совместный отдых, сплочение коллектива в неформальной обстановке, улучшение эмоционального настроения. | Октябрь 2022 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. музыкальные руководители и педагоги ДОУ. |
3 | Оформление информационного стенда «Профилактика гриппа и ОРВИ». | Повышение компетентности сотрудников по вопросам здоровья. | Октябрь- ноябрь 2022 г. | Медсестра Маслова М.П. Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
4 | Мастер-класс «Утренняя гимнастика для женщин» | Передача знаний и умений, для применения педагогами в реальной жизни. | Ноябрь 2022 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
5 | Психологический тренинг «Вместе мы сила» | Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами; повысить групповую сплоченность; снять мышечное и эмоциональное напряжение; улучшить эмоциональное состояние. | Ноябрь 2022 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
6 | Практикум «Создай себе настроение» | Совместный отдых, улучшение эмоционального состояния, сплочение коллектива. Снижение психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционального состояния. | Декабрь 2022 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
7 | Праздник, посвященный встрече Нового года. | Совместный отдых, улучшение эмоционального состояния, сплочение коллектива. | Декабрь 2022 г. | инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. музыкальные руководители и педагоги ДОУ. |
8 | Мастер-класс «Гимнастика на рабочем месте». | Передача знаний и умений, для применения педагогами в реальной жизни. | Январь 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
9 | Участие во Всероссийском мероприятии. «Лыжня России!». | Приобщение к здоровому образу жизни. | Февраль 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. Инструктор по физкультуре Шафикова Е.А. |
10 | Народные гуляния «Масленица». конкурс среди организаций «Самый вкусный стол». | Создание условий для раскрытия творческого потенциала педагогов. | Февраль 2023 г. | Все педагоги ДОУ. |
11 | Мастер-класс «Дыхательные практики». Релаксационный тренинг «Бархатное поглаживание». | Обучение навыкам саморегуляции. | Март 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
12 | Совместный праздник «Юбилей нашего детского сада!» | Совместный отдых, улучшение эмоционального состояния, сплочение коллектива. | Март 2023 г. | инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. музыкальные руководители и все педагоги ДОУ. |
13 | Психологический тренинг «Путь к гармонии». | Создать условия для овладения способами саморегуляции, для восстановления внутренних ресурсов, осознания своих проблем и способов их преодоления, установления нервно-психического равновесия. | Март 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
14 | «День здоровья» спортивное соревнование между педагогами и воспитанниками ДОУ. | Сохранению и укреплению физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни, активному отдыху. | Апрель 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
16 | Мастер-класс «Зарядка для глаз». | Применение различных упражнений для профилактики патологии глаз. Знакомство с методикой Жданова В.Г. по улучшению зрения. | Апрель 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
17 | «Субботник» участие коллектива в наведении порядка за территорией ДОУ. | Совместный труд для благоустройства ДОУ. | Апрель 2023 г. | Весь коллектив ДОУ. |
18 | Мастер-класс «Гимнастика Хаду». | Применение современных методик. | Апрель 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
19 | Мастер-класс «Целебная зарядка для шеи». | Профилактика остеохондроза. Методика Ю.А. Шишонина. | Май 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А |
20 | Участие коллектива ДОУ в мероприятиях, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне. | Сплачивание коллектива с целью патриотического воспитания. Современное поколение должно знать и помнить уроки истории. | Май 2023г. | Весь коллектив ДОУ. |
21 | Практикум «Мы едем, едем, едем в далёкие края» | Обучение упражнениям, выполняемым в транспорте при длительной поездке. | Май 2023г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
22 | Спортивный праздник для педагогов и детей ДОУ. «Спортики». | Завершение практического этапа по формирование у педагогов умений и навыков по сохранению и укреплению физического и психического здоровья, приобщение к здоровому образу жизни. | Май 2023г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |
III. Заключительный этап
Цель: подведение итогов, определение эффективности проекта.
№ | Мероприятие | Задачи | Срок проведения | Ответственный |
1 | Проведение итоговой диагностики: Тест «Ведёте ли вы здоровый образ жизни? | Определение уровня эффективности реализации проекта. | Май 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А |
2 | Анкета «Микроклимат в педагогическом коллективе» (Герасимова Е.В. Неделя психологии для воспитателей. // Справочник педагога-психолога, 2013, №6) Модифицирован- ная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. | Определение уровня эффективности реализации проекта. | Май 2023 г. | Старший воспитатель Горбунова Н.В. |
3 | Презентация опыта работы на итоговом педсовете. | Обобщение опыта работы по проекту. | Май 2023 г. | Инструктор по плаванию Белозерова Ю.А. |