Класс 8а 8б 8в
Дата 25.03. 27.03.
М-12
Тип модуля введения новой темы
Тема: Здоровый образ жизни и его составляющие.
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.
Оборудование: слайд шоу, учебное пособие ОБЖ 8 класс
Цель: формирование понятия «здоровый образ жизни и его составляющие».
Задачи
Образовательная:
сформировать понятия «здоровый образ жизни и его составляющие»;
обеспечить учащихся необходимой информацией для анализа потенциала своего здоровья и формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
Привлечь внимание учеников к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью.
Развивающая:
формировать способность конструктивного взаимодействия в малых группах по достижению общей цели;
развивать способность применения полученных знаний;
развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая:
УЭ-0 Организационный момент (3 мин)
(Проверка готовности класса к уроку).
- Здравствуйте! Я рада Вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Желаю вам сегодня успешной работы. Пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Улыбнитесь друг другу! Я хочу начать наш урок этими словами:
«Придумано кем-то, просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!».
Доброе утро небу и птицам, доброе утро приветливым лицам! И сразу становишься добрым, доверчивым! Пусть доброе утро длится до вечера!»
-Сегодня на уроке мы будем снова наблюдать и рассуждать, познавать новое и делать выводы.
Давайте улыбнемся и пожелаем друг другу рабочего настроения.
УЭ-1 Актуализация опорных знаний (20 мин.)
- Перед вами конверт, откройте его и рассмотрите содержимое.
Это список ценностей человека: любовь, деньги, престижная работа, здоровье, семья, почет и уважение, недвижимость.
Расположить их в убывающем порядке. Давайте посмотрим, что получилось? Молодцы! Вы все хорошо справились. А теперь, покажите всем, какая важная на Ваш взгляд ценность, у Вас оказалась самой первой по списку.
У некоторых ребят – семья. И Вы совершенно правы!
Но, давайте представим себе, что в обычной семье, где все друг друга уважают и ценят, заболел один из членов семьи. Ему требуется постоянная забота. Как Вы думаете, что самым ценным будет для этой семьи в этот трудный период? Конечно, здоровье ближнего. Некоторые ребята выбрали такую ценность, как недвижимость. А я приведу Вам такой пример: человек имеет хорошую должность, отличную зарплату, огромный дом, в гараже есть дорогие машины. Но, этот человек несчастен, т.к. он серьезно болен, ему осталось жить несколько месяцев. Скажите, все то, что он имеет в этой ситуации важно для него? А что для него будет важным? Правильно, здоровье! Так какая же самая главная ценность для человека? Вы догадались, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Входной контроль
Блиц – опрос
Вопросы:
Для чего предназначены сигналы оповещения? (для своевременного
доведения до населения сигналов опасности и порядке поведения в создавшихся условиях).
Как передаются сигналы оповещения? (завывание сирен, прерывистые
гудки).
Каков порядок проведения оповещения населения? (сирена,
сообщение)
Какие технические средства применяются для передачи сигналов
оповещения? (радио-телевещание, подвижные громкоговорящие устройства).
Кто занимается передачей сигналов оповещения? (службы оповещения
ГО и ЧС).
Какие основные мероприятия осуществляются по защите населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного характера? (оповещение, эвакуация, защита).
Проверка домашнего задания ( 3 мин.)
Всем
С.у. вопросы
Д.у. Составьте список потенциально опасных объектов, находящихся в районе, где вы проживаете. Укажите, источником, какой техногенной чрезвычайной ситуации может стать каждый из указанных объектов. Опишите порядок действия в этих ЧС.
В.у. Обследуйте нашу школу на наличие в ней опасных мест, охарактеризуйте их: чем опасны эти места, как обезопасить себя, как действовать при возникновении некоторых ЧС в школе.
УЭ-2 Изучение нового материала ( 7 мин + 40 мин)
Здоровье - главная ценность. Нездоровый человек не может
быть по-настоящему счастлив. Кажется, правильно. Что может быть важнее здоровья?
Недаром, поздравляя нас с каким-либо праздником, люди именно со здоровья начинают свои пожелания.
А люди постарше обычно добавляют: «Здоровье - это самое главное!
Будьте здоровы, а остальное приложится!»
- С какой целью мы говорим на эту тему? Привлечь ваше внимание к проблеме здоровья людей в современном обществе и к собственному здоровью. (Тема урока записана на доске)
- Ребята, а что такое здоровье? Попробуйте сформулировать своими
словами, как вы понимаете это слово.
Ответы учащихся:
- Здоровье – это отсутствие заболеваний;
-Здоровье – это отсутствие физических дефектов;
-Здоровье – это нормальные условия жизнедеятельности.
-Вы все по-своему правы, а что же нам говорит на этот счет
энциклопедия, внимание на доску!
Существует несколько определений понятия здоровья:
1) Здоровье – это состояние живого организма, при котором
организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои
функции; отсутствие недуга, болезни.
2) Здоровье – это состояние полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Какое определение на Ваш взгляд самое точное? Правильно, второе. Ребята, это определение впервые было введено в 1938 г и до сих пор актуально. (Записать в тетрадь)
-Давайте оценим свое здоровье при помощи теста «Определи свое здоровье». Оцените состояние своего здоровья по пятибалльной системе по этим характеристикам:
Самочувствие –
Работоспособность –
Настроение –
Рассчитайте среднюю оценку. Если Вы за последний год болели 3 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл. Если Вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня. Если оценка ниже 5 баллов, ищите причину отклонения в здоровье.
А как вы думаете, много ли у нас абсолютно здоровых людей?
Перед Вами данные статистики здоровья людей в нашей стране:
Физическое здоровье ухудшилось на 20 %;
Сердечно-сосудистые заболевания увеличились на 20 %;
Смертность увеличилась на 30%
Почему так происходит?
Потому, что люди не обращают внимание на свое здоровье. Отказываются вести ЗОЖ.
Прочитайте материал о здоровом образе жизни.
«Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это система поведения разумного человека (умеренность во всем, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек)
В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней.
Для здоровья одинаково необходимы четыре условия: физические нагрузки, ограничения в питании, закалка, время и умение отдыхать. И еще пятое — счастливая жизнь! К сожалению, без первых условий она здоровья не обеспечивает. Но если нет счастья в жизни, то где найти стимулы для усилий, чтобы напрягаться и голодать? Увы!
5. Природа милостива: достаточно 20-30 минут физкультуры в день, но такой, чтобы задохнуться, вспотеть и чтобы пульс участился вдвое. Если это время удвоить, то будет вообще отлично»
- Из каких основных составляющих складывается ЗОЖ?
- Работаем с приемом «Пометка на полях». Прочитайте еще раз данный текст. И в каждом абзаце отметь знаки: «+» - материал мне знаком, «-» - материал мне незнаком, «?» - я хочу задать вопросы по этому материалу и «!» - эта информация заинтересовала меня.
- А сейчас следующее упражнение. Цель упражнения: дать Вам возможность поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.
- 17-18 лет- жизненная цель?
- 23-24 года - жизненная цель?
- 26-27 лет - жизненная цель?
- 30-37 лет - жизненная цель?
- 50-55 лет - жизненная цель?
- Что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия?
- Скажите, ребята, а по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова. Перед Вами несколько вариантов ответов:
* наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов;
* спортивные праздники;
* воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями;
* большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни;
* продолжительность жизни населения.
- Вы правы! Главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения;
ЕВРОПА - 74.9 лет.
США - 75.0 лет.
КАНАДА - 76.0 лет.
РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ - 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.
УЭ-3 Выходной контроль (10 мин)
Игра « Здоровье и жизнь своей нации»
Представьте, что Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения.
Первая группа депутат разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни,
Вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения,
Третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. (Группа готовит лидера для защиты проекта).
(Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп)
Рефлексия (3 мин.)
Упражнение: «Я желаю всем…».
- Каждый учащийся заканчивает фразу «Я желаю всем…»
Домашнее задание ( 3 мин.)
Всем п.8.1-8.4 читать
Б.у. вопросы в конце параграфа
П.у. памятка о ЗОЖ
В.у. принять участие в игре «Здоровье нации - здоровье нашей страны»
Подведение итогов ( 4 мин.)