СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Здоровым быть здорово!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Планирование занятий для укрепления здоровья и привитие интереса к занятиям спортом.

Просмотр содержимого документа
«Здоровым быть здорово!»

ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Спортивно – оздоровительного кружка

«Здоровым быть здорово!»

Наш девиз: «Мы - за здоровый образ жизни»

Пояснительная записка

Одна из важнейших задач нашей страны – охрана здоровья народа. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей и на укрепление их здоровья.

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Особенностью данной программы является то, что она состоит из 4 спортивных направлений: основы физической подготовки подвижные игры, лёгкая атлетика, ритмика.

Выбор данных направлений обусловлен тем, что в современной социально-экономической ситуации эффективность системы внеурочной деятельности особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм деятельности, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей.

Программа «Мы за здоровый образ жизни» рас­считана на учащихся 2-5классов, увлекающихся спортом. Занятия проходят во внеурочное время 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год. Срок реализации программы 4 года, возраст обучающихся с 7 до 11 лет. Занятия проводятся в спортивном зале, на школьном стадионе

Направление «ОФП» пред­полагает овладение основами физической культу­ры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкуль­турно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Направление «Ритмика» формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представление об актёрском мастерстве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий для самовыражения личности воспитанника через воспитание в себе воли, трудолюбия и упорства, благородства, гармонии и окружающим миром, силы духа и тела.

Задачи:

1) Укрепление здоровья, гармонизация физического развития и психологической сферы (улучшение осанки, профилактика плоскостопия, устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды).

2) Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни; приобретение знаний и навыков самоорганизации (режим дня, личная гигиена, основы физической культуры и разнообразных жизненноважных движений).

3) Развитие морально-волевых качеств, формирование и развитие общей физической культуры.

4) Расширение кругозора, обогащение духовной жизни ребенка, приобретение опыта позитивной жизнедеятельности.

5) Развитие общих и специальных физических качеств и способностей.

6) Формирование устойчивой мотивации к занятиям спортом.

7) Приобретение опыта взаимодействия со сверстниками, младшими и старшими детьми. Развитие личностных коммуникативных качеств (партнерство, соревновательность, взаимное уважение, дисциплинированность, инициативность, ответственность, отзывчивость).

8) Формирование гражданственности и патриотизма, уважение к культуре и традициям других народов.

Особенности организации образовательного процесса:

Для плодотворной и эффективной работы необходимо учитывать специфику каждой группы (возрастные, организационные особенности, динамику развития). Исходя из специфики каждой группы конкретизируются задачи и предполагаемые результаты программы.

Предполагаемые результаты

Первый уровень результатов:

Появление устойчивого интереса и потребности к тренировочным занятиям. Развитие общих физических качеств соответственно данному возрасту. Знание названий игровых и физических упражнений и умение выполнять их, показывать, рассказывать. Обретение навыков активного слушания и умения регулировать эмоции (подчинятся требованиям тренера), научится соблюдать правила игр.

Второй уровень результатов:

Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям. Представлений о нравственности в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами, культуры поведения.

Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Представление о полезности упражнений и их необходимости. Овладение навыком самообслуживания. Восприятия себя в единстве с окружающим миром. Формирование ценностного отношения к природе. Участие в соревнованиях по общефизической подготовке.

Третий уровень результатов:

Потребность и осознание необходимости в физическом совершенстве и самовоспитании; отношение к своему здоровью как к ценности; умение организовать и провести самостоятельные занятий физической культурой (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминутки в течение учебного дня, самостоятельные тренировочные занятия).

Развитие общих и специальных физических качеств, соответственно данному возрасту.

Требования к планируемым результатам изучения программы

Личностные результаты:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:

Первый уровень результатов - приобретения учениками знаний о здоровом питании, полезных продуктах; вредных привычках; об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки; причинах травматизма и правилах его предупреждения;

Второй уровень результатов - приобретение понимания о способах и особенностях движения и передвижения человека; о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Третий уровень результатов - приобретение опыта в составлении и правильном выполнении комплекса физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки; в организации и проведении подвижных игр; уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу, последовательность действий на занятии;

- работать по предложенному учителем плану;

- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

- использовать технологию проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- оценивать собственный результат и адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.


Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);

- делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре);

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно выявлять правила общения и поведения в школе, дома и в обществе, и следовать им;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осознавать необходимость заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья.








Условия реализации программы

Материально-технические условия.

Одним из условий успешности реализации программы является соответствие

материально-технических возможностей учреждения задачам воспитательно-образовательной деятельности детей по данной программе. А именно:

- наличие помещений, которые могут быть использованы под зал для занятий общей физической подготовки, способные разместить 8-16 воспитанников, зал хореографии.

Организационно-педагогические:

- помощь и сотрудничество с родителями;

- возможность участия в соревнованиях, конкурсах, семинарах;

Методические:

- использование видео, аудиоаппаратуры, компьютерной техники;

- наличие художественной и специальной (физическая культура и спорт, восточные единоборства, психология, педагогика, философия) литературы;

- наглядные пособия (плакаты, схемы таблицы).

Формы, методы и принципы реализации программы:

В проведении тренировок используются следующие методы спортивной подготовки:

Повторный метод: основная цель выполнять движения, действия, задания определенной число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваться в совершенствовании в них.

Игровой метод – движения, действия, задания выполняемые с учебной, воспитательной и тренировочной целями в форме игры, проводимой для увеличения нагрузок и более успешной адаптации, для сохранения интереса в процессе занятия.

Соревновательный метод: упражнения и задания выполняются в виде состязаний вызывающих проявление резервных сил и возможностей, воспитывающих бойцовские качества, создающих психологическую подготовленность.

Темповой – выполнение упражнений с заданной скоростью.

Переменный – выполнение упражнений с ускорениями средней и максимальной интенсивности, с короткими замедлениями.

Контрольный – контрольно-тренировочные упражнения, показывающие специальную подготовленность.

Круговой – продвижения по кругу от «станции» к «станции», на которых выполняются по одному и более упражнений, в том числе со снарядами, на тренажерах.

Методы обучения:

Словесный – объяснение, указание, напоминание, разбор, дискуссия, беседа.

Наглядный – показ, демонстрация, кино видео демонстрация, наблюдение.

Словесный и наглядный – объяснение и показ упражнений.

Практический – самостоятельное составление и выполнение упражнений.

Эвристический – развитие интуитивных процедур деятельности . решение творческих задач и выполнение заданий с несколькими вариантами решения поставленных задач.

Содержание деятельности

Блок «Общей физической подготовки»

1. Основы знаний.

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.

Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

2. Гигиена.

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка.

3. Гимнастика.

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами и т.д.

Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.

4. Легкая атлетика.

Ходьба и медленный бег. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.

5. Подвижные игры.

“Мяч соседу”, “Попрыгунчики – воробушки”, “Два мороза”, “Метко в цель”, “Гуси – лебеди”, “Кто быстрее?”, “Вызов номеров”, “Охотники и утки”,

“Лиса и собаки”, “Воробьи – вороны”, “Взятие высоты”, “Пятнашки”, “Салки”, “Борьба за мяч”, “Перестрелка” и т.д.

Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами.

6. Спортивные игры.

Пионербол.

Действия без мяча. Зоны. Перемещения и стойки.

Действия с мячом. Бросок мяча двумя руками из-за головы через сетку. Передача мяча партнеру. Ловля мяча двумя руками, от игрока, от сетки. Групповые действия. Взаимодействие игроков.

Подача мяча через сетку.

Техника и тактика защиты. Выбор места при приеме мяча. Расположение игроков при приеме подачи. Командные действия. Учебная игра.

Блок «Ритмика»

Введение

Отводится на знакомство с детьми, даются сведения о целях и задачах данного предмета, о требованиях по технике безопасности на занятиях и о форме подготовки учащихся к занятиям.

Комплекс вводной гимнастики

Значение вводной гимнастики заключается в адаптации организма к условиям предстоящей деятельности. Сведения о технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Комплекс упражнений для позвоночника.

Коррекция фигуры ребенка (сколиоз) и предупреждение заболеваний позвоночника (остеохондроз), повторение правил по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Комплекс упражнений для суставов

Комплекс упражнений обеспечивает лимфо - и кровообращение в суставах, предупреждают атрофию мышц и тугоподвижность суставов. Предупреждение таких заболеваний, как артрозы, артриты, болезнь Гоффа, полиартриты. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений.

Комплекс упражнений для нормальной работы сердца

Действие физических упражнений проявляется, прежде всего, в общетонизирующем влиянии; их выполнение вызывает рефлекторное усиление кровообращения и улучшение кровоснабжения сердечной мышцы, благотворно влияют на обмен веществ; способствуют тренировке внесердечных факторов кровообращения; понижается внутригрудное давление, повышается давление в брюшной полости, что снижает застойные явления во внутренних органах; массируются сосуды, оплетающие суставы; понижается тонус мелких артерий и раскрывается большое количество резервных капилляров, что облегчает работу сердца. При выполнении комплекса упражнений необходимо соблюдать систематичность, постепенность и доступность. Данный комплекс упражнений укрепляет сердечно-сосудистую систему и предупреждает такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца.

Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении упражнений.

Комплекс упражнений для дыхательной системы организма.

Действие физических упражнений проявляется в их воздействии на трофические процессы в легких, в нормализации нервно-регуляторного механизма дыхания, в укреплении дыхательных мышц, увеличении подвижности грудной клетки, адаптация аппарата дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений. Предупреждают такие заболевания, как бронхит, пневмония, астма.

Комплекс упражнений для пресса.

Данный вид упражнений улучшает функцию сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, укрепляет определенные группы мышц, усваиваются новые двигательные акты, укрепление организма и нормализация функций центральной нервной системы, регуляция процессов пищеварения, активизация кровообращения в брюшной полости, улучшение моторной и секретной функций органов пищеварения, укрепление мышц брюшного пресса и туловища. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений для пресса. Предупреждают такие заболевания, как колиты, гастриты, язвенная болезнь желудка, холециститы.

Комплекс упражнений для ног и спины.

Физические упражнения укрепляют опорную функцию конечностей, способствуют подвижности в суставах, тренируют координацию двигательных актов, улучшают функцию работы мышц, создает мышечный корсет, который удерживает спину в правильном положении, улучшают функцию нервной системы и внутренних органов. Предупреждают такие заболевания, как плоскостопие, сколиоз, пояснично-крестцовый радикулит. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении комплекса упражнений для ног и спины.

Комплекс танцевальных упражнений

Дается историческая справка возникновения танца, национального танца; сведения о стилях и направлениях. Данный комплекс упражнений способствует сохранению здоровья, укреплению различных групп мышц, коррекции фигуры; а также применения данных танцевальных движений для дальнейшего разучивания различных стилей танцев. Способствуют предотвращению развития таких заболеваний, как остеохондроз; улучшает самочувствие, активизирует лимфоток и способствует массажу внутренних органов, способствует гибкости и подвижности в суставах. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении танцевальных упражнений и движений.

Разучивание танца

Стили танцев, национальность танцев, история возникновения того или иного танца, направление танцев. Умение слушать музыку и выполнять движения в такт с музыкой. Умение чувствовать партнера, если это парный танец, попадать с ним в такт. Танцы являются общеукрепляющим звеном в развитии организма, стимулируют укрепление мышц, внутренних органов, двигательного аппарата, дыхательной системы организма. Сведения о правилах по технике безопасности при выполнении танцевальных движений и самого танца в целом.









Учебно-тематический план


Блок


I год

II год

III год

IY год

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика


всего

теория

практика

1

ОФП

18

4

14

18

4

14

18

4

14

18

4

14

2

Ритмика

танцы


16

4

14

16

4

14

16

4

14

16

4

14


Всего часов


34

6

28

34

6

28

34

6

28

34

6

28







Календарно – тематическое планирование

I год обучения (34 часов)

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

2

3

4

5


Блок «ОФП» (18 часов)

1

Основы знаний


2

1

1

2

Гигиена


2

1

1

3

Гимнастика


3

1

2

4

Легкая атлетика


4

1

3

5

Подвижные игры


4

1

3

6

Спортивные игры


3

1

2

Блок «Ритмика» (16 часов)

1

Инструктаж по ТБ

1

1

-

2

Комплекс вводной гимнастики

1

-

1

3

Комплекс упражнений для позвоночника.

2

1

1

4

Комплекс упражнений для суставов.

2

1

1

5

Комплекс упражнений для работы сердца.

1

-

1

6

Комплекс дыхательных упражнений.

1

-

1

7

Комплекс упражнений для пресса.

2

-

2

8

Комплекс упражнений для ног, спины.

2

-

2

9

Комплекс танцевальных упражнений.

2

-

2

10

Разучивание спортивных

танцев

2

-

2