СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровым быть здорово"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья обучающихся в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе. В  условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровым быть здорово"»



Анализ выполнения рабочей программы формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-9 классов

«Здоровым быть здорово!»

Срок реализации 2024 – 2025 учебный год



Паспорт программы



Наименование программы: «Здоровым быть здорово!»



Разработчики программы: Костырко М.Ю; Суханова Н.Е., Виллер Т.В.

Исполнители программы: Участники образовательного процесса КГБС(К)ОУ «Славгородская специальная школа-интернат VIII вида».

Законодательная база:

- Государственная политика в интересах детей стала приоритетной областью деятельности российских органов власти. Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей в России являются:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Национальная Доктрина образования в РФ;

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

-Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.



Пояснительная записка.

«Забота о здоровье – это труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…»

В.А.Сухомлинский

Здоровье - это ценность и богатство, здоровьем людям нужно дорожить. Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и  природных факторов.

Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему воспитательных мероприятий.

Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья обучающихся в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе. В  условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа жизни.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Программа “Здорово быть здоровым!” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Программа строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования обучающихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Основные принципы программы:

В программе «Здоровым быть здорово!» использовались следующие педагогические принципы:

1. Принцип систематичности и последовательности .

2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей

3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателей и ребёнка.

4. Принцип активности

5. Принцип формирования ответственности за своё здоровье.

Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.

Основные задачи программы:

  • Формировать у детей навыки осознанного выбора модели поведения человека, ответственного за свое здоровье;

  • Корригировать недостатки двигательной сферы и координацию движений.

  • Расширить знания детей об особенностях работы всех систем организма человека.

  • Научить работать в команде.

  • Воспитать критическое отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, через создание общественного мнения, утверждающего личную, общественную ценность здоровья нетерпимого к экспериментам со своим здоровьем.

  •  Направления Программы.

  • 1.Организация профилактической работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

  • 2.Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • 3.Внеурочная работа с обучающимися по здоровьесбережению.

  • 5.Диагностическая работа.



Формы реализации программы: познавательно – игровые программы, профилактические занятия, спортивно – развлекательные программы, конкурсные программы, викторины, акции, рейды, прогулки на природе, подвижные игры, спортивные соревнования, дни здоровья, лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

- создать условия для целостной здоровьесберегающей среды в школе, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и гармоничному развитию детей;

- создать систему оценки навыков ЗОЖ детей (анкетирование, анализ);

- снижение заболеваемости среди воспитанников и педагогов;

- создать сплоченный коллектив воспитанников;

- у учащихся должна быть сформирована привычка к здоровому и безопасному образу жизни;



Все воспитанники знают:

  • правила ЗОЖ;

  • последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;

  • влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;

  • полезные для здоровья занятия;

  • формы отказа от приобщения к вредным привычкам.

Не все воспитанники умеют:

  • укреплять свое собственное здоровье;

  • вести борьбу с вредными привычками;

  • критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;

  • отказать в ситуации давления;

Контроль выполнения программы:

Осуществляет директор школы, заместитель директора по воспитательной работе.



План спортивных общешкольных мероприятий по рабочей программе формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-9 классов

«Здоровым быть здорово!»

Срок реализации 2024 – 2025 учебный год

Дата

Общешкольные дни Здоровья

Ответственные

16 сентября

«Книга рекордов Гиннесса нашей школы»

Познавательно-развлекательное занятие по станциям

Самый умный

Гулливеры и Дюймовочки

Варвара краса- длинная коса, осиная талия

Чьё имя короче, фамилия длинней

Наоднойногескакатель

Самый длинный шнурок, многопугвочник

Пластилинокататель








Виллер Т.В., Суханова Н.Е.

21 октября

«День мяча»

На этом занятии дети познакомились с видами мячей и показали свои умения в играх с различными мячами.

Шестаков О.В., Рябчун Н. Я.

18 ноября

«День подвижных игр»

Костырко М.Ю., Менцер И.Ю.

20 января

«Зимние Олимпийские игры» прошли во дворе школы. Дети соревновались в зимних видах спорта. Занятие прошло весело и интересно.

Квасова М.Д., Целуйко Е. А.

17 февраля

«Богатырские потешки» проведены в спортзале школы. Две команды соревновались в силе, ловкости и быстроте.

Погорелова Ю.К., Суханова Н.Е.

17 марта

«Зов леса»

Костырко МЮ., Менцер И.Ю.

7 апреля

«Всемирный день здоровья»

Глухов А.Н., Погорелова Ю.К.

19 мая

«Весёлая эстафета «Навстречу каникулам» Проведена на школьной площадке.

Михалина И.К., Костырко М.Ю.



План проведения дней здоровья выполнен почти на 100%. Исключение составляет Всемирный день здоровья. Ю.К. Погорелова донесла до внимания воспитанников свою теоретическую часть, к сожалению, запланированный кросс учителем физкультуры не был проведён. Все мероприятия были проведены интересно, с привлечением в инструкторы старшеклассников. Это уже вошло в традицию.



Мероприятия по реализации программы «Здоровым быть здорово!» проводились один раз в четверть

№ п./п.

Тема

Форма работы

Дата проведения

Ответственные

1

«Путешествие в мир туризма»

Цель: Создание условий для формирования представлений воспитанников о туризме, как одним из видов активного отдыха.

Задачи: Ознакомить воспитанников с видами и особенностями туризма;

Способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи;

Развивать физические способности, учить преодолевать препятствия

Оборудование: рюкзак, продукты, полена для костра и т. д.

Мультимедийное занятие

30.09.2024 г.

Костырко М.Ю.

Виллер Т.В.

Суханова Н.Е.

2

«Компьютер и телефон»

Цель: способствовать формированию понимания вреда и пользы телевизора, компьютера, сотового телефона.

Задачи:

1.Дать понятие о правильном пользовании современных гаджетов.

3.Формировать навыки сохранения здоровья через правильное общения по телефону.

Оборудование:плакаты о вреде и пользе, листы бумаги для анкетирования, карточки

Мультимедийное занятие

26.11.2024 г.

3

«Вредные привычки» (конкурс рисунков)


22.01.2005 г.

4

«Путешествие в Природоград»

Цель: Создание условий для развития интеллектуальной и познавательной сферы учащихся.

Задачи: 1.Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.2.Развивать у учащихся смекалку, наблюдательность, внимание, память.3.Формировать чувство сплоченности и умение работать в команде.



Игра – путешествие по станциям

08.04.2025 г.





Акция «Чистые руки»



Тема

Форма

Сроки

Ответственные

Памятки «Мойте руки чаще!»

Изготовление памяток, развешивание их в умывальниках.

2 неделя октября

Костырко М.Ю.

«Здоровье на ладони»


Газета

2 неделя октября

Костырко М.Ю.

«Уход за руками»

Практические занятия в группах

4 неделя октября

Воспитатели в группах

«Что под ногтями?»

Рейды

1 раз в месяц

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»



Акция «Охрана здоровья уха и слуха»



«Чистые ушки»

Рейды

1 раз в месяц

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»

«Уход за ушами»

Практические занятия в группах

1 неделя марта

Воспитатели в группах

«Гигиена слуха»

Памятки

1 неделя марта

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»







Акция «Чистые носочки»

«Чистые носочки»

Рейды

1 раз в месяц

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»



Акция «Внешний вид ученика»

«Внешний вид»

Рейды

1 раз в месяц

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»



Акция «Я не боюсь простуды»



«Как уберечься от простуды»

Памятки

1 неделя ноября

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»

«Одеваемся по сезону»

Занятия в группах

2 неделя ноября

Воспитатели в группах

Акция «Россия без табака»



«Россия без табака»

Оформление листовки

2 неделя ноября

Костырко М.Ю.

«Умей сказать «Нет!»

Выступление агитбригады

ноябрь

Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка»

Акция «Зарядка» Хороший инструктор»

Контроль в спальне

Ежедневно на зарядке

Костырко М.Ю. Виллер Т.В. Суханова Н.Е.




«Дорожка к здоровью»

На подьеме в спальне укладываем пазлы в виде дорожки

По вторникам

Костырко М. Ю.

«Правильность выполнения упражнений, выполнение без замечаний»

Контроль на подьёме

Ежедневно на зарядке

Костырко М.Ю. Виллер Т.В. Суханова Н.Е.

«Музыкальная гимнастика»

На подьёме музыкальное сопровождение во время зарядки

По вторникам

Костырко М.Ю.



Клуб выходного дня «Здоровейка"


Сентябрь

8

Выбор актива клуба «Здоровейка». «Посиделки о здоровом образе жизни».


15

Режим дня основа сохранения и укрепления здоровья.


22

Оформление листовки «Книга рекордов Гиннесса нашей школы». «Посадка зелени».


29

Оформление листовки «Путешествие в мир туризма».

Октябрь

6

«Болезни грязных рук».


13

Оформление памятки «Мойте руки чаще!» и газеты «Здоровье на ладони».


20

«Что такое нейрогимнастика?» «Этот маленький микроб». Рисунки.

Ноябрь

10

Оформление памятки «Как уберечься от простуды». Грипп не пройдёт, укрепляем иммунитет.


17

Оформление листовки «Россия без табака». «Вредным привычкам нет!»


24

Оформление листовок «День мяча», «День подвижных игр».

Декабрь

1

Оформление листовки «Компьютер и телефон».


8

«Чистота и здоровье».


15

Глаза – главные помощники человека.


22

Оформление листовок «Безопасность на льду», «Как избежать обморожения».

Январь

12

«Значение осанки для здоровья».


19

Рисунки «Вредные и полезные привычки».


26

Оформление листовок «Вредные привычки», «Зимние Олимпийские игры».

Февраль

2

«Как правильно питаться?».


9

«Здоровье молодежи – богатство России».


16

«Кулинарное путешествие по России».


23

Оформление листовки «Богатырские потешки».

Март

2

Оформление листовки «Гигиена слуха». «Гуляй масленица – затейница».


9

«Витамины». «Посадка зелени».


16

«Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье».

Апрель

6

«Экологические рисунки».


13

Оформление листовки «Зов леса», «Путешествие в Природоград», «Всемирный день здоровья».


20

Подвижные игры на улице «Тропа испытаний».


27

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Май

4

«Береги свои зубы».


11

Подвижные игры на улице «Попробуй, догони!»


18

Оформление листовки «Безопасность на воде».


25

Оформление листовки «Весёлая эстафета «Навстречу каникулам» ».

        Ожидаемые результаты, критерии эффективности и социальной значимости:

1.Повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения ЗОЖ:

Знания о здоровье и его составляющих имеются, но выполнение практических приёмов по сохранению здоровья происходит у большинства воспитанников под контролем педагогов. Есть воспитанники, у которых отсутствует понимание ценности значимости ведения ЗОЖ.

2.Повышение уровня владения культурными нормами в сфере здоровья у несовершеннолетних:

Наличие знаний и владение культурными нормами в сфере здоровья. Знания не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение практическими навыками. Зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.

3.Увеличение количества несовершеннолетних, принимающих участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Наличие потребности и желания участвовать в мероприятиях по ЗОЖ присутствует. Положительно влияет деление детей на разновозрастные команды и наличие капитанов из числа старшеклассников, что помогает им проявлять инициативу и самореализовываться, самоутверждаться.

4.Повышение уровня гигиены и самообслуживания (согласно возрасту):

-Наличие навыков гигиены и самообслуживания

-аккуратность

-умение поддерживать чистоту в личных вещах, на полках, в комнате отдыха.

В старших группах есть дети, которые следят за собой без напоминания взрослых, но их очень мало. Большинство же детей нуждаются в явном или скрытом контроле. Есть воспитанники, которые требуют регулярного напоминания для поддержания порядка в одежде и комнате.

5.Повышение уровня соблюдения режима школы и правил:

-Соблюдение режима

-соблюдение режима питания.

Большинство детей соблюдают режим школы, имеются редкие нарушения дисциплины. В этом году были случаи игнорирования правил поведения в школе, правил проживания в школе, регулярного нарушения дисциплины со стороны воспитанника, отказа приёма пищи.











Активность педагогов в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни

Анкета для педагогов

1.Ваше отношение к вопросам здоровьесбережения?

Активно интересуюсь — 2б.

Интересуюсь, время от времени — 1 б.

Не интересуюсь совсем — 0 б.

2.Ведете ли Вы здоровый образ жизни?

Да, всегда — 2 б.

Стараюсь, но не всегда получается — 1 б.

Не веду совсем — 0 б.

3.Причины (нужное подчеркнуть):

— самому лень;

— собственная неорганизованность;

— загруженность  внеклассными мероприятиями;

— загруженность домашней работой;

4.Отсутствие мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье педагога;

— отсутствие материально-технических условий в ОУ;

— невнимание администрации ОУ к вопросам сохранения здоровья педагогов;

— другое_______________________________________________________

5..Принимаете ли Вы участие в работе семинаров, конференций, круглых столов, проблемных, творческих групп, теоретических, практических занятий по здоровьесбережению?

Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.

6..Являетесь ли Вы организатором и разработчиком мероприятий по здоровьесбережению для субъектов воспитательного процесса: семинаров, уроков здоровья, дней здоровья, родительских собраний, спортивных соревнований и т. д. (нужное подчеркнуть)?

Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.

7.Используете ли Вы здоровьесберегающие подходы к организации воспитательного процесса?

5.Да, систематически — 2 б. От случая к случаю — 1 б. Не использую — 0 б.

Обработка результатов.

Для педагога:- 8-10 б. —высокий уровень;

— 4-7 б. —средний уровень;

— 0-3 б. — низкий уровень.

Для ОУ: — высокий уровень по формированию мотивации педагогов к здоровьесберегающей деятельности, если 71-100% педагогов имеют высокий уровень рассматриваемого показателя;

— средний уровень у ОУ, если 31-70% педагогов имеют высокий уровень показателя; — низкий уровень у ОУ, если 0-30% педагогов имеют высокий уровень показателя.