Анализ выполнения рабочей программы формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-9 классов
«Здоровым быть здорово!»
Срок реализации 2024 – 2025 учебный год
Паспорт программы
Наименование программы: «Здоровым быть здорово!»
Разработчики программы: Костырко М.Ю; Суханова Н.Е., Виллер Т.В.
Исполнители программы: Участники образовательного процесса КГБС(К)ОУ «Славгородская специальная школа-интернат VIII вида».
Законодательная база:
- Государственная политика в интересах детей стала приоритетной областью деятельности российских органов власти. Правовой основой обеспечения охраны и укрепления здоровья детей в России являются:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Национальная Доктрина образования в РФ;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
-Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
Пояснительная записка.
«Забота о здоровье – это труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний,
вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Здоровье - это ценность и богатство, здоровьем людям нужно дорожить. Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и природных факторов.
Учитывая то, что дети находятся в образовательном учреждении значительную часть своего времени, у педагогов существует возможность обеспечить условия, отвечающие требованиям безопасности физического здоровья детей, и они могут вести с учащимися целенаправленную профилактическую работу через систему воспитательных мероприятий.
Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья обучающихся в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе. В условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа жизни.
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Программа “Здорово быть здоровым!” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Программа строится на основе структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования обучающихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Основные принципы программы:
В программе «Здоровым быть здорово!» использовались следующие педагогические принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности .
2. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей
3. Принцип содружества, сотрудничества, сотворчества воспитателей и ребёнка.
4. Принцип активности
5. Принцип формирования ответственности за своё здоровье.
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образования.
Основные задачи программы:
Формировать у детей навыки осознанного выбора модели поведения человека, ответственного за свое здоровье;
Корригировать недостатки двигательной сферы и координацию движений.
Расширить знания детей об особенностях работы всех систем организма человека.
Научить работать в команде.
Воспитать критическое отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, через создание общественного мнения, утверждающего личную, общественную ценность здоровья нетерпимого к экспериментам со своим здоровьем.
Направления Программы.
1.Организация профилактической работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями).
2.Физкультурно-оздоровительная деятельность;
3.Внеурочная работа с обучающимися по здоровьесбережению.
5.Диагностическая работа.
Формы реализации программы: познавательно – игровые программы, профилактические занятия, спортивно – развлекательные программы, конкурсные программы, викторины, акции, рейды, прогулки на природе, подвижные игры, спортивные соревнования, дни здоровья, лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- создать условия для целостной здоровьесберегающей среды в школе, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и гармоничному развитию детей;
- создать систему оценки навыков ЗОЖ детей (анкетирование, анализ);
- снижение заболеваемости среди воспитанников и педагогов;
- создать сплоченный коллектив воспитанников;
- у учащихся должна быть сформирована привычка к здоровому и безопасному образу жизни;
Все воспитанники знают:
правила ЗОЖ;
последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;
влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;
полезные для здоровья занятия;
формы отказа от приобщения к вредным привычкам.
Не все воспитанники умеют:
укреплять свое собственное здоровье;
вести борьбу с вредными привычками;
критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;
отказать в ситуации давления;
Контроль выполнения программы:
Осуществляет директор школы, заместитель директора по воспитательной работе.
План спортивных общешкольных мероприятий по рабочей программе формирования здорового образа жизни у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья для учащихся 1-9 классов
«Здоровым быть здорово!»
Срок реализации 2024 – 2025 учебный год
Дата | Общешкольные дни Здоровья | Ответственные |
16 сентября | «Книга рекордов Гиннесса нашей школы» Познавательно-развлекательное занятие по станциям Самый умный Гулливеры и Дюймовочки Варвара краса- длинная коса, осиная талия Чьё имя короче, фамилия длинней Наоднойногескакатель Самый длинный шнурок, многопугвочник Пластилинокататель | Виллер Т.В., Суханова Н.Е. |
21 октября | «День мяча» На этом занятии дети познакомились с видами мячей и показали свои умения в играх с различными мячами. | Шестаков О.В., Рябчун Н. Я. |
18 ноября | «День подвижных игр» | Костырко М.Ю., Менцер И.Ю. |
20 января | «Зимние Олимпийские игры» прошли во дворе школы. Дети соревновались в зимних видах спорта. Занятие прошло весело и интересно. | Квасова М.Д., Целуйко Е. А. |
17 февраля | «Богатырские потешки» проведены в спортзале школы. Две команды соревновались в силе, ловкости и быстроте. | Погорелова Ю.К., Суханова Н.Е. |
17 марта | «Зов леса» | Костырко МЮ., Менцер И.Ю. |
7 апреля | «Всемирный день здоровья» | Глухов А.Н., Погорелова Ю.К. |
19 мая | «Весёлая эстафета «Навстречу каникулам» Проведена на школьной площадке. | Михалина И.К., Костырко М.Ю. |
План проведения дней здоровья выполнен почти на 100%. Исключение составляет Всемирный день здоровья. Ю.К. Погорелова донесла до внимания воспитанников свою теоретическую часть, к сожалению, запланированный кросс учителем физкультуры не был проведён. Все мероприятия были проведены интересно, с привлечением в инструкторы старшеклассников. Это уже вошло в традицию.
Мероприятия по реализации программы «Здоровым быть здорово!» проводились один раз в четверть
№ п./п. | Тема | Форма работы | Дата проведения | Ответственные |
1 | «Путешествие в мир туризма» Цель: Создание условий для формирования представлений воспитанников о туризме, как одним из видов активного отдыха. Задачи: Ознакомить воспитанников с видами и особенностями туризма; Способствовать воспитанию чувства товарищества и взаимопомощи; Развивать физические способности, учить преодолевать препятствия Оборудование: рюкзак, продукты, полена для костра и т. д. | Мультимедийное занятие | 30.09.2024 г. | Костырко М.Ю. Виллер Т.В. Суханова Н.Е. |
2 | «Компьютер и телефон» Цель: способствовать формированию понимания вреда и пользы телевизора, компьютера, сотового телефона. Задачи: 1.Дать понятие о правильном пользовании современных гаджетов. 3.Формировать навыки сохранения здоровья через правильное общения по телефону. Оборудование:плакаты о вреде и пользе, листы бумаги для анкетирования, карточки | Мультимедийное занятие | 26.11.2024 г. |
3 | «Вредные привычки» (конкурс рисунков) | | 22.01.2005 г. |
4 | «Путешествие в Природоград» Цель: Создание условий для развития интеллектуальной и познавательной сферы учащихся. Задачи: 1.Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.2.Развивать у учащихся смекалку, наблюдательность, внимание, память.3.Формировать чувство сплоченности и умение работать в команде. | Игра – путешествие по станциям | 08.04.2025 г. |
Акция «Чистые руки»
Тема | Форма | Сроки | Ответственные |
Памятки «Мойте руки чаще!» | Изготовление памяток, развешивание их в умывальниках. | 2 неделя октября | Костырко М.Ю. |
«Здоровье на ладони» | Газета | 2 неделя октября | Костырко М.Ю. |
«Уход за руками» | Практические занятия в группах | 4 неделя октября | Воспитатели в группах |
«Что под ногтями?» | Рейды | 1 раз в месяц | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
Акция «Охрана здоровья уха и слуха»
«Чистые ушки» | Рейды | 1 раз в месяц | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
«Уход за ушами» | Практические занятия в группах | 1 неделя марта | Воспитатели в группах |
«Гигиена слуха» | Памятки | 1 неделя марта | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
| | | |
Акция «Чистые носочки»
«Чистые носочки» | Рейды | 1 раз в месяц | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
Акция «Внешний вид ученика»
«Внешний вид» | Рейды | 1 раз в месяц | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
Акция «Я не боюсь простуды»
«Как уберечься от простуды» | Памятки | 1 неделя ноября | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
«Одеваемся по сезону» | Занятия в группах | 2 неделя ноября | Воспитатели в группах |
Акция «Россия без табака»
«Россия без табака» | Оформление листовки | 2 неделя ноября | Костырко М.Ю. |
«Умей сказать «Нет!» | Выступление агитбригады | ноябрь | Костырко М.Ю., актив клуба «Здоровейка» |
Акция «Зарядка» Хороший инструктор» | Контроль в спальне | Ежедневно на зарядке | Костырко М.Ю. Виллер Т.В. Суханова Н.Е. |
| | |
«Дорожка к здоровью» | На подьеме в спальне укладываем пазлы в виде дорожки | По вторникам | Костырко М. Ю. | «Правильность выполнения упражнений, выполнение без замечаний» | Контроль на подьёме | Ежедневно на зарядке | Костырко М.Ю. Виллер Т.В. Суханова Н.Е. | «Музыкальная гимнастика» | На подьёме музыкальное сопровождение во время зарядки | По вторникам | Костырко М.Ю. | |
|
Клуб выходного дня «Здоровейка" |
Сентябрь | 8 | Выбор актива клуба «Здоровейка». «Посиделки о здоровом образе жизни». |
| 15 | Режим дня основа сохранения и укрепления здоровья. |
| 22 | Оформление листовки «Книга рекордов Гиннесса нашей школы». «Посадка зелени». |
| 29 | Оформление листовки «Путешествие в мир туризма». |
Октябрь | 6 | «Болезни грязных рук». |
| 13 | Оформление памятки «Мойте руки чаще!» и газеты «Здоровье на ладони». |
| 20 | «Что такое нейрогимнастика?» «Этот маленький микроб». Рисунки. |
Ноябрь | 10 | Оформление памятки «Как уберечься от простуды». Грипп не пройдёт, укрепляем иммунитет. |
| 17 | Оформление листовки «Россия без табака». «Вредным привычкам нет!» |
| 24 | Оформление листовок «День мяча», «День подвижных игр». |
Декабрь | 1 | Оформление листовки «Компьютер и телефон». |
| 8 | «Чистота и здоровье». |
| 15 | Глаза – главные помощники человека. |
| 22 | Оформление листовок «Безопасность на льду», «Как избежать обморожения». |
Январь | 12 | «Значение осанки для здоровья». |
| 19 | Рисунки «Вредные и полезные привычки». |
| 26 | Оформление листовок «Вредные привычки», «Зимние Олимпийские игры». |
Февраль | 2 | «Как правильно питаться?». |
| 9 | «Здоровье молодежи – богатство России». |
| 16 | «Кулинарное путешествие по России». |
| 23 | Оформление листовки «Богатырские потешки». |
Март | 2 | Оформление листовки «Гигиена слуха». «Гуляй масленица – затейница». |
| 9 | «Витамины». «Посадка зелени». |
| 16 | «Улыбка, спорт, здоровье – нам в жизни ценное подспорье». |
Апрель | 6 | «Экологические рисунки». |
| 13 | Оформление листовки «Зов леса», «Путешествие в Природоград», «Всемирный день здоровья». |
| 20 | Подвижные игры на улице «Тропа испытаний». |
| 27 | «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» |
Май | 4 | «Береги свои зубы». |
| 11 | Подвижные игры на улице «Попробуй, догони!» |
| 18 | Оформление листовки «Безопасность на воде». |
| 25 | Оформление листовки «Весёлая эстафета «Навстречу каникулам» ». |
Ожидаемые результаты, критерии эффективности и социальной значимости:
1.Повышение уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения ЗОЖ:
Знания о здоровье и его составляющих имеются, но выполнение практических приёмов по сохранению здоровья происходит у большинства воспитанников под контролем педагогов. Есть воспитанники, у которых отсутствует понимание ценности значимости ведения ЗОЖ.
2.Повышение уровня владения культурными нормами в сфере здоровья у несовершеннолетних:
Наличие знаний и владение культурными нормами в сфере здоровья. Знания не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение практическими навыками. Зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
3.Увеличение количества несовершеннолетних, принимающих участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Наличие потребности и желания участвовать в мероприятиях по ЗОЖ присутствует. Положительно влияет деление детей на разновозрастные команды и наличие капитанов из числа старшеклассников, что помогает им проявлять инициативу и самореализовываться, самоутверждаться.
4.Повышение уровня гигиены и самообслуживания (согласно возрасту):
-Наличие навыков гигиены и самообслуживания
-аккуратность
-умение поддерживать чистоту в личных вещах, на полках, в комнате отдыха.
В старших группах есть дети, которые следят за собой без напоминания взрослых, но их очень мало. Большинство же детей нуждаются в явном или скрытом контроле. Есть воспитанники, которые требуют регулярного напоминания для поддержания порядка в одежде и комнате.
5.Повышение уровня соблюдения режима школы и правил:
-Соблюдение режима
-соблюдение режима питания.
Большинство детей соблюдают режим школы, имеются редкие нарушения дисциплины. В этом году были случаи игнорирования правил поведения в школе, правил проживания в школе, регулярного нарушения дисциплины со стороны воспитанника, отказа приёма пищи.
Активность педагогов в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни
Анкета для педагогов
1.Ваше отношение к вопросам здоровьесбережения?
Активно интересуюсь — 2б.
Интересуюсь, время от времени — 1 б.
Не интересуюсь совсем — 0 б.
2.Ведете ли Вы здоровый образ жизни?
Да, всегда — 2 б.
Стараюсь, но не всегда получается — 1 б.
Не веду совсем — 0 б.
3.Причины (нужное подчеркнуть):
— самому лень;
— собственная неорганизованность;
— загруженность внеклассными мероприятиями;
— загруженность домашней работой;
4.Отсутствие мероприятий, сохраняющих психологическое и физическое здоровье педагога;
— отсутствие материально-технических условий в ОУ;
— невнимание администрации ОУ к вопросам сохранения здоровья педагогов;
— другое_______________________________________________________
5..Принимаете ли Вы участие в работе семинаров, конференций, круглых столов, проблемных, творческих групп, теоретических, практических занятий по здоровьесбережению?
Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.
6..Являетесь ли Вы организатором и разработчиком мероприятий по здоровьесбережению для субъектов воспитательного процесса: семинаров, уроков здоровья, дней здоровья, родительских собраний, спортивных соревнований и т. д. (нужное подчеркнуть)?
Часто — 2 б. Иногда — 1 б. Никогда — 0 б.
7.Используете ли Вы здоровьесберегающие подходы к организации воспитательного процесса?
5.Да, систематически — 2 б. От случая к случаю — 1 б. Не использую — 0 б.
Обработка результатов.
Для педагога:- 8-10 б. —высокий уровень;
— 4-7 б. —средний уровень;
— 0-3 б. — низкий уровень.
Для ОУ: — высокий уровень по формированию мотивации педагогов к здоровьесберегающей деятельности, если 71-100% педагогов имеют высокий уровень рассматриваемого показателя;
— средний уровень у ОУ, если 31-70% педагогов имеют высокий уровень показателя; — низкий уровень у ОУ, если 0-30% педагогов имеют высокий уровень показателя.