Сценарий мероприятия «Здравствуй, гостья - зима!».
Цели: дополнить и расширить знания детей о зиме; познакомить детей с произведениями курских поэтов о зиме, предложить родителям включить их в круг детского чтения.
Планируемые результаты:
личностные:
• проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
• понимать причины успеха в учебной деятельности
метапредметные:
• определять цель деятельности на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• слушать и понимает речь других; развивать память, мышление, воображение
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками
• делать выводы о результате совместной работы класса и учителя
предметные: познакомить детей с произведениями курских поэтов о зиме.
Оборудование: компьютер, проектор, плакат «Здравствуй, гостья-зима!», рисунки детей к произведениям курских поэтов, фотографии на тему «Зима», заготовки для снеговика.
Ход мероприятия:
Ведущий. Зима… Какое чудесное время года! Природа словно отдыхает в сказочном сне. Зиму в народе называют: Зима, Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка,
Зима- волшебница. Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; она способна рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками.
Мы все соскучились и заждались зиму. А давайте мы сегодня отправимся в гости к зиме по дорожке из снежинок.
1 снежинка.
Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)
Ведущий Декабрь-первый месяц зимы. Слово декабрь пришло из Византии и называется “декемерий”. Декабрю свойственны морозы и оттепели. Он “и замостит, и загвоздит, и саням ход даст”.
Январь – второй месяц зимы. Своим названием обязан богу мира римлян Янусу, а вот славяне прозывали этот месяц Просинцем — из-за начинающей показываться в это время синевы неба, «просияния», из-за прибавления дня и яркого солнца. Украинское название января Сечень указывает или на перелом зимы, который, по народному поверью, происходит именно в январе, на «рассечение» зимы на две половины, или на трескучие, жестокие морозы.
Февраль - кривые дороги, но куда не свернешь - проедешь. Последний месяц зимы. Латинское название «февруарий» пришло к нам из Византии. Самый короткий месяц года - 28 дней, в високосный год - 29.Название месяца февраль отражают состояние погоды в этот период: Бокогрей - самое меткое название: на солнечной стороне тепло, заметен «сугрев»
2 снежинка.
Много загадок придумано о зиме. Давайте разгадаем некоторые из них.
Загадки
Белый-белый, словно мел -
К нам он с неба прилетел.
Лес укрыл, поля, лужок.
Что за кружево? (Снежок)
Эту зимнюю хозяйку
Испугался даже зайка,
Не боится лишь апрель
Снежно-белую... (Метель)
Солнце больше нас не греет,
Холодком поземка веет!
Дунул в лужу ветерок,
Превратил ее в... (Каток)
С неба звездочки летят
И на солнышке блестят.
Точно в танце балеринки,
Кружатся зимой... (Снежинки)
Наши окна — как картинки.
Кто художник-невидимка?
На стекле букеты роз
Нам нарисовал... (Мороз)
Кружит снег она вдоль улиц,
Словно перья белых куриц.
Зимушки-зимы подруга,
Северная гостья... (Вьюга)
Заметает в парке тропы,
Собирает снег в сугробы.
Кто же эта незнакомка,
Догадались вы? (Поземка)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели,
И пахнет весной.
(Сосулька)
Вился, вился белый рой.
Сел на землю - стал горой.
(Сугроб)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали и в миг,
Получился … (Снеговик)
3 снежинка
- Какие зимние забавы вы знаете? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами будем лепить снеговика. Но не из снега, а из бумажных снежных комков. (Детям раздаются детали снеговика. Участвуют две команды. Какая команда первой правильно соберёт снеговика, та и победила. Дети выполняют работу под музыку)
«Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет он снеговиком
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(В. Егоров)
4 снежинка.
Ведущий. Я знаю, что вы учили стихи курских поэтов о зиме.
Курская земля с богатой родословной взрастила немало именитых земляков: писателей, поэтов, литераторов. Среди великих имён, вошедших в аналогию русской классики, имя поэта Афанасия Фета, который, не будучи нашим земляком, черпал вдохновение, находил неповторимые образы для создания поэтических шедевров. А.Фет не писал специально для детей, но его стихи о красоте природы и человеческой души вы можете включить в круг своего чтения. Особую гордость составляет для курян имя Николая Асеева, чьё имя навсегда осталось в летописи русской культуры. С Николаем Асеевым был лично знаком и дружен поэт Владимир Маяковский. В честь поэта названа областная библиотека - самая большая в городе Курске.
Тесно связано с курским краем творчество поэтов и писателей, по праву признанными классиками детской литературы: Елены Благининой, Даниила Хармса, Аркадия Гайдара. До недавнего времени из Курска раздавалось живое слово Евгения Носова. Сегодня имя писателя- фронтовика, крупного российского прозаика Евгения Носова известно широко за пределами нашей области. Курская сказочница Катерина Полевая, Константин Воробьёв, Михаил Колосов, Владимир Детков -эти и многие другие имена в летописи культуры Курского края. О многих писателях вы услышите впервые. Среди них любители словесности, для которых занятие литературным творчеством- жизненное увлечение. Среди представленных авторов- люди разных профессий: журналисты, переводчики педагоги, библиотекари, музейные и архивные работники… А многие - очень многие - имеют профессии, вовсе не связанные с литературой: военные , учёные, врачи, сторожа… Всех профессий не перечислить. У каждого автора своя литературная судьба. А теперь слово первоклассникам.
Расскажите, пожалуйста, стихи, которые вы подготовили.
Оценивать ваше чтение будут учителя и родители.
(Вручение грамот)
Гребеньков Анатолий Михайлович Снеговик Возле леса на пригорке, Под высокою сосной, С красным носом из морковки Снеговик стоял босой. Утром, ёжась от мороза, Потирая красный нос, Говорил он Дед Морозу: «Эх, ты, Дедушка Мороз, У тебя есть много разных Тёплых валенок и шуб, Ну, а мне хотя б на праздник Дал ты старенький тулуп. Посмотри, как звери скачут И в морозы и в пургу. Только я стою здесь, плачу Без одёжек на снегу. Как мне хочется сегодня, В наступающем году, Поиграть на новогодье В жмурки, прятки, чехарду.» Отвечал старик суровый, Потрясая бородой: «Дам тебе тулуп я новый, Белый, мягкий, снеговой»
| Гребеньков Анатолий Михайлович Метелица За окном белым-бело, Снег под ногами стелется, Налетела на село Белая метелица. Все дороги замела, Вяжет снегом кружева, От села и до села Все поля завьюжила. Вьётся птицей над землёй, Как волчица, злится. И своим большим крылом к нам в окно стучится. Люди спят уже давно. Только ей неймётся, Вот и сердится она, Вот она и бьётся.
Хмелевской Николай Михайлович Зима Всё вокруг сегодня так красиво: Лес одет пушистой бахромой, И летит на землю на осины Без конца снежинок белых рой. Словно шарф накинули на плечи Молодые ивы над прудом. На дворе ликует радость встречи В детском смехе звонком, озорном. Степь лежит в задумчивости строгой, Снегопада пляшет кутерьма. И пылит позёмкой по дорогам В октябре пришедшая зима. |
Першикова Мария Романовна Русская зима Лед трещит на реке от мороза, А вода подо льдом разлилась. И в хрустальных серёжках берёза, Будто в гости она собралась. Белым снегом покрыты деревья, Разгулялась по полю метель. Шапки снега летят словно перья, Под деревьями стелют постель. Под ногами хрустит так приятно, Снег пушистый блестит серебром. И становится сразу понятно, Почему мы тоскуем о нём. Ветер воет и сердится вволю, С дуба лист запоздалый сорвёт И по белому снежному полю Где-то в ближний овраг занесёт… | Хмелевской Николай Михайлович На рассвете Как зимой у нас красиво! Посмотри, морозным утром В белом бархате осина, Пруд сияет перламутром. Тополя, берёзы, ели И кудлатые ракиты В серебре заиндевели, Тоже бархатом увиты. Словно в мае, всё в расцвете: Вишни, яблони, черешни. Как красиво на рассвете Зимним утром, утром здешним! |
Марина Малец Ты да мы Жили-были Ждали мы приход зимы. Чтобы я, да мы, да ты С горки , прямо с высоты! Да на лыжах, да на санках, На спине, да на ногах… Чтоб захватывало дух С горки ух! Под горку бух! | |
5 снежинка
Надо придумать новые слова из слова СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ
А что такое снегозадержание и для чего оно нужно?
(Снегозадержание, снегонакопление, агротехнический приём заключающийся в задержании и накоплении на полях снега. Его проводят для увеличения запасов влаги в почве и для утепления зимующих растений (озимых культур, многолетних трав и др.).
6 снежинка
Вспомнить песенки про зиму. (Дети исполняют только отрывок песни)
А сейчас давайте послушаем песни о зиме в исполнении учащихся 2 класса.
1)Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
2) Зима ( У леса на опушке) Слова: С. Островой Музыка: Э. Ханок
Ребята, а давайте позовём Зимушку к себе в гости. Позовём её песней на слова известного русского поэта Ивана Саввича Никитина “Встреча зимы”.
– Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь,
По лесам и полям.
Есть раздолье у нас”
Где угодно, гуляй,
Строй мосты по рекам,
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать,
Пусть мороз твой трещит:
Наша юная кровь на морозе горит.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам –
Песни севера петь, По лесам и полям.
Зима Хорошо вы меня встречаете — песней доброй. Спасибо, ребята! Но и я к вам пришла не с пустыми руками. (Вручение подарков от Зимы)
Ведущий. Вот и всё. Надеюсь, всем понравилось наше путешествие. Но думаю, вы не только повеселились, но и вынесли для себя немало полезного и нужного.
Рефлексия.
Используемая литература:
Соловушка. Хрестоматия для чтения в начальной школе. Курск 2016 год
Словом просиявшие. Стихи поэтов Черемисиновского района Курской области. Курск 2016 год