Удовина Марина Сергеевна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ.
ЗДРАВСТВУЙ, ПТИЧЬЯ СТРАНА!
АВТОР РАБОТЫ: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ
УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА
МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Здравствуй, птичья страна.
Цели: воспитание эколого-нравственной культуры личности.
Задачи: уточнить знания учащихся о многообразии птиц, живущих в нашей области и их значение для природы; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; расширять знания детей о птицах, условиях их обитания.
Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому, желание работать с энциклопедиями, справочникам.
Оборудование: иллюстрации «Птицы», выставка книг на тему: «Что читать о птицах», запись голоса птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Звучит музыка «Пение птиц». Дети входят в класс и занимают свои места. Учитель начинает говорить и музыка смолкает.
Вводное слово учителя
Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей подвижностью, и голосом, и обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях.
Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?
Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься не высоту до 9 км, а горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют.
У птиц необычно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.
Едва ли найдется в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) существа столь причудливо окрашенного, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.
И наконец – птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку, очень нежную. Очаровывают и завораживают удивительные трели соловья: нежные мелодичные фразы сменяются то резким свистом, то щелканьем.
На одном уроке трудно рассказать обо всех птицах, только на территории России живет более 700 видов различных птиц. Сегодня мы познакомимся с некоторыми птицами, живущими в нашей Белгородской области.
2. Доклады учеников
Учитель. Хоть я не молоток - по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
-Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)
Ученик 1: Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Добывает пищу дятел своим тонким длинным клювом. Язык дятел высовывает на 10-12 см. Большие насекомые прямо нанизываются на язык, а мелкие – прилипают к нему. Он начинает добычу пищи в 6 часов утра и продолжает до 9-10 часов вечера. За это время он истребляет огромное количество жуков - короедов. Питается также и семенами хвойных деревьев.
Ноги у него приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает прочно держаться за кору деревьев.
Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, еще плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы многие другие очень полезные птицы.
Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»?
Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
прямо с севера сюда!
- Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.)
Ученик 2: Синичку можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, она маленькая, как воробышек. У нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Синицы охотно поселяются в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирают в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедают семена ели, сосны и других растений. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.
Учитель. Ребята, а как зовут эту птицу?
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженных яблоки клюют. (Снегирь.)
Ученик 3: Вы меня сразу узнали по красной грудке снегиря. Он частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно его имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у снегиря толстый черный клюв. Им он вылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедает семена ольхи и березы. Голос скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).
Учитель. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В теплые края не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Ученик 4:Я расскажу вам о неприметном воробышке. У нашего воробья имеется много интересных особенностей. Пригладитесь, например, как взлетают птицы при появлении опасности – это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством «осколков». А характер! Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, воробьи сумели остаться гордыми и независимыми. Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручить этих птиц бесполезно, и не выпустит обратно на волю. Воробьи –
смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка. Воробьи главные защитники – сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Учитель. Ребята нам рассказали о птицах, которые проводят снами зиму. Как называют таких птиц?
Для зимующих птиц страшен голод и холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Не забывайте, ребята о птицах зимой. Устраивайте для них птичьи столовые. Помогайте им пережить трудное время.
-А как называют птиц, которые прилетают к нам гнездоваться?
Сейчас мы послушаем сообщения о перелетных птицах.
-Что это за птица?
До чего цветы в садах буйно расцвели!
Распевают песни в них звонко…(соловьи.)
Ученик 5: Проснитесь на даче пораньше, и вы услышите пение соловья. Соловей, соловушка! Голосистая маленькая птичка. Поет свои песни о доброте, красоте родного края, о любви.
Птичка неказистая – перышки окрашены в бурый цвет, брюшко посветлее, переходящее в белый цвет. Темные глаза-бусинки придают соловью особую прелесть.
Соловьи питаются только насекомыми. Вьют гнезда около земли, предпочитая молодые кустарники старым деревьям. Селятся обычно на опушках леса, по берегам рек, любят селиться в садовых кустах, поэтому их много на дачах. И если дачники - одинокие старички, в саду у них нет ребячьего визга, соловьи обязательно у них поселятся в кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения.
Птенцы у соловьев вылупляются совершенно голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать и кормить птенцов, распевая в то же время свои соловьиные трели.
В июне птенцы уже покидают родительский дом, а родители перестают петь и ведут тихий образ жизни.
Учитель. Шитовило-битовило
По-немецки говорило,
Спереди шильце, сзади вильце,
Испод – бело полотенце,
Сверху – синенько суконце.
Ученик 6: Молниями рассекают воздух ласточки-касатки. Часами носятся они в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом усядутся на провода, отдыхают, чистят перышки. Тогда и можно рассмотреть эту птичку, крылышки у не длинные, узкие, хвост вилочкой, сама черная, с блеском, грудка белая, А горло красновато-коричневое. Гнездятся ласточки-касатки только в поселках, в деревнях. Потому их называют еще деревенскими ласточками. Гнездо из глины, смешанной со слюной, лепят где-нибудь под крышей, под карнизом. Птенцы сидят в таком гнезде, как в чашке. А родители наловят в поле комаров и мошек, прилетают в деревню и кормят малышей. Придет осень, исчезнут насекомые, нечего будет есть ласточкам. И улетят они тогда на юг.
Учитель. Мать, отца не знаю
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.
Ученик 7:Кукушки – птицы перелетные. Кукушка среди наших птиц единственная, которая не имеет собственных гнезд и не занимает чужие для гнездования, она сама не выводит птенцов и не выкармливает их. Яйца самка-кукушка подкидывает в гнезда мелких насекомоядных птиц величиной до дрозда, независимо от того, гнездится та птица открыто или в каком-либо укрытии. Кукушка откладывает яйца через каждые 5-6 суток, за лето их бывает до 20-25. Для откладки яйца кукушка подыскивает гнездо с неполной кладкой. Обычно в каждое гнездо она подбрасывает только одно яйцо, а иногда взамен него выбрасывает яйцо хозяев гнезда. Как правило, хозяева гнезда не замечают подлога и добросовестно насиживают кукушечье яйцо наравне со своими. Когда кукушонок вылупляется в первые три дня он быстро растет, перегоняет в росте птенцов хозяев гнезда, а затем выталкивает их из гнезда. Приемные родители кормят только одного кукушонка. Они продолжают о нем заботиться и в первые дни, после того как он покинет гнездо.
Учитель. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. Ученик. 8: Первая птица, которая прилетает к нам с юга – это грач. Весной. Когда трактора готовят землю под яровую пшеницу, грачи особенно любят в поле. Они стаями сопровождают тракторы, собирая земляных червей и личинок майского жука.
Летом в поле грачи приучают подрастающую молодежь к самостоятельной жизни, ловят в траве кузнечиков и кобылок. Важно расхаживают черные птицы по зелени.
У старых грачей хорошо видно беловатое пятно вокруг клюва, и голос у них грубее, басистее. А молодые грачи совсем черные, карканье у них дребезжащее, детское. Спешат молодые птицы за родителями, выпрашивают корм, ссорятся друг с другом.
Свои гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
Учитель. Спасибо вам, ребята! Много интересного вы рассказали нам о жизни птиц. В нашей области живут и другие птицы – это жаворонок, варакушка, скворец, перепел, дрозд, овсянка, трясогузка, серая славка и многие другие. (Рассказ сопровождается показом иллюстраций птиц.) На территории Белгородской области насчитывается 208 видов птиц. На одном занятие трудно рассказать обо всех птицах, об этом вы узнаете в свободное время.
3. Игра «Перелетные и зимующие птицы».
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть.
4. Занимательная страничка.
Сейчас мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.
1. Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)
2. «Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!
Эта птица - молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на свое жилище... (дятел)
3. Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зернышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый... (воробей).
4. Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха - хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?..(Галка.)
5. Ей на месте не сидится; все летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? То веселая... (синица).
6. Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... (снегирю).
7. На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его…(скворец).
8. Белокрылые хозяйки, над волной летают…(чайки).
9. Дитя еще не родился, а уже отдан на воспитание; у кого это? (кукушка)
А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»; «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе – зима на дворе»; «Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – теплой зиме».
- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?
Учащиеся называют народные приметы.
Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде,
к потеплению.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку -
будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и
каркают – жди снега или мороза.
Если ворона купается ранней весной – к теплу.
Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.
Увидел скворца – знай: весна у крыльца.
Летом ворона купается – к дождю.
Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.
Синица пищит – зиму вещает.
• Если журавли осенью летают высоко – осень будет продолжительной
5. Викторина «Узнай птицу»
По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа, верно, ее иллюстрация помещается на доске.
№ п/п | Описание. | Ответ. | Изображение птицы. |
1 | Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крылья ми. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. | Воробей | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_1.png) |
2 | Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое | Синица | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_2.png) |
3 | У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый | Дятел | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_3.png) |
4 | У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета | Снегирь | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_4.png) |
5 | Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом | Клест | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_5.png) |
6 | Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. | Сорока | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_6.png) |
7 | У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. | Ворона | ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/13/s_58c6f4b03facc/585821_7.png) |
6. Чтение стихотворения.
Звучит запись «Голоса птиц». Учащиеся читают стихотворения о птицах.
VII. Итог занятия.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно. Учитель вывешивает плакат со стихотворением. (Первая буква каждой строки выделена красным цветом.)
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво.
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородную
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Что хотел сказать автор?
А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась.
- Об этом мы должны помнить всегда! А сейчас обратите внимание на выставку книг. Эти книги помогут вам узнать многое о птицах.
Список литературы
Барылкина Л.П., Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия: 2 класс. М.: ВАКО, 2007. – 256с.
Барылкина Л.П., Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО,2004. – 320с.
Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007. – 266с.
8