СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Зеленая лаборатория"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Зеленая лаборатория"»







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

творческого объединения

«Зелёная лаборатория»





Направленность естественнонаучная

Срок реализации программы 1 год

Вид программы модифицированная

Уровень ознакомительный

Возраст обучающихся 11-14 лет

Педагог дополнительного образования Шестиглазова Светлана Александровна















2023 г


Структура дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

Титульный лист

1. Комплекс основных характеристик программ

Пояснительная записка (общая характеристика программы).__________________________3

Цель и задачи программы_______________________________________________________6

Содержание программы: учебный план, содержание учебного плана___________________7

Планируемые результаты_______________________________________________________9

2. Комплекс организационно-педагогических условий

Формы аттестации____________________________________________________________10

Оценочные материалы_________________________________________________________12

Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)_____________13

Методические материалы______________________________________________________14

Рабочая програм воспитания___________________________________________________17

Календарный план воспитательной работы_______________________________________19

Календарный учебный график__________________________________________________20

Список литературы___________________________________________________________24


































Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зелёная лаборатория» составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ №273);

  2. Национальный проект «Образование»;

  3. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022. №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

  4. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  5. Постановление главного государственного санитарного врача от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

  6. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

  7. Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей (Приказ Министерства Просвещения РФ от 3 сентября 2019 г №467);

  8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";

  9. Федеральная целевая программа развития образования на 2018 - 2025 годы» (от 26 декабря 2017 г. №1642);

  10. Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);

  11. Постановление главы МО «Гиагинский район» от 14.08.2023г №226 «О некоторых мерах правового регулирования вопросов, связанных с оказанием муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальными сертификатами»;

  12. Приказ УО администрации МО «Гиагинский район» от 31.08.2023г №290 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания муни- ципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании «Гиагинский район» в соответствии с социальным сертификатом»;

  13. Приказ УО администрации МО «Гиагинский район» от 31.08.2023г №293 «Об утверждении форм заявлений и согласий на обработку персональных данных, используемые при формировании в электронном виде социальных сертификатов на получение муниципальной услуги «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» и реестра их получателей;

  14. Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

  15. Устава МБУ ДО ЦДТ;

  16. Основной образовательной программы МБУ ДО ЦДТ;

  17. Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО ЦДТ.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленая лаборатория» (далее – Программа) базового уровня имеет естественно-научную направленность.

Человек уже более пятидесяти тысяч лет живет на планете Земля, активно пользуется природными ресурсами и взаимодействует со всеми живыми и неживыми компонентами окружающей природы. Рациональное использование природных ресурсов, правила взаимодействия человека и окружающей природы – важные проблемы современного мира, которые с каждым годом становятся актуальнее.

Актуальность: Экологическое воспитание необходимо прививать с раннего возраста. Дети отличаются высокой познавательной активностью, поэтому, начиная с младшего школьного возраста, необходимо знакомить детей со связями человек – природа, воспитывать любовь и уважение к окружающей его среде.

Обучение по Программе воспитывает любовь к природе и стремление защищать окружающую среду обитания, формирует у обучающихся базу знаний для дальнейшего изучения биологической науки.

Через познание окружающего мира у детей закладываются необходимые нормы поведения, соответствующие правилам здорового образа жизни. Экологическое мировоззрение необходимо нынешнему поколению для правильных взаимоотношений человека с природой и социумом.

На занятиях по Программе дети смогут найти ответы на многие вопросы, познакомятся со сверстниками, которые также увлекаются биологией и экологией, сформируют первые понятия о науке.

Новизна программы:

В современных условиях экологическая и биологическая подготовка учащихся становится важной мерой воспитания рачительных хозяев Земли и ресурсов,а ответственное отношение к природе- одной из определённых черт личности. Все практикоориенториванной деятельности школьники имеют дело непосредственно с природой как предметом труда.

В ходе работы в группах учащиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития. Работа над коллективными проектами позволяет школьникам повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Адресат (возраст детей, участвующих в реализации данной программы).

Возраст обучающихся: 11-14 лет.

Учебная группа состоит из 12-15 обучающихся.

Объем программы.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 72 часов.

Формы и режим занятий:

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17).

Формы организации образовательной деятельности – групповые, по звеньям, индивидуальные.

Режим занятий: количество занятий - 2 раза в неделю по 1 часу (72 ч в год).










Цель и задачи программы


Цель программы: создание условий для формирования у школьников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого».

Задачи программы:

Образовательные задачи:

  • расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук: биологии и экологии;

  • расширить знания у детей элементарных представлений об основных биологических свойствах и явлениях;

  • дать представление о химических свойствах веществ;

  • расширить знания об экологии и биологии;

  • научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи;

  • формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;

  • расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;

  • развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

  • развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы;

  • развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

  • воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

  • прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как способы самореализации и самопознания;

  • способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.












Содержание программы

Учебный план


Наименование темы

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Введение.

4

2

2

2

Удивительный мир растений

12

6

6

3

Зоомир

10

5

5

4

Экосистема

12

5

7

5

Сохраним природу

10

4

6

6

Безопасная жизнедеятельность

10

4

6

7

Воспитательня работа

12

6

6

Итого

72

27

45







































Содержание учебного плана


Раздел 1. Введение

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория.

Вводное занятие. Правила поведения в группе. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика.

Практикум «Техника безопасности – наш друг!». Тестирование по вопросам техники безопасности.

Тема 1.2. Что изучает экология

Теория.

Знакомство с понятием экология. Правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Практика.

Собеседование с целью выявления уровня подготовленности детей для занятия данным видом деятельности.

Раздел 2. Удивительный мир растений

Тема 2.1. Окружающий растительный мир

Теория.

История появления растений. Взаимодействие человека и окружающей природы. Практика.

Практикум «Влияние жизнедеятельности человека на природу». Решение тестов по теме.

Тема 2.2. Растения - наша жизнь

Теория.

Роль растений в жизни людей. Какие полезные вещества выделяют растения и чем они полезны человеку?

Практика.

Практическая работа «Удивительные опыты с растениями».

Тема 2.3. Как устроены растения

Теория.

Изучение строения растений. Сходство и различия строения растений.

Практика.

Практикум «Как устроено растение» (на примере различных видов растений). Решение тестов по теме.

Тема 2.4. Такие разные растения

Теория.

Многообразие растительного мира. Растения разных климатических зон. Красная книга растений.

Практика.

Практикум «Растения нашей планеты». Решение тестов по теме.

Тема 2.5. Цветочно-декоративные растения

Теория.

Разнообразие цветочно-декоративных растений. Комнатные растения.

Практика.

Практическая работа «Посадка растений семенами, черенками, отводками».

Тема 2.6. Аптека, созданная природой

Теория.

Полезные и опасные растения. Области произрастания лекарственных растений. Аптека на окне. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

Практика.

Практическая работа «Составление гербария лекарственного растения».

Раздел 3. Зоомир

Тема 3.1. Эволюция

Теория.

Эволюция животных: от амебы до человека.

Практика.

Практикум «Строение организмов на примере различных видов животных». Решение тестов по теме.

Тема 3.2. Наименьшие животные планеты

Теория.

Одноклеточные организмы.

Практика.

Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за животными в капле воды» (на примере амебы). Заполнение дневника наблюдений.

Тема 3.3. Мир птиц

Теория.

Кто такой орнитолог. Строение птиц и их приспособления к наземновоздушной среде.

Практика.

Практикум «Изучение строения пера птицы». Наблюдение за поведением птицы. Заполнение дневника наблюдений.

Тема 3.4. Животные континентов

Теория.

Особенности строения животных разных уголков нашей планеты.

Практика.

Практикум «Почему так важен подкожный жир?». Решение тестов по теме.

Тема 3.5. Юный ветеринар

Теория.

Профессия ветеринар. Чем занимается ветеринар и как им стать?..

Практика.

Практическая работа «Осмотр животного. Создание карточки здоровья». Заполнение дневника наблюдений.

Тема 3.6. Мои домашние любимцы

Теория.

История одомашнивания животных.

Практика.

Проект на тему «Мой домашний любимец». Рассказ о своих домашних животных. Защита проекта.

Раздел 4. Экосистема

Тема 4.1. Что такое экосистема

Теория.

Понятие экосистемы. Основные компоненты экосистемы. Механизмы функционирования экосистемы.

Практика.

Практикум «Выявление сходства и различий природных экосистем:

озера, пещеры, леса, пустыни, тундры, океана, биосферы». Решение тестов по теме.

Тема 4.2. Водная экосистема

Теория.

Особенности воды как среды обитания. Водные экосистемы. Виды водных экосистем. Основные типы водных экосистем. Естественные водные экосистемы: пресноводные, морские. Искусственные водные экосистемы: пруды, водохранилища, аквариум

Практическая работа «Определение плотности воды. Наблюдение за обитателями аквариума». Заполнение дневника наблюдений.

Тема 4.3. Лесная экосистема

Теория.

Лес как среда обитания. Экосистема леса. Виды лесных экосистем. Экосистема смешанного леса. Экосистема хвойного леса. Экосистема широколиственного леса. Устойчивость лесных экосистем. Правила поведения в лесу.

Практика.

Практическая работа «Сравнение хвойного и лиственного дерева.

Отличительные признаки». Заполнение дневника наблюдений.

Тема 4.4. Экосистема родного края

Теория.

Экосистема родного края. Экосистема человека. Влияние деятельности человека на экосистему. Естественные и искусственные экосистемы.

Практика.

Проектная работа «Экосистема в коробке». Защита проекта. Выставка работ.

Тема 4.5. Экосистема жилища

Теория.

Экосистема жилища, ее влияние на организм и здоровье человека. Основа экосистемы квартиры: продуценты (комнатные растения), консументы (домашние животные), редуценты (сапрофитные клещи).

Практика.

Практикум «Квартира как маленькая экосистема». Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за микроорганизмами в пробе комнатной пыли». Заполнение дневника наблюдений.

Раздел 5. Сохраним планету.

Тема 5.1. Глобальные экологические проблемы

Теория.

Понятие и виды проблем окружающей среды. Современные мировые экологические проблемы. Пути улучшения окружающей среды.

Практика.

Создание презентаций по теме защиты окружающей среды. Демонстрация презентаций. Тема 5.2. Бумажный бум

Теория.

История создания бумаги. Сырье для производства бумаги. Как изготавливают бумагу. Как сохранить деревья?

Практика.

Практическая работа «Переработка газетной и упаковочной бумаги. Создание новой бумаги и изделий из неё». Выставка работ.

Тема 5.3. Обратная сторона упаковки

Теория.

Металлическая упаковка. Пластиковая упаковка. Саморазлагающаяся упаковка. Какой вред экологии наносят упаковочные материалы? Превращение отходов в доходы.

Практика.

Практикум «Вторая жизнь упаковки». Решение тестов по теме.

Тема 5.4. Экодом

Теория.

Экодом: что это такое? Характеристика экологически чистого дома. Ресурсосберегающие, малоотходные, здоровые и неагрессивные по отношению к природе технологии.

Практика.

Практическая работа «Создание макета экологического дома». Выставка макетов. Защита проекта.

Тема 5.5 Экскурсия в музей

Практика.

Виртуальная экскурсия Зоологический музей при АГУ.

Раздел 6. Безопасная жизнедеятельность

Тема 6.1. Мое здоровье

Теория.

Как беречь свое здоровье? Рассказ о строении человека. Первая помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах.

Практика.

«Создание паспорта здоровья». Практическая работа «Учимся делать перевязку». Решение тестов по теме.

Тема 6.2. Собираемся в поход

Теория.

Что нужно знать об отдыхе на природе? Правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Практика.

Практикум «Собираем рюкзак туриста». Экскурсия в лес. Заполнение дневника наблюдений.

Тема 6.3. Безопасность в доме

Теория.

Безопасность в доме. Правила безопасного обращения с газом, огнем, электричеством, водой.

Практика.

Практикум «Действия в экстремальных ситуациях: при авариях, пожаре, бедствии». Решение тестов. Подведение итогов. Тестирование по изученным темам Программы. Защита проектов.























Планируемые результаты


Освоение программы даёт возможность каждому учащемуся предъявить комплексный результат:

Личностные результаты:

  • Формирование ответственного отношения к учению, способности обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования;

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; экологического мировоззрения, экологической нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к проблемам окружающего мира;

  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками педагогами;

  • Формирование универсальных учебных действий; развитию творческого мышления учащихся.

Метапредметные результаты:

  • Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать полученные данные, делать выводы из исследования;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми, осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с изменившейся ситуацией;

  • Умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного сотрудничества, работать индивидуально и в группе;

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • Развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;

  • Формирование умений работать с различными источниками информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой, справочниками, Internet, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;

  • Развитие умения анализа статистических данных, их обработки, составления диаграмм, таблиц, схем;

  • Формирование навыков адекватного использования речевых средств в ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников, навыков совместной деятельности в коллективе;

Предметные результаты:

  • Формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и функционирования клетки как структурной единице живого; особенностях клетки растений;

  • Актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение знаний о влиянии деятельности человека на природу;

  • Систематизация знаний о растениях и их роли природе и жизни человека;

  • Овладение учащимися методами биологической науки






Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

Формы аттестации


Основными видами отслеживания результатов освоения учебного материала являются входной, промежуточный и итоговый контроль.

Осуществляется контроль следующим образом:

Входной контроль проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности учащихся по следующим критериям:

- развитая речь. Умение представлять и защищать свои творческие работы;

- развитие регулятивных действий (планирование, контроль, оценка);

- воображение в рисунке и в действии;

- владение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;

- владение терминологией по предмету деятельности;

- умение понимать связь событий, устанавливать причинно-следственные связи.

Контроль проводится в форме собеседования и выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального контроля проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо.

По окончании 1-го полугодия по тем же критериям проводится промежуточный контроль. В процессе его проведения выявляется степень усвоения учащимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого учащегося обращается на чёткое выполнение работы и формирование трудовых навыков.

Формы проведения: опрос обучающихся, собеседование с ними, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ.

По результатам контроля (при необходимости) проводится корректировка тематических планов.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года.

Цель его проведения – определение уровня усвоения программы каждым учащимся.

Формы проведения: публичные выступления с показом компьютерных презентаций собственного изготовления перед слушателями, участие в конкурсах, семинарах и конференциях.




















Оценочные материалы


Оценивание результатов освоения дополнительной образовательной программы курса предполагает комплексное оценивание образовательных достижений учащихся. Поэтому педагогу дополнительного образования важно иметь в виду следующее:

• на первый план выходят личностные достижения учащихся как позитивно значимые изменения качеств личности, которые возникают в ходе становления школьников;

• способы оценивания должны быть ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, где обучающиеся могут продемонстрировать применение на практике знаний и умений, опыт грамотного поведения;

• система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. За точку отсчёта принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся базовый уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируются достижение базового уровня и его превышение.





































Условия реализации программы (материально-техническое обеспечение)


Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Зелёная лаборатория» предполагают наличие:

- рабочее место учащегося - 15 комплектов (столы и стулья);

- компьютер – 1единица;

- ноутбук-1 единица;

- видео-проектор мультимедийный – 1 единица;

- цифровой фотоаппарат CANON PowerShot SX620 HS – 1 единица;

- МФУ лазерный HP Iet M1005 MFP, A4, лазерный – 1 единица;

- световой микроскоп – 7 единиц;

- звуковые колонки (1 шт);

- цифровой USB-микроскоп-1 единица;

- микроскоп стереоскопический (бинокуляр)- 1 единица;

- предметные стекла-15 уп;

- покровные стекла-15 уп.;

- пинцет анатомический-5 единиц;

- препаровальная игла- 15 комп;

- бумага фильтровальная- 3 уп.;

- пробирки пластиковые- 2 компл;

- спиртовка лабораторная- 2 единицы;

- чашка Петри- 1 уп.10 единиц;

- набор микроскопических препаратов – 1 компл;

- весы аналитические электронные- 1 единица;

- набор химических реактивов и красителей-1компл;

- дальнометр- 1 единица;

- прибор ночного видения-1 единица.


























Методические материалы

В основе программы - личностно-ориентированный подход к учащемуся, обеспечение педагогическими средствами свободного процесса развития и становления сознательного гражданина и патриота своей страны, обладающего экологической культурой, критическим мышлением, готовностью отдать силы, энергию, талант на благо общества.

Основные принципы программы:

- единства сознания и деятельности;

- толерантности;

- творческой активности и самостоятельности обучения при руководящей роли педагога;

- коллективности;

- системности и целостности;

- краеведческий;

- связи обучения с жизнью, с практикой.

Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, лекция (все разделы программы).

Наглядные методы: метод иллюстраций (показ плакатов, картин, карт, зарисовок на доске). ТСО: применение компьютера, средств воспроизведения аудио и видеоматеоиалов. Средства наглядности ( гербарии, таблицы, диаграммы и т. п.) при изучении всех тем.

Поисково-исследовательский метод: самостоятельная работа учащихся с выполнением различных заданий на экскурсиях и на занятиях.

Метод самореализации через различные творческие проекты и участия в конкурсах.

Метод контроля: контроль качества усвоения программы, роста достижений

через итоговый контроль (зачёты, викторины, тестирование, конкурсы и т.п.).

Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.

Средствами эффективного усвоения программы являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, экологические акции, знакомство с определителями, составление фотогербария, гербария, памяток.

При реализации дополнительной общеобразовательной программы «Экологическая мозайка» используются в различном сочетании разнообразные педагогические технологии, но основными среди них являются проектная технология, технология исследовательской деятельности, личностно-ориентированная технология, технология коллективного взаимодействия, информационная технология.

Проектная технология позволяет осуществлять активное формирование мышления и восприятия учащихся, основ продуктивной деятельности. Учащиеся приобретают опыт целеполагания, поиска необходимых ресурсов, планирования собственной деятельности и ее осуществления, достижения результата, анализа соответствия цели и результата. Применение данной технологии способствует развитию у учащихся таких способностей как:

- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

-информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостает);

- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на запланированные и незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»);

- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Технология исследовательской деятельности позволяет осуществить деятельность, связанную, прежде всего, с решением творческой задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала по теме исследования, его анализ и обобщение, написание работы, публичная устная и мультимедийная презентация.

Особое внимание уделяется применению личностно-ориентированной технологии, когда главной ценностью образовательного процесса определяется сам учащийся, его культура и творчество. В этом случае образование - это деятельность, которая охраняет и поддерживает детство и отрочество ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает творческую среду развития учащегося, подготавливает его к жизни в современном обществе, стимулирует индивидуальное и коллективное творчество. Особенно актуальным в данном случае является соблюдение принципа природосообразности.

На занятиях по дополнительной общеобразовательной программе «Экологическая мозайка» активно применяется технология коллективного взаимодействия, суть которой заключается в следующем:

- учебная группа делится на подгруппы с целью решения определенных конкретных задач;

- каждая подгруппа получает определенное задание и выполняет его под руководством лидера группы;

- работа в подгруппе организуется таким образом, чтобы можно было оценить вклад каждого участника подгруппы в общее дело;

- составы подгрупп не являются постоянными;

- специально создаются ситуации, когда учащиеся самостоятельно принимают решение о помощи своим товарищам;

- в условиях выездной экспедиции, туристического похода у каждого учащегося своя собственная роль и ответственность, которые являются значимой частью общего коллективного дела и общей коллективной ответственности.

В работе объединения используются информационные технологии с применением компьютеров (с лицензионным обеспечением) для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации.













Рабочая программа воспитания

Пояснительная записка

Программа воспитания - комплекс основных характеристик осуществляемой в образовательной организации воспитательной работы (цель, задачи, представленные в соответствующих модулях основные сферы совместной воспитывающей деятельности педагогов и обучающихся, основные направления самоанализа воспитательной работы), структурируемый в соответствии с программой воспитания. Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.

Воспитательная программа показывает, каким образом педагог может реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания т/о «Зеленая лаборатория» находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития. Важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания совместных дел педагогов и обучающихся является разработка, планирование, проведение и анализ результатов; создаются условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается его роль в совместных делах.

Занятия в творческих объединениях естественнонаучной направленности способствуют гражданскому становлению подрастающего поколения. Направлены на приобщение к экологической культуре, современному экономическому мышлению, профилактике негативных явлений в молодежной среде, пропаганде здорового образа жизни, развитию лидерских инициатив, решению вопросов занятости молодого поколения.

Процесс воспитания в т/о основывается на следующих принципах взаимодействия педагога и обучающихся:

- неукоснительного соблюдения законности прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентира на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогов.

Основными традициями воспитания в т/о является следующее: ключевые мероприятия, тематические выставки, анализ результатов.

Цель воспитания- личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

- в усвоении знаний основных норм, которые общество выработало на основе общепринятых ценностей;

- в развитии социально значимых отношений;

- в приобретении сформированных знаний на практике.

Данная цель ориентирует не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие уровню образования:

В воспитании детей школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий на занятиях для усвоения социально значимых знаний. Знания, полученные в учреждении, становятся базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие: знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, свою страну; беречь и охранять природу; проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; вести здоровый образ жизни; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, людям с ограниченными возможностями здоровья.

2. В воспитании детей среднего возраста таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:

  1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

  2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

  3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

  4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

  5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

  6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека;

  7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, творческое самовыражение;

  8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека;

  9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

  10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и само реализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений воспитательной работы творческого объединения.

Модуль «Ключевые мероприятия»

Ключевые мероприятия — это главные (традиционные) мероприятия, которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. В мероприятиях используются разнообразные формы и методы: беседы, викторины, презентации, концерты.

Приоритетное направление воспитательной работы по данной программе — гражданско-патриотическое. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Формирование у воспитанников таких качеств, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. Воспитание любви и уважения к традициям Отечества, школы, семьи. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.








Календарный план воспитательной работы


п/п

Наименование мероприятий

Дата

Теория

Практика

1

Беседа на тему: "Эпоха Петра 1".

сентябрь

0,5

0,5

2

Просмотр презентации на тему:

"100 - летие Адыгейской автономной области".

октябрь

0,5

0,5

3

Занимательный час: "Дорогие матери России".

ноябрь

0,5

0,5

4

Круглый стол на тему: "День государственного герба Российской Федерации".

ноябрь

0,5

0,5

5

Беседа на тему: "День Героев Отечества".

декабрь

0,5

0,5

6

Просмотр презентации: "Блокадный Ленинград".

январь

0,5

0,5

7

Занимательный час, посвященный освобождению Адыгеи и Гиагинского района от немецко-фашистских захватчиков.

февраль

0,5

0,5

8

Беседа на тему: "День защитника Отечества".

февраль

0,5

0,5

9

Просмотр презентации: "Крым навеки с Россией".

март

0,5

0,5

10

Диспут на тему: "Мы первые в космосе".

апрель

0,5

0,5

11

Беседа на тему: «Дети войны".

май

0,5

0,5

12

Круглый стол на тему: "История красного галстука".

май

0,5

0,5






















Календарный учебный график


Разделы, темы

Количество часов

Дата

Примечание

Всего

Теория

Практика

Введение

1

Вводное занятие. Правила поведения в группе. Правила техники безопасности на занятиях.

1

1





2

Практикум«Техника безопасности – наш друг!». Тестирование по вопросам техники безопасности

1


1




3

Беседа на тему: "Эпоха Петра 1".

1

1





4

Собеседование с целью выявления уровня подготовленности детей для занятия данным видом деятельности.

1


1




Удивительный мир растений

5.

История появления растений. Взаимодействие человека и окружающей природы.

1

1





6

Практикум «Влияние жизнедеятельности человека на природу».

1


1




7

Роль растений в жизни людей.Какие полезные вещества выделяют растения и чем они полезны человеку?

1

1





8

Практическая работа «Удивительные опыты с растениями».

1


1




9

Изучение строения растений. Сходств и различия строения растений.

1

1





10

Практикум «Как устроено растение»

1


1




11

Просмотр презентации на тему:

"100 - летие Адыгейской автономной области".

1

1





12

Практикум «Растения нашей планеты».

1



1




13

Разнообразие цветочно-декоративных растений. Комнатные растения.

1

1





14

Практическая работа «Посадка растений семенами, черенками, отводками».

1


1




15

Полезные и опасные растения. Области произрастания лекарственных растений. Аптека на окне. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

1

1





16

Практическая работа «Составление гербария лекарственного растения».

1


1




Зоомир

17

Эволюция животных: от амебы до человека

1

1





18

Практикум «Строение организмов на примере различных видов животных».

1


1




19

Занимательный час: "Дорогие матери России".

1

1





20

Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за животными в капле воды»

1


1





21

Кто такой орнитолог. Строение птиц и их приспособления к наземновоздушной среде.

1

1




22

Практикум «Изучение строения пера птицы». Наблюдение за поведением птицы.

1


1




23

Особенности строения животных разных уголков нашей планеты.

1

1





24

Практикум «Почему так важен подкожный жир?».

1


1




25

Профессия ветеринар. Чем занимается ветеринар и как им стать?..

1

1





26

Беседа на тему: "День Героев Отечества".

1

1




27

Создание карточки здоровья».

1


1



28

История одомашнивания животных

1

1




29

Проект на тему «Мой домашний любимец».

1


1



30

Рассказ о своих домашних животных.

1


1



Экосистема

31

Понятие экосистемы. Основные компоненты экосистемы. Механизмы функционирования экосистемы.

1

1




32

Практикум «Выявление сходства и различий природных экосистем:

озера, пещеры, леса, пустыни, тундры, океана, биосферы».

1


1



33

Особенности воды как среды обитания. Водные экосистемы. Виды водных экосистем. Основные типы водных экосистем. Естественные водные экосистемы: пресноводные, морские. Искусственные водные экосистемы:пруды, водохранилища, аквариумы.

1

1




34

Просмотр презентации: "Блокадный Ленинград".

1


1



35

Лес как среда обитания. Экосистема леса. Виды лесных экосистем. Экосистема смешанного леса. Экосистема хвойного леса. Экосистема широколиственного леса. Устойчивость лесных экосистем.Правила поведения в лесу.

1

1




36

Практическая работа «Сравнение хвойного и лиственного дерева.

Отличительные признаки».

1


1



37

Экосистема родного края. Экосистема человека. Влияние деятельности человека на экосистему. Естественные и искусственные экосистемы.

1

1




38

Проектная работа «Экосистема в коробке».

1


1



39

Защита проекта» Экосистема в коробке»

1


1



40

Экосистема жилища, ее влияние на организм и здоровье человека. Основа экосистемы квартиры: продуценты(комнатные растения) консументы(домашние животные),редуценты (сапрофитные клещи).

1





41

Практикум «Квартира как маленькая экосистема».

1


1



42

Практическая работа «Наблюдение в микроскоп за микроорганизмами в пробе комнатной пыли».

1


1



Сохраним природу

43

Понятие и виды проблем окружающей среды. Современные мировые экологические проблемы. Пути улучшения окружающей среды.

1

1




44

Создание презентаций по теме защиты окружающей среды.

1


1



45

Занимательный час, посвященный освобождению Адыгеи и Гиагинского района от немецко-фашистских захватчиков.

1

1




46

История создания бумаги.

1

1




47

Беседа на тему: "День защитника Отечества".

1

1




48

Как изготавливают бумагу.

1


1



49

Как сохранить деревья?


1


1



50

Практическая работа «Переработка газетной и упаковочной бумаги.»

1


1



51

Практическая работа «Создание новой бумаги и изделий из неё».

1


1



52

Металлическая упаковка. Пластиковая упаковка. Саморазлагающаяся упаковка.

1

1




53

Какой вред экологии наносят упаковочные материалы?

1


1



54

Просмотр презентации: "Крым навеки с Россией".


1

1




55

Практикум «Вторая жизнь упаковки».

1


1



56

Экодом: что это такое? Характеристика экологически чистого дома. Ресурсосберегающие, малоотходные, здоровые и неагрессивные по отношению к природе технологии.

1

1




57

Практическая работа «Создание макета экологического дома

1


1



58

Выставка макетов.

1


1



59

Защита проектов

1


1



60

Диспут на тему: "Мы первые в космосе".

1

1




Безопасная жизнедеятельность

61

Как беречь свое здоровье? Рассказ о строении человека.

1

1




62

Первая помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах.


1

1




63

«Создание паспорта здоровья».

1


1



64

Практическая работа «Учимся делать перевязку».

1


1



65

Что нужно знать об отдыхе на природе?

1

1




66

Беседа на тему: «Дети войны".

1


1



67

Практикум «Собираем рюкзак туриста».

1


1



68

Безопасность в доме. Правила безопасного обращения с газом, огнем, электричеством, водой.


1

1




69

Круглый стол на тему: "История красного галстука".

1


1



70

Практикум «Действия в экстремальных ситуациях: при стихийных бедствиях»

1


1



71

Подведение итогов. Тестирование по изученным темам.

1


1



72

Защита проектов.

1


1



















Список литературы


  1. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для учителей. – Новосибирск: Лада, 2000.

  2. Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослых-М.: Эксмо, 2013. -96с.

  3. Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Естествознание. Ботаника; Академия - Москва, 2012. - 368 c.

  4. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб.: Наука, САГА, 2005.

  5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.

  6. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся.

– М.: Просвещение, 1995.

  1. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013.

  2. Лазаревич С. В. Ботаника; ИВЦ Минфина - Москва, 2012. - 480 c.

  3. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. – М.: Нива России, 1992.

  4. Мухин В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

  5. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника; Академия – Москва, 2012. - 288 c.

  6. Смелова В.Г. «Зеленые друзья» Физиология растений/ методическое пособие для учителей. – М.:2011














2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!