СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Земля и её внутреннее строение.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока географии в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Земля и её внутреннее строение.»

Технологическая карта урока географии «Земля и ее внутреннее строение»

6 класс

Раздел и тема

Раздел: Оболочки Земли. Тема: Литосфера

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представлений об особенностях внутреннего строения Земли

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый

Формы: фронтальная

Технологии

информационно-коммуникационные, технология развития критического мышления

Основные понятия

Литосфера, материковая и океаническая кора, геология, геофизика

Оборудование:

компьютер, проектор, экран., презентация, Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География учебник для 5-6 классов. -М.: Просвещение, 2019г., рабочие тетради, атласы, контурные карты.

Межпредметные связи

Физика, литература, математика, биология


Цель

Создать условия для эффективного усвоения знаний о внутреннем строении Земли, продолжить формирование навыка смыслового чтения и работы с текстом

Планируемые результаты

Образовательные: сформировать у обучающихся понятия: литосфера, земная кора, мантия, ядро и элементарные, сведения о земной коре как одной из оболочек Земли, углубить знания о понятии литосфера, определение границ собственных знаний и умений, целеполагание, коррекция, удержание учебной задачи, самоконтроль и самооценка., развивать познавательную активность интеллектуальные и творческие способности учащихся, формировать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации: географическими текстами, учебником, схемами, видеофрагментом, умения делать обобщения и выводы.

Коммуникативных УУД; Участие в продуктивном диалоге, в монологических высказываниях, осуществляют контроль, коррекцию результатов деятельности; адекватно оценивать свою деятельность на уроке, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

Познавательных УУД; Анализ, синтез, умозаключение, работа с различными источниками информации, перевод устной речи в письменную, смысловое чтение, аргументирование

Развивающие: продолжать развивать умение работать с текстом, рисунком, схемой

развивать умение добывать знания путем сравнения, продолжить формировать научное мировоззрение о Земле.

Регулятивные УДД: определять цель, учебные задачи, осуществляют контроль, коррекцию результатов деятельности; адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

Воспитательные: воспитывать интерес к геологии.

Личностные – мотивация, действие смолообразования, д нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.



Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

«Сегодня мы приступаем к изучению новой темы! Для успешной работы на уроке приготовьте всё необходимое: учебник, атлас, рабочую тетрадь.»

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.

II. Мотивация обучающихся (7 мин.)

«Вам уже известно, что Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек. Сегодня мы начнём рассматривать одну из таких оболочек – литосферу.

Мы уже рассмотрели и изучили строение земной поверхности на плане и карте. Теперь строение земной коры нужно изучить более подробно, рассматривая отдельно каждый слой.

Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких, вложенных друг в друга оболочек, т. е. геосфер (от греч. «гео» – Земля, «сфера» – шар).

Итак, мы с вами узнали, что Земля состоит из нескольких геосфер. Посмотрите в учебники на странице 68 тему нашего урока и название геосферы, с которой мы сегодня познакомились.

А теперь поработаем самостоятельно. Запишем объяснение понятия “литосфера” и кратко опишем литосферу в рабочей тетради.

III. Целеполагание и актуализация знаний (3 мин.)

«Невозможно познать Землю, не изучив её оболочек. Пролистайте § 20 и ответьте на вопрос: какую геосферу мы начнём изучать сегодня (литосферу), каковы её особенности?

Что можно изобразить на картах и глобусах? (внешнее строение Земли) Ребята, а вам интересно, что находится внутри Земли? А как бы вы обозначили тему сегодняшнего урока? Что такое внешние и внутренние силы земной коры?

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Внутреннее строение Земли

«Сейчас мы с вами отправимся в недра Земли и познакомимся с её внутренним строением. Свои данные мы занесём в тетрадь в таблицу». Обучающиеся чертят таблицу в своих тетрадях. Используя презентацию, учитель рассказывает обучающимся о земной коре, мантии, ядре. Ребята по ходу объяснения делают записи в тетради.

Первичное закрепление и систематизация знаний

В ходе закрепления учитель проводит фронтальный опрос (Что находится внутри Земли? В каком агрегатном состоянии находится вещество ядра, мантии, земной коры? Как изменяется температура в направлении от ядра к земной коре?).

1. Земная кора

«Ребята, теперь пользуясь учебником заполним следующую таблицу “Виды земной коры”. Далее проводится проверка заполнения таблицы (проверка с места).

Первичное закрепление и систематизация знаний

В ходе закрепления учитель проводит фронтальный опрос (Какие виды земной коры существуют? Из каких слоёв состоит океаническая кора, а из каких материковая?).

2. Как изучают земную кору

Ознакомление обучающихся с методологией изучения строения Земли.

«Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. С давних пор геологи изучают обнажения горных пород, т. е. места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). В некоторых местах бурят скважины. Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове. Шахты тоже помогают изучить строение земной коры, которые роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и шахт извлекают образцы горных пород, по которым узнают об их происхождении, составе и строении. Все эти методы позволяют исследовать только верхнюю часть земной коры и лишь на суше. Гораздо глубже проникнуть позволяет наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология – наука о землетрясениях. В последнее время для изучения земной коры используется информация, поступающая со спутников из космоса».

3. Литосфера.

Литосфера – самая твёрдая оболочка нашей планеты, она включает в себя земную кору и верхнюю часть мантии. Толщина литосферы колеблется примерно 40 км до 280 км, составные компонентами являются: песок с пляжей, горные породы и т.д.

Известно два типа литосферы: первая континентальная литосфера, которая связана с континентальной корой, вторая - океаническая связана с океанической корой и немного плотнее континентальной литосферы.

Наиболее известной особенностью, связанной с литосферой Земли, является тектоническая активность, которая описывает взаимодействие огромных плит литосферы, называемых тектоническими плитами.

Литосфера разделена на тектонические плиты, которые соединяются между собой как зазубренная головоломка. Эти плиты не имеют постоянного расположения; они медленно двигаются. Большая часть тектонической активности происходит на границах этих плит, где они могут сталкиваться, разрываться или пододвигаться друг под друга. Движение тектонических плит стало возможным благодаря тепловой энергии от мантийной части литосферы. Тепловая энергия делает твердую литосферу более эластичной.

В контурных картах изобразим схему литосферных плит (рис. 44 стр. 70).

V. Подведения итогов урока. Рефлексия (6 мин.)

Проводится фронтальный опрос, охватывающий все изученные в течении урока разделы. (Что мы с вами сегодня изучали? Какие типы земной коры существуют? Чем они отличаются? Как учёные установили различные слои внутри Земли? Какие современные методы применяются для изучения глубинного строения Земли? Что такое литосфера?)

Далее учитель проводит с обучающимися игру «Эрудит».

«Расскажите о литосфере как можно больше, но я разрешаю говорить только по одному предложению, начиная со слов: “Я знаю, что…”. Нельзя повторяться и делать паузу между ответами товарищей более 5 сек». (Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли. Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии. Я знаю, что литосфера – объединяет внутренние и внешние оболочки Земли. Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли. Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.)

VI. Определения домашнего задания и инструктаж по его выполнению (2 мин.)

«Внимательно прочитайте § 20, письменно выполните задания на странице 70. При чтении параграфа выделите части, которые вы хуже всего поняли. Обсудите их с одноклассниками, придумайте друг другу интересные вопросы по изучаемой теме. Подготовьтесь к опросу на следующий урок».